- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности для 1 класса Удивительный мир
Программа внеурочной деятельности для 1 класса Удивительный мир
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Таирова .М. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Содержание .
-
Пояснительная записка стр. 4
-
Тематическое планирование стр. 6
-
Планы-конспекты занятий стр. 9
-
Литература стр. 54
Образовательная программа внеурочной деятельности
«Удивительный мир»
1 класс Пояснительная записка Программа «Удивительный мир» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 6 - 7 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи программы «Удивительный мир»:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе. Курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Курс носит личностно-развивающий и деятельностный характер. Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания. Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание эколистовок, экологические акции.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
-
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
-
Овладеть основными экологическими терминами;
-
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
-
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
-
Уметь работать индивидуально и в группе;
-
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
-
Выполнять правила поведения в природе;
-
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
-
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
-
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
-
Уметь изготовлять экологические памятки.
Тематическое планирование
№ урока
Тема занятия
Вид учебного занятия
Раздел I. Введение в экологию (2 часа)
1
Что такое экология?
Экскурсия
2
Природа в моей жизни
Групповая дискуссия
Раздел II. Что расскажут нам деревья? (7 часов)
3
Жизнь дерева
Тренинг; групповая дискуссия
4
Березовая роща
Экскурсия
5
Осенние фантазии
Практическая работа
6
Березовая роща
Экскурсия
7
Хорошо ли в нашей роще?
Научно-исследовательская работа
8
Сделаем листовки в защиту нашей рощи!
Практическая работа
9
Расклеим листовки для защиты нашей рощи!
Экскурсия
Раздел III. Оранжерея на окне (3 часа)
10
Такие удивительные растения!
Демонстрационное занятие
11
Посадка комнатных растений
Практическая работа
12
Что нужно растениям?
Групповая дискуссия
Раздел IV. Загрязнение воды (7 часов)
13 Экскурсия на речку «Калдинку»
Экскурсия
14
Проращиваем семена в воде
Практическая работа
15
Я и вода
Практическая работа
16 Изучаем проростки семян
Практическая работа
17 Где вода лучше?
Научно-исследовательская работа
18 Сделаем листовки в защиту нашего озера!
Практическая работа
19 Расклеим листовки для защиты нашей речки!
Экскурсия
Раздел V. Загрязнение воздуха и почвы (5 часов)
20 В поисках чистого снега
Экскурсия
21
Проращиваем семена в талой воде
Практическая работа
22
Изучаем двигательную активность моллюсков в талой воде
Практическая работа
23 Изучаем проростки семян
Практическая работа
24 Где снег чище всего?
Научно-исследовательская работа
Раздел VI. В мире животных (4 часа)
25
Маршрутный учет птиц
Экскурсия
26
Какие у нас обитают птицы?
Научно-исследовательская работа
27
Звери и их следы жизнедеятельности
Экскурсия
28
Какие у нас обитают звери?
Научно-исследовательская работа
Раздел VII. Взаимосвязь организмов в природе (2 часа)
29
Пирамида жизни
Тренинг; групповая дискуссия
30
Паутина жизни
Тренинг; групповая дискуссия
Раздел VIII. Что мы узнали? (4 часа)
31
Экологический кодекс жителей Земли
Групповая дискуссия
32
Давайте сохраним планету
Практическая работа
33
Подготовка к итоговой конференции
Демонстрационное занятие
34
Итоговая конференция
Конференция
Тема занятия: Что такое экология? Задачи:
- Начать формировать понятие об экологии
- Расширить знания о правилах поведения в природе
- Научить наблюдать за природой
- Способствовать стремлению детей узнавать больше об окружающем их мире
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
Тип занятия: Экскурсия в лес Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
- Инструктаж по технике безопасности (5 мин).
- Изучение нового материала (30 мин).
Ребята, вам нравится в лесу? А вы знаете как нужно себя здесь вести?
-
Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждайте кору деревьев!
-
Не собирайте весной березовый сок.
-
Не жгите весной траву.
-
Берегите лягушек, жаб и их головастиков, не убивайте змей, даже ядовитых.
-
Не рвите в лесу и на лугу цветов.
-
Не подходите близко к гнездам птиц и не разоряйте их если нашли.
-
Не обрывайте в лесу паутину и не убивайте пауков.
-
Не ловите бабочек, стрекоз и других красивых насекомых.
-
Не разоряйте муравейники.
-
Не ловите диких животных и не берите их домой.
-
Не пускайте собак гулять в лесу или в парке весной и в начале лета.
-
Съедобные ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повреждать веточек.
-
Не сбивайте грибов, даже ядовитых.
-
В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
-
Не шумите в лесу и в парке.
-
Не оставляйте в природе мусор.
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Природа в моей жизни Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать у участников представлений друг о друге
- Дать возможность получить опыт публичного самоанализа
- Создать единый групповой эмоциональный настрой.
Тип занятия: Групповая дискуссия Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин).
- Основная часть занятия (35 мин).
После того как каждый ребенок высказался, обсуждаем вопрос всем классом.
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Жизнь дерева Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать у участников представлений друг о друге
- Создать единый групповой эмоциональный настрой
- Сформировать эмоциональное отношение к дереву как природному объекту.
- Организационный момент (5 мин).
- Основная часть занятия (35 мин).
Групповое обсуждение вопросов:
- Что вы почувствовали, побывав деревом? Вам понравилось?
- Ребята, как вы думаете, что необходимо для жизни дерева?
- А зачем эти компоненты природы нужны дереву?
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Березовая роща Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Расширить знания о правилах поведения в природе
- Научить наблюдать за природой
- Способствовать стремлению детей узнавать больше об окружающем их мире
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
Тип занятия: Экскурсия в березовую рощу Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
- Инструктаж по технике безопасности (5 мин).
-
Основная часть (30 мин).
Ребята, а вы знаете, как человек может воздействовать на природу?
Вы знаете, что человек может как помогать природе, так её и разрушать?
Как вы думаете, нашей роще человек больше помог, или разрушил?
Какие «следы» человека вы видите в нашей роще?
Предлагаю нам всем вместе побыть учеными. Сейчас нам нужно будет определить, как люди влияют на березовую рощу. Для этого нужно пойти по определенному треугольному маршруту. И отмечать все объекты, которые создал человек. Выделить и запомнить основные, самые крупные и те, которые встречаются чаще всего.
А вот примеры того, что мы можем встретить: канавы, ямы, насыпи, дороги, тропы, свалки мусора, обширные вытоптанные площадки, вырубки и гари;
линии электропередач, бытовой мусор (валяющийся на земле - бумага, пластик, бутылки, банки), кострища.
Теперь давайте обсудим результаты нашего исследования.
Каких объектов вы нашли больше всего?
Какие объекты самые крупные?
Без чего люди могли бы обойтись?
Что нужно сделать, чтобы этих объектов стало меньше?
А теперь давайте соберем опавшую листву для поделок, которые мы будем изготавливать на следующем уроке.
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Осенние фантазии Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
Тип занятия: Практическая работа
Материалы и инструменты: Листья, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши и фломастеры, клей, салфетка, картон.
Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
Сегодня на занятии мы будем заниматься изготовлением поделок из осенних листьев. Вам нужно будет сделать картину о том, как вы видите березовую рощу без следов деятельности человека. О том, как эта роща будет прекрасна.
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: листья, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши и фломастеры, клей, салфетка, картон.
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Березовая роща Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Расширить знания о правилах поведения в природе
- Научить наблюдать за природой
- Способствовать стремлению детей узнавать больше об окружающем их мире
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
Тип занятия: Экскурсия в березовую рощу Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
- Инструктаж по технике безопасности (5 мин).
-
Основная часть (30 мин).
Ребята, вы знаете, как люди могут воздействовать на деревья?
Вы знаете, что человек может и помогать дереву, и разрушать его?
Как вы думаете, деревьям в нашей роще человек больше помог, или разрушил?
Какие «следы» человека вы видите на деревьях?
Предлагаю нам всем вместе снова стать учеными. На этот раз нам нужно будет определить, как люди влияют на деревья в березовой роще. Для этого нужно пойти по тому же самому треугольному маршруту, как и в прошлый раз. Теперь мы будем отмечать повреждения древесной растительности: сухие и суховершинные деревья, спиленные деревья (пни), поваленные стволы, деревья с механическими повреждениями стволов (раны на стволе, следы обугливания). Нужно будет выделить и запомнить основные повреждения деревьев, то есть те, которые встречаются чаще всего.
Теперь давайте обсудим результаты нашего исследования.
Каких повреждений вы нашли больше всего?
Много ли деревьев в роще повреждены?
Что нужно сделать, чтобы поврежденных деревьев стало меньше?
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
Тема занятия: Хорошо ли в нашей роще? Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать навыки работы в команде
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
Тип занятия: Научно-исследовательская работа
Материалы и инструменты: Цветная бумага, ножницы, карандаши и фломастеры, клей, салфетка, ватман. Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
Сегодня на занятии мы будем заниматься созданием научно-исследовательской работы. Вам нужно будет разбиться на 4 команды и оформить ватман. На нем мы должны рассказать о том, как мы проводили исследования в березовой роще. Вы должны показать, зачем мы проводили исследование, как мы его проводили и к каким выводам пришли. Хорошо ли в нашей роще?
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: цветная бумага, ножницы, карандаши и фломастеры, клей, салфетка, ватман.
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Сделаем листовки в защиту нашей рощи! Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Научить изготовлять экологические памятки
- Сформировать бережное отношение к природе
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
- Сформировать активную жизненную позицию
Материалы и инструменты: Бумага, карандаши и фломастеры. Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
Сегодня на уроке мы будем изготавливать листовки в защиту березовой рощи. Теперь мы убедились, в том, что она нуждается в нашей помощи. Давайте призовем людей, к тому, чтобы они бережнее относились к природе! Сейчас каждый должен нарисовать рисунок с конкретной просьбой. Это может быть призыв не мусорить или не ломать деревья. Может быть, кто-то сможет придумать что-то очень оригинальное. А на следующем занятии мы расклеим эти листовки на улице. Чтобы люди стали более внимательно относиться к экологическим проблемам.
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, сегодня у нас: бумага, карандаши и фломастеры.
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Расклеим листовки для защиты нашей рощи! Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Расширить знания о правилах поведения в природе
- Научить наблюдать за природой
- Способствовать стремлению детей узнавать больше об окружающем их мире
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать активную жизненную позицию
Материалы и инструменты: Двусторонний скотч, ножницы, листовки. Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
- Инструктаж по технике безопасности (10 мин).
-
Основная часть (25 мин).
Ребята, помните, вы на прошлом занятии рисовали листовки? Теперь пришло время их расклеить! Каждый может наклеить свой рисунок куда хочет, но будем делать это организованно: каждый клеить по очереди и помогать друг другу. Желательно разместить листовки равномерно по всей территории и на уровне глаз, как детей, так и взрослых. Будем надеяться, что люди задумаются и больше не будет портить природу, а в роще экологическая обстановка станет намного лучше, чем сейчас!
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Такие удивительные растения! Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Улучшить навыки запоминания нового учебного материала
- Сформировать бережное отношение к природе
- Организационный момент (10 мин).
-
Основная часть (25 мин).
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к комнатным растениям! Помните ли вы, что нужно было дереву для жизни? Правильно, солнце, почва, вода и воздух. Ребята, подумайте, всем ли растениям это нужно? Правильно, всем. Поэтому когда мы заводим дома комнатные растения, мы должны их всем этим обеспечить. Сейчас я вам расскажу правила ухода за комнатными растениями и продемонстрирую на одном из них. Растения должны всегда стоять на свету, их нужно своевременно поливать. Для того, чтобы обеспечить корни растения воздухом почву нужно рыхлить, а листья протирать от пыли.
Мир комнатных растений очень многообразен. Сейчас я вам покажу различные виды комнатных растений и расскажу, как они называются. А вы должны запомнить, а потом повторить. Вот и проверим, кто больше всех запомнит!
- Д/з. Придумать рассказ о комнатных растениях, которые есть у вас дома (5 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Посадка комнатных растений Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Научить осуществлять простейшие операции по пересадке растений
- Сформировать навыки работы в группах
- Улучшить навыки запоминания нового учебного материала
- Сформировать бережное отношение к природе
- Организационный момент (5 мин).
- Проверка домашнего задания (15 мин).
- Основная часть (20 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Жизнь дерева Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать у участников представлений друг о друге
- Создать единый групповой эмоциональный настрой
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
- Организационный момент (10 мин).
Тема занятия: Экскурсия на речку «Калдинку» Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Расширить знания о правилах поведения в природе
- Научить наблюдать за природой
- Научить отбирать пробы воды
- Способствовать стремлению детей узнавать больше об окружающем их мире
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
Материалы и инструменты: 3 пустые пластиковые бутылки с завинчивающимися крышками Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
- Инструктаж по технике безопасности (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Проращиваем семена в воде Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Научить осуществлять простейшие операции по проращиванию семян в воде
- Сформировать навыки работы в группах
- Улучшить навыки запоминания нового учебного материала
- Сформировать бережное отношение к природе
Материалы и инструменты: Три бутылки с водой из реки, одна бутылка с водой из источника, 5 упаковок семян кресс-салата, 6 чашек Петри, листов фильтровальной бумаги, 6 препаровальных игл, мерная колба. Ход занятия:
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
- Организационный момент (10 мин).
Тема занятия: Я и вода Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
Материалы и инструменты: бумага, кисти, акварель, баночки для обмывания кисти. Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Изучаем проростки семян Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Научить осуществлять простейшие операции по изучению семян
- Сформировать навыки работы в группах
- Улучшить навыки запоминания нового учебного материала
- Сформировать бережное отношение к природе
Материалы и инструменты: 6 препаровальных игл, пинцеты, листы бумаги, карандаши. Ход занятия:
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
Давайте, вместе посчитаем количество проростков в одной чашке Петри, заполним первый листок. Затем, разобьемся на те же 5 групп, и вы продолжите работу самостоятельно. После этого мы сравним получившиеся результаты.
- Организационный момент (10 мин).
Тема занятия: Где вода лучше? Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать навыки работы в команде
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
Тип занятия: Научно-исследовательская работа
Материалы и инструменты: Цветная бумага, ножницы, карандаши и фломастеры, клей, салфетка, ватман. Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Сделаем листовки в защиту нашей речки! Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Научить изготовлять экологические памятки
- Сформировать бережное отношение к природе
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
- Сформировать активную жизненную позицию
Материалы и инструменты: Бумага, карандаши и фломастеры. Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Расклеим листовки для защиты нашей речки! Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Расширить знания о правилах поведения в природе
- Научить наблюдать за природой
- Способствовать стремлению детей узнавать больше об окружающем их мире
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать активную жизненную позицию
Тип занятия: Экскурсия на речку. Материалы и инструменты: Двусторонний скотч, ножницы, листовки. Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
- Инструктаж по технике безопасности (10 мин).
-
Основная часть (25 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: В поисках чистого снега Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Расширить знания о правилах поведения в природе
- Научить наблюдать за природой
- Научить отбирать пробы снега
- Способствовать стремлению детей узнавать больше об окружающем их мире
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
Материалы и инструменты: Совок, 12 полиэтиленовых пакетов, 6 стикеров. Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
- Инструктаж по технике безопасности (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
-
Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Проращиваем семена в талой воде Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Научить осуществлять простейшие операции по проращиванию семян в воде
- Сформировать навыки работы в группах
- Улучшить навыки запоминания нового учебного материала
- Сформировать бережное отношение к природе
Материалы и инструменты: 6 пакетов с талой водой, 5 упаковок семян кресс-салата, 6 чашек Петри, 6 листов фильтровальной бумаги, 6 препаровальных игл, мерная колба. Ход занятия:
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
- Организационный момент (10 мин).
Тема занятия: Изучаем двигательную активность моллюсков в талой воде. Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Научить осуществлять наблюдения за животными в лаборатории
- Сформировать навыки работы в группах
- Улучшить навыки запоминания нового учебного материала
- Сформировать бережное отношение к природе
Материалы и инструменты: 6 пакетов с талой водой, 12 моллюсков, 6 чашек Петри, 12 расчерченных на квадратики по 1см2 круглых листов бумаги размером с чашку Петри, мерный цилиндр. Ход занятия:
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
Результаты сравнить. В каких вариантах моллюски двигались больше?
- Организационный момент (10 мин).
Тема занятия: Изучаем проростки семян Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Научить осуществлять простейшие операции по изучению семян
- Сформировать навыки работы в группах
- Улучшить навыки запоминания нового учебного материала
- Сформировать бережное отношение к природе
Материалы и инструменты: 6 препаровальных игл, пинцеты, листы бумаги, карандаши. Ход занятия:
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
- Организационный момент (10 мин).
Тема занятия: Где снег чище всего? Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать навыки работы в команде
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
Материалы и инструменты: Цветная бумага, ножницы, карандаши и фломастеры, клей, салфетка, ватман. Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Маршрутный учет птиц Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Расширить знания о правилах поведения в природе
- Научить наблюдать за природой
- Научить проводить маршрутные учеты
- Познакомить с местными видами птиц
- Способствовать стремлению детей узнавать больше об окружающем их мире
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
- Инструктаж по технике безопасности (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
-
Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Какие у нас обитают птицы? Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать навыки работы в команде
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
Материалы и инструменты: Цветная бумага, ножницы, карандаши и фломастеры, клей, салфетка, ватман. Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Звери и их следы жизнедеятельности Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Расширить знания о правилах поведения в природе
- Научить наблюдать за природой
- Научить проводить маршрутные учеты
- Познакомить с местными видами зверей
- Способствовать стремлению детей узнавать больше об окружающем их мире
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
Тип занятия: Экскурсия в лес Материалы и инструменты: Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин). Сбор детей возле школы.
- Инструктаж по технике безопасности (10 мин).
- Основная часть (25 мин).
-
Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Какие у нас обитают звери? Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать навыки работы в команде
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
Материалы и инструменты: Цветная бумага, ножницы, карандаши и фломастеры, клей, салфетка, ватман. Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Пирамида жизни Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать у участников представлений друг о друге
- Создать единый групповой эмоциональный настрой
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть урока (25 мин).
- Организационный момент (10 мин).
Тема занятия: Паутина жизни Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать у участников представлений друг о друге
- Создать единый групповой эмоциональный настрой
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть урока (25 мин).
Тема занятия: Экологический кодекс жителей Земли Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Развить умение отвечать на поставленные вопросы
- Сформировать бережное отношение к природе
- Сформировать у участников представлений друг о друге
- Создать единый групповой эмоциональный настрой
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть урока (25 мин).
- Организационный момент (10 мин).
Тема занятия: Давайте сохраним планету Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Воспитание воли, усидчивости, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, старательности, эстетического вкуса
- Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие творческих способностей и воображения
Материалы и инструменты: Бумага, кисти, акварель, баночки для обмывания кисти. Ход занятия:
-
Организационный момент (5 мин).
-
Подготовка рабочего места (5 мин).
- Практическая работа (20 мин).
- Проверка и оценка работ (10 мин).
- Организационный момент (5 мин).
Тема занятия: Подготовка к итоговой конференции Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Дать понятие о конференции, публичном отчете
- Развить ораторские способности учащихся, умение правильно изъясняться
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть урока (25 мин).
- Организационный момент (10 мин).
Тема занятия: Итоговая конференция Задачи:
- Продолжить формировать понятие об экологии
- Сформировать бережное отношение к природе
- Дать понятие о конференции, публичном отчете
- Развить ораторские способности учащихся, умение правильно изъясняться
- Организационный момент (10 мин).
- Основная часть урока (25 мин).
- Организационный момент (10 мин).
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная и дополнительная литература:
Для учителя:
- М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
- А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
- Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, «Панорама», 2006 г.
- А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
- «Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
Для учащихся:
-
В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
-
Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
-
Маркин Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
-
Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
-
Журналы «Юный натуралист».
54