Статья Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Информационно-коммуникативные технологии в начальном образовании». Учитель первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 75 города Лесной Свердловской области Пиняжина Наталья Евгеньевна Состояние современного образования и тен­денции развития общества требуют новых системно организующих подходов к разви­тию образовательной среды. В настоящее время 85 % учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них выходят в Интернет. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. В ходе опроса 40 % респондентов отметили перспективу получения более обширных знаний благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Давно доказано, что учащиеся по-разно­му осваивают новые знания. Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Всё это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном становится актуальной задачей школьного преподавания. Информационные технологии- это мощное орудие, с помощью которого можно развить формирующийся интеллект младшего школьника - базу, лежащую в основе способности к обучению. Потому так важен учет особенностей интеллектуального и психического развития учеников началь­ной школы. В этом возрасте доминирующей функцией является мышление. Так, ребенок 7-11 лет способен к умозаключениям при конкретности условий задачи. И если в до­школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, то при переходе в на­чальную школу будущий первоклассник об­ладает уже словесно-логическим мышлени­ем. По ходу взросления в области разновидности мышления выделяют три ос­новные группы, к которым могут относиться дети: а) теоретики или мыслители - они легко решают учебные задачи в словесном плане; б) практики - им нужна опора на наглядность и практические действия; в) ху­дожники - дети с ярким образным мышле­нием. Соответствие выбранных учителем методов и приемов обучения возрастным и личностным особенностям учеников на­чальных классов дает хорошие результаты. Ускорение раннего развития детей дела­ет реальностью внедрение компьютерных технологий на ранних этапах обучения. К моменту поступления в школу (6-7 лет) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами, поэтому начинать обучение целесообразно с младшего школьного возраста, так как из­вестно, что самые прочные и пожизненные знания и навыки человек получает в на­чальной школе.

Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие. Наиболее удачной формой использова­ния ИКТ (информационно-компьютерные технологии) являются презентации. Главное в пре­зентациях - тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Презентации - средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При за­креплении можно более детально остано­виться на вопросах, вызывающих затрудне­ния у школьников. Использование анима­ционных эффектов способствует повыше­нию интереса учащихся к изучаемой теме. Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демон­стрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптив­ности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельнос­ти. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент мо­жет внести в него необходимые корректи­вы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы рабо­ты. Ученики находятся в состоянии психо­логического комфорта. Таким образом, дос­тигаются идеальные варианты индивиду­ального обучения с использованием визу­альных и слуховых образов. Более подробно об электронных учебниках и некоторых наиболее распространённых системах электронного обучения вы сможете узнать в статье Л.З.Цветановой - Чуруковой «Использование электронных средств в школьном обучении». Журнал «Начальная школа» №8 (2008). В статье А.В.Молоковой «Компьютер на уроках обучения грамоте», журнал «Начальная школа» № 8 (2006) можно узнать, как использовать в работе электронное учебное пособие «Азбука». В журнале «Начальная школа» № 5 (2006) есть статья Е.М. Савченко «Использование компьютера на уроках математики». А в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, г. Санкт- Петербург была разработана в 2003 году инструментальная компьютерная среда (ИКС) для поддержки начального образования, которая включает медиатеку с набором инструментальных модулей для подготовки и проведения уроков: «Методический кабинет», «Индивидуальный портфель», «Конструктор медиатеки», «Конструктор уроков». «Конструктор заданий»,»Плеер уроков», «Плеер заданий», «Журнал успешности» по трём образовательным областям: русский язык, математика, окружающий мир. Подробнее об этом можно узнать в журнале «Начальная школа» № 4 ( 2007) в статье «Инструментальная компьютерная среда в начальном образовании». Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго ин­дивидуальные и дифференцированные ди­агностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объектив­ность, простота, массовость. Наиболее распространенным в опыте работы учителей начальных классов явля­ется применение мультимедийных техно­логий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с кото­рого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьни­ков, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные усло­вия для включения мультимедийных тех­нологий в учебный процесс. Мультимедиа в переводе с англий­ского означает «много средств»: звук, ви­део, графика (схемы, фотографии, рисун­ки). Если выразиться кратко, мультиме­диа - это компьютер плюс проек­тор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т.д. Проведение уроков с наглядной компь­ютерной демонстрацией помогает учени­кам лучше запоминать материал, более глу­боко проникать в суть изучаемого вопроса. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюст­ративный метод обучения, основным наз­начением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспече­ния его успешного восприятия, усиливаю­щегося при подключении зрительной памя­ти. По результатам исследования институ­та «Евролингвист» (Голландия) большин­ство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное исполь­зование аудио- и видеоинформации повы­шает запоминаемость до 30-50 %.

Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем са­мым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимо­го для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30 %, а приобретен­ные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методи­ческих позиций мультимедиа имеют следу­ющие демонстрационные преимущества: представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозиро­вана в соответствии с особенностями про­цесса обучения; с помощью слайдов можно применять разнообразные формы органи­зации познавательной деятельности: фрон­тальную, групповую, индивидуальную; можно использовать различные видеофраг­менты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе. Мультимедиаресурсы за счёт увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности

(создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.). У школы и отдельных учителей появляются возможности создания электронных библиотек с готовыми мультимедиаресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.

При использовании в обучении математике, русскому языку, природоведению мультимедийных технологий структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

образовательный аспект - восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

развивающий аспект - развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

воспитательный аспект - формирование научного мировоззрения, умения чётко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.

При разработке уроков учителя могут использовать программу Рower Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд- презентации. Слайд-презентации очень удобно ис­пользовать при подготовке уроков, так как слайды можно подготовить для каждого этапа урока. При этом необходимо учесть ряд основных требований. Слайд должен содержать минимально возможное количе­ство слов. Для надписей и заголовков сле­дует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лако­ничность - одно из исходных требований при разработке учебных программ. Пред­почтительнее выносить на слайд предло­жения, определения, слова, термины, кото­рые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстра­ции презентации. Размер букв, цифр, зна­ков, их контрастность определяются воз­можностью их четкого рассмотрения с пос­леднего ряда парт. Предпочтительна залив­ка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз. Для текста лучше не использовать яр­ких тонов, приемлемым являются коричне­вый, бордовый цвета. Для лучшего усвоения учащимися зна­ний следует предлагать слайды, оформлен­ные в одном тоне, но только не в белом: так как экран сам по себе яркий, белый цвет действует на детей угнетающе и их зритель­ная активность снижается. Для фона лучше использовать спокойные холодные тона: зе­леный, фиолетовый, синий. Для оформле­ния фона можно использовать различные картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал внимание учащихся от текста. Чертежи, рисунки, фотографии и дру­гие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим. На просмотр одного слайда следует от­водить достаточно времени (не менее 2-3 мин), чтобы учащиеся могли сконцент­рировать внимание на экранном изобра­жении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слай­да, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях. При использовании на уроке мультиме-диаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодей­ствия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьи­рование доли самостоятельности обучае­мых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности ра­ботать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой. Существует возможность ис­пользования компьютера как эффективно­го средства создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Учитель мо­жет, например, отключить звук и предло­жить ученикам прокомментировать наблю­даемое на экране. Затем учитель может ли­бо просмотреть с учениками материал еще раз со звуком, либо не возвращаться к про­смотру, если учащиеся успешно справи­лись с заданием. Условное название этого приема «Что бы это значило?». Можно остановить кадр и предложить ученику попробовать, проделав мысленный эксперимент, описать дальнейшее протека­ние процесса. Условное название этого приема «А что будет дальше?». Так можно либо создать проблемную ситуацию, связав ее с темой урока, либо на основе иллюстрации, анимации закрепить изученное. Проблемные ситуации хорошо работают в сильных классах, но с еще большим успехом их можно применять в слабых классах, т.е. в классах компенсиру­ющего обучения (КО) и классах коррек-ционно-развивающего обучения (КРО). Включение проблемных ситуаций активи­зирует у школьников память, речь, мыш­ление. У учащихся классов КО и КРО эф­фективность запоминания увеличивается в два раза, так как «лучше один раз уви­деть, чем сто раз услышать», повышается работоспособность. Электронное пособие (слайды) учитель может использовать для объяснения нового материала, повторения пройденного, орга­низации проверочных и самостоятельных работ. Безусловно, успех процесса обучения во многом зависит от компетентности педаго­гов в сфере информационно-коммуникаци­онных технологий (ИКТ). Сегодня высокая информационная культура учителя рас­сматривается как необходимое условие про­фессиональной педагогической деятельнос­ти. В связи с этим выросла активность при­менения информатизации в учебном про­цессе и вообще в педагогической сфере. Конечно, использование ИКТ на каж­дом уроке достаточно сложно и трудоемко. Учителю всегда приходится находить­ся в поиске приемов и средств организации учебно-познавательной деятельности уча­щихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а глав­ное - незабываемым. Дидакты предупреждают, что учебный эффект всякого наблюдения будет зави­сеть от того, насколько учитель, использу­ющий в своей работе мультимедийные об­разовательные программы, сумеет объяс­нить учащимся, что и для чего они должны наблюдать, а также сумеет при­влечь и сохранить внимание учеников на протяжении всего процесса обучения. Школьники могут привыкнуть к тому, что информация подается визуальным спосо­бом. На этом пути есть опасность «избы­точной наглядности», когда постоянное снабжение учащихся готовыми мультиме-диадемонстрациями начинает тормозить развитие. Могут возникать разрывы между тем, что говорит учитель, и тем, что на са­мом деле воспринимает ученик. Таким образом, в преподавании стоит трудная задача выбора оптимальной зре-лищности, которая помогала бы обучению, а не мешала ему. Систематизируем возможности исполь­зования учителем электронного пособия в обучении младших школьников.

  1. Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного мате­риала: видео, слайд-шоу, анимации, демон­страции опытов на этапе введения нового знания.

  2. Использование справочного материа­ла: словарей, биографий ученых, интерак­тивных карт и таблиц - для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.

  3. Использование интерактивных зада­ний на этапе закрепления нового материа­ла; на уроках-тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы.

  4. Составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интер­активном варианте.

5. Использование результатов выполне­ния заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.
  1. Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.

Использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно-иллюстрационного материала урока, выведение его на распечатку Информационно-коммуникационные тех­нологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно до­бывать, анализировать, представлять и пе­редавать другим информацию; эти техноло­гии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Я в своей работе использую презентации. С этого учебного года в нашей школе был введён новый предмет, который называется «Культура здоровья». К сожалению в школе нет учебников по данному предмету. Ряд уроков необходимо проводить практически: учить детей методам расслабления, определения пульса, оказание первой помощи и т.д. Но есть в данном предмете и теоретические уроки, в проведении которых мне помогают презентации.

Мною были созданы презентации: « Первый твой помощник - солнечный свет», «Второй твой помощник - свежий воздух», «Третий помощник - чистая вода»,

«Четвёртый помощник - здоровое питание», «Пятый твой помощник - физические упражнения», «Шестой помощник - отдых», «Седьмой твой помощник - хорошая осанка», «Режим дня».

Уверена, что большинство из вас не только используют на уроках и во внеклассной работе, но и сами создают подобные презентации. Не мало готовых презентаций можно найти в Интернете. Но почти любую готовую презентацию творческий учитель будет адаптировать для своего конкретного урока. Необходимо сказать и то, что создание презентаций требует достаточного количества времени. Поэтому я считаю, что хорошо было бы иметь в городе сайт готовых презентаций, созданных учителями нашего города.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессив­ные технологии обучения. М., 1995.

  2. Бобко ИМ., Молокова А.В., Молоков Ю.Г.Тенденции развития информатизации общеоб­разовательной школы. Новосибирск, 1996.

  3. Ефимов В.Ф. «Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников». Начальная школа. № 2. 2009.

  4. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информа­тика: Учеб. пос. для студентов пед. вузов. М., 2003.

  5. Захарова Н.И. «Внедрение информационных технологий в учебный процесс». Начальная школа. № 1. 2008.

  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.


© 2010-2022