- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок открытия нового знания русский язык тема Предлог
Урок открытия нового знания русский язык тема Предлог
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горулева А.А. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка. 2 класс.
(УМК «Планета знаний»)
Тип урока: открытие нового знания. Тема: «Предлоги». Учитель: Горулёва Альбина Александровна, высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 26 города Ярославля. Цели: формирование представления о служебных частях речи - предлогах и умения использовать предлоги для связи слов в предложениях. Демонстрационный материал
-
Части речи
-
Предлоги
-
Алгоритм определения частей речи.
Название
… часть речи
Обозначает …
Отвечает на вопросы …
Части речи
-
Существительное
Прилагательное
Глагол
-
План выхода из затруднения:
Алгоритм
Наблюдение
Определение
Доказательство
-
Алгоритм определения предлога.
Предлог
… часть речи
Служит для …
Раздаточный материал.
- К
онверт № 1
катал
кот
клубок
красный
- К
онверт № 2 задание для пробного действия.
Настя
лес
пошла
подснежники
- Задание для самостоятельной работы с самооценкой по эталону
Котенок сидит ... крыльца.
Собака подбежала ... хозяину.
- Эталон выполнения самостоятельной работы.
- З
Запиши предложения, вставляя в них предлоги. Какие слова они связывают?
Мы идём ... лесу.
Ветки деревьев качаются ... ветра.
… сосне сидит белка.
Медведь спит … берлоге.адание для тренировки.
- Смайлики для подведения итога урока.
- Планшеты для индивидуальной работы и магнитики.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Требования: Организация:
- актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
- деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
- условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
-Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. (Дети хлопают друг другу в ладоши). (Дети садятся на свои места). -Начнём урок русского языка. Какую тему мы изучаем? (Части речи.) -Чему мы учились на предыдущих уроках? (Определять части речи), (Составлять из слов предложения.) Оформление доски
Части речи - Вы уверены в своих знаниях по этой теме? (Да.), (Я на прошлом уроке написал на отлично самостоятельную работу.), (Я выполнил домашнюю работу самостоятельно, не обращался за помощью к родителям.), (Я помог своему товарищу выполнить домашнее задание.) - Чему посвятим урок? (Узнаем новое о частях речи.), (Откроем новые знания по теме части речи.) - Как вы будете узнавать новое? (Повторим необходимый материал.), (Выполним пробное действие.), (У нас возникнет затруднение.), (Сами найдём способ выхода из затруднения.), (Результат и будет новое знание.) 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
- Актуализация и обобщение необходимых ЗУН.
- Актуализированных способов действий: построение предложения.
- Актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: наблюдение, анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
- Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).
- Самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
- Фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного действия и его обосновании.
к кр ка кл
- Какую букву мы будем прописывать? (Букву «ка», которая обозначает согласный, глухой парный, твердый звук [к] и мягкий звук[кʼ]) - Прокомментируйте, пожалуйста, написание буквы «ка». (Ставлю ручку на верхнюю рабочую строку, веду прямую линию до нижней рабочей строки, поднимаюсь вверх до 1/2, бугорок, руку оторвали. Ручку поставили на ½ , короткая прямая линия вправо, плавный поворот, линия вниз, качалочка до середины.) - Как соединяются буква «ка» с буквой «о»? (Средним соединением.) - Как соединяются буква «ка» с буквой «р»? (Средним соединением.) - Как соединяются буква «ка» с буквой «л»? (Нижним соединением.) -Приступайте к работе. Старайтесь писать ровно, без отрыва руки, соблюдая высоту наклонной прямой. (Дети пишут в тетради половину строки строчную букву «ка», далее по два раза соединения «ко», «кр», «кл») - Откройте конверт 1. (В конверте на отдельных карточках написаны каллиграфически правильно слова.) - Прочитайте слова.
клубок
катал
кот
красный
- Это предложение? (Нет.),(Это не предложение, то набор слов.), (Это не предложение, так как слова не связаны по смыслу.), (Это не предложение, т.к. эти слова не выражают законченную мысль.) - Что же такое предложение? (Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.) - Составьте из этих слов предложение. (Дети меняют карточки местами, составляя предложение, и прикрепляют их магнитами на планшет.) - Прочитайте предложение.(Кот катал красный клубок.) - Назовите орфограммы, которые встретились в словах предложения. (В слове кот - парный согласный «т», проверочное слово коты.), (В слове катал - безударный гласный «а», проверочное слово катит.), (В слове клубок - парный согласный «к», проверочное слово нет клубка.), (Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю точку.) Оформление доски
Кот катал красный клубок.
-Запишите предложение, подчеркните орфограммы. Дети записывают предложение, подчеркивают орфограммы. -Подведем итог. Что повторили на первом этапе урока? (Правильное написание буквы «ка» и соединение её с другими буквами.), (Повторили орфограммы - безударный гласный, проверяемый ударением), (Парный согласный.) -Для чего мы это повторили? (Повторили для того, чтобы красиво и грамотно писать.) -Над какой темой мы работаем? (Части речи.) - Какие части речи вы знаете? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.) Оформление доски
Какой инструмент вам помогает определить части речи? (Нам помогает алгоритм.) Оформление доски
Алгоритм определения частей речи
Название
… часть речи
Обозначает …
Отвечает на вопросы…
- Дайте определение изученных частей речи по алгоритму. (Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?), - Продолжайте! (Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая?, какое?, какой?, какие?) - Отлично! Дайте определение глаголу. (Глагол - самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?) - Молодцы! Хорошо знаете определения частей речи. Докажите, что вы умеете определять части речи! Определите части речи в предложении и надпишите над словами их названия. (Слово «кот» обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» - значит слово кот - существительное.) (
сущ.
КотОдин ученик подписывает на доске, остальные в тетради) -
гл.
каталПродолжайте! (Слово «катал» отвечает на вопрос «что делал?». Обозначает действие. Слово «катал» - глагол.) (Один ученик подписывает на доске, остальные в тетради). -
прилаг.
красныйОпределите, какой частью речи является слово «красный». (Слово «красный» обозначает признак и отвечает на вопрос «какой?» Слово «красный» - прилагательное.), (Один ученик подписывает на доске, остальные в тетради). -
сущ.
красныйЧто вы можете сказать о слове «клубок»? (Слово «клубок» обозначает неодушевленный предмет и отвечает на вопрос «что?». Слово «клубок» - существительное.) (Один ученик подписывает на доске, остальные в тетради). О
прилаг.
красный
сущ.
Кот
сущ.
клубок.
гл.
каталформление доски.
- Молодцы, отлично справились с заданием. Что мы повторили во время выполнения этого задания? (Закрепили определения частей речи.), ( Умение определять части речи.), (Умение составлять предложение.) - Каким инструментом пользовались? ( Алгоритмом определения частей речи.) - Какой следующий шаг? (Пробное действие.) - Зачем нужно пробное действие? (Надо понять, что мы пока не можем выполнить правильно.) - Посмотрите на доску. Оформление доски.
Настя
пошла
лес
подснежники
-Спрогнозируйте задание для пробного действия. (Из данных слов составить предложение.) -Выполняйте задание, которое вы предложили и запишите предложение на планшетах. Напомните, пожалуйста, правило написания предложения. (Начало предложения с большой буквы, в конце предложения ставим знак препинания.) Дети составляют предложение. -И так, проверим, как вы выполнили задание! (Я не смог составить предложение.), (Я не смог связать слова в предложении.) - Кто составил предложение? Прочитайте. (Настя пошла в лес за подснежниками.), (Настя пошла за подснежниками в лес.) О
Настя
пошла
в
лес
за
подснежниками.
формление доски. - - Запишите, комментируя предложение в тетрадь. (Пишу слово «Настя» с большой буквы - границы предложения.), (В слове «пошла» безударный гласный «о» в приставке.), (Следующее слово «в».), (В слове «лес» - парный согласный «с», проверочное слово «леса».), (Пишу слово «за».), (В слове «подснежниками» - безударный гласный «о» в приставке.) - Какое следующее задание выполним? (Определим части речи и подпишем их над словами.) - Каким инструментом будем пользоваться? (Алгоритмом определения частей речи.) -Определите части речи слов в предложении и подпишите их над словами. - Докажите, какими частями речи являются данные слова. (Слово «Настя» - отвечает на вопрос «кто?», обозначает предмет, это имя существительное.), (Слово «пошла» - отвечает на вопрос «что сделала», обозначает действие, это глагол.), (Слово «лес» отвечает на вопрос «что?» и обозначает предмет, это существительное),(Слово «подснежники» отвечает на вопрос «что», обозначает предмет, это существительное. ) - У кого другие варианты? (Я ещё подписал предлоги «в» и «за».) О
сущ. гл. сущ. сущ.
Настя пошла в лес за подснежниками.
формление доски. - - Почему слова «в», «за» вы назвали предлогами? (Вы нам называли эти слова в 1 классе.), (При написании сочинения рассказывала об этих словах мама.) - Докажи, что «в», «на» предлоги! ( Я не знаю, как доказать.), (Я не могу доказать, что это предлоги), (Я не знаю определение предлога.) - Каков наш результат по выполнению пробного действия? (Мы не знаем, как доказать, что «в» и «за» предлоги.) - Как вы думаете почему? (Мы не знаем определения предлога.) - Молодцы! Вы смогли зафиксировать свои затруднения! Физкультминутка. 3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. Требования:
- Организовать восстановление выполненных операций.
- Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.
- Организовать соотнесение своих действий с используемым алгоритмом.
- На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения.
- Давайте разбираться! Что вам необходимо было сделать в задании на пробное действие? (Составить предложение, определить и подписать части речи.) - Каким инструментом пользовались? (Алгоритмом определения частей речи.)
- Почему возникло затруднение? (Не знаем что такое предлог.), (Не знаем определения предлога как часть речи.)
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Учащиеся ставят цель проекта
- Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
- Учащиеся определяют средства.
- Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Какую цель мы поставим? (Надо дать определение предлога.) - Значит, какая тема урока? (Предлоги как часть речи.) О
Предлогиформление доски.
- Приступим к реализации цели. Что нам необходимо сделать для ее достижения? (Составить план работы.) - Каким инструментом воспользуемся? (Воспользуемся алгоритмом определений частей речи.) О
АЛГОРИТМформление доски едел - Что поможет нам вывести правило? (Наблюдение над ролью этих слов в составленных предложениях.) О
НАБЛЮДЕНИЕформление доски
- Какой будет следующий шаг? (Выведем определение.) О
ОПРЕДЕЛЕНИЕформление доски
- Зачем нужно определение предлога? (Доказать, что «в» и «за» части речи.) О
ДОКАЗАТЕЛЬСТВОформление доски
- Какая была у нас цель? (Составить план работы по выведению определения предлогов.) - Мы ее выполнили? (Да.) О
АЛГОРИТМформление доски.
НАБЛЮДЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
- Реализация построенного проекта.
- Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
- Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
- Организовать фиксацию нового способа действия в знаках.
- Организовать фиксацию преодоления затруднения.
- Организовать уточнение общего характера нового знания.
- Работать будем все вместе. Действуем по составленному плану. (Воспользуемся алгоритмом определений частей речи.) - Как вы считаете, являются ли предлоги частями речи? (Да, являются.) - Докажите. (Это слова.), (Мы используем предлоги в нашей речи.)
- Предлоги - самостоятельные части речи? (Нет.) - Почему? (Они не обладают самостоятельным значением.) - Следующий шаг алгоритма? (Надо узнать, что обозначают предлоги.) - Назовите предлоги. ( На.), (Под.), (За.) ... - Что они обозначают? (Они ничего не обозначают.) - Следующий шаг алгоритма? (Надо узнать, на какие вопросы предлоги отвечают.) - На какие вопросы отвечают предлоги? (Предлоги не отвечают на вопросы.) - Следующий ваш шаг? (Понаблюдаем, зачем нужны предлоги.), (Найти способ доказательства предлога.),(Понаблюдаем за предлогами в предложении, чтобы найти способ доказательства предлога.) - Прочитайте составленное предложение без предлогов? (Настя пошла лес подснежники.) - Что заметили? (Нет связи слов в предложении.) - Между какими словами нет связи? (Между словами «пошла лес» и «пошла подснежники».) - Значит, какое значение имеют предлоги? (С помощью предлогов изменяется форма слова.), (Предлоги связывают слова.) (Служат для связи слов в предложении.) - Какой частью речи можно назвать предлоги? (Предлоги - служебные части речи.) Оформление доски:
- Прочитаем полученное правило по опорным словам. (Предлог - это служебная часть речи. Служит для связи слов в предложении.) - Где мы можем подтвердить свой вывод? (Прочитать правило в учебнике.) - Откройте учебник на странице 108, прочитайте правило. У
Предлог - служебная часть речи. Служит для связи слов в предложении.ченик читает вслух.
- Мы добились поставленной цели, вывели правило? (Да.) - Сможем теперь доказать, что «в» и «за» предлоги? (Сможем.) - Подпишем над словами «в», «за» предлоги. Установим связь между словами с помощью предлогов. Ученик работает у доски. («в» - слово служит для связи слов «пошла» и «лес», значит «в» - предлог».) Второй ученик работает у доски. ( «На» - предлог, он служит для связи слов «пошла» и «прогулку».) О
сущ. гл. х пр. сущ. пр. сущ.
Настя пошла в лес за подснежниками.формление доски.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
- Какой следующий шаг учебной деятельности? (Потренироваться.), (Выполнить упражнения на новое правило.) - Предлагаю рассказать полученное правило в парах. Сначала рассказывают дети 1 варианта, 2 вариант слушает. Потом наоборот. (Учащиеся работают в парах.) - Молодцы вы знаете правило. Для тренировки применения нового правила я предлагаю выполнить упражнение. Возьмите карточку.
Запишите предложения, вставляя в них предлоги. Какие слова они связывают?
Мы идём ... лесу.
Ветки деревьев качаются ... ветра.
… сосне сидит белка.
Медведь спит … берлоге.
- Прочитайте задание в упражнении самостоятельно.
-Прочитайте задание? (Запишите предложения, вставляя в них предлоги. Какие слова они связывают?) - Прочитаем первое предложение, какой предлог вставим? Кто поработает на доске? (Ученик работает на доске.) (Мы идём по лесу. Вставил предлог «по». Он связал слова «идём» и «лесу». Идём (по чему?) по лесу.) Оформление доски.
- Запишем второе предложение. Кто поработает у доске? (Ученик работает на доске.) (Ветки деревьев качаются от ветра. Вставил предлог «от». Он связал слова «качаются» и «ветра». Качаются (от чего?) от ветра. ) Оформление доски.
- Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.) - Вставьте предлоги в третье и четвёртое предложения в парах. Установите, какие слова свяжут между собой предлоги. Ученики работают в парах. -
+
На сосне сидит белка.
+
Медведь спит в берлоге.Проверьте по образцу.
- Кто без ошибок выполнил работу? (Дети поднимают руки.) - Молодцы! - У кого возникли затруднения? Почему? (Не смог подобрать предлог.) - Вы молодцы, что поняли причину затруднения. - Сделайте вывод. (Мы умеем устанавливать связь между словами с помощью предлога.),(Мы умеем связывать слова с помощью предлогов.) - Вы потренировались? (Да.) - Какими будут наши действия далее? (Выполним самостоятельную работу.)
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Цель самостоятельной работы? (Чтобы проверить самого себя.), (Как я могу связывать слова с помощью предлога.), (Как я умею применять новое правило.) - Для выполнения самостоятельной работы, возьмите карточку.
Котенок сидит ... крыльце.
Собака подбежала ... хозяину.
- Вам даны предложения. Вставьте в них предлоги. Покажите стрелками какие слова они связывают? Работаете на карточке. На выполнение работы 2 минуты. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточках). - Время на выполнение задания вышло. Ваши следующие шаги? (Проверим по подробному образцу.) - Образец выполнения задания на доске.
-- Кто верно выполнил задание? Поднимите руку. Молодцы!
Кто не смог верно выполнить задание? Поднимите руку. Не расстраивайтесь. Сегодня только первый урок. Какую поставите себе цель? (Потренироваться выполнять такие упражнения.)
- Включение в систему знаний и повторение.
- границы применимости нового знания.
- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученным.
- Задания на повторение.
- Задания на пропедевтику изучения последующих тем.
- Где это нам может пригодиться в жизни? (Писать сочинения.), (Общаться с другими людьми, правильно строить предложения. ) - Молодцы! Вы правильно думаете. Я предлагаю выполнить упражнение в учебнике № 6 на странице 110. Откройте учебник на данной странице. - Прочитайте задание упражнения. (Прочитай предложения. Вставь предлоги.) - Выполните задание самостоятельно. Работаем в учебнике простым карандашом. - Проверим полученную запись. (Котенок подкрался к утятам. Вставил предлог «к». Предлог «к» связал слова глагол «подкрался», существительное «утятам»), (Утята побежали к собачьей конуре. Предлог «к» связал глагол «побежали» и прилагательное «собачьей» и существительное «будке».), (Лохматый пес залаял на котенка. Вставил предлог «на», который связал глагол «залаял» с существительным «котенка».), (Хитрые утята спокойно пошли к воде. Вставил предлог «к», который связал глагол «пошли» с существительным «воде».) -Перед какой частью речи ставятся предлоги. (Предлоги ставятся перед существительными.), (Перед глаголами предлогов нет.) - Получившаяся запись - это отдельные предложения или текст? (У нас получился текст.) - Молодцы! Вы справились с заданием.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
- Как мы заканчиваем наш урок? (Анализируем свою работу.)
- Какие же трудности у вас еще встречаются? (Не совсем верно подбираю предлоги. )
- Где можно над ними поработать? (Дома, выполнив домашнее задание.)
- Я предлагаю потренироваться дома, выполнив упражнение № 5 на странице № 110.
- Для тех, кто любит трудности, предлагаю упражнение №10. (Ребусы.)
- Н
Стр. 108 правило, стр. 110, № 5, *№10.
о обязательным для всех - выучить правило о предлогах, которое находится в учебнике на странице 108.
- На доске лестница успеха. Оцените свою деятельность.
- Если у вас не осталось вопросов и вы можете рассказать о новом знании свои друзьям или родителям, поставьте свой смайлик на верхнюю ступеньку лесенки успеха. - Если вы не уверены в своих знаниях, у вас остались вопросы, поставьте смайлик на среднюю ступеньку лесенки. - Если же вы не поняли новое знание, ничего не запомнили, у вас остались вопросы и не справились с самостоятельной работой на этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой», поставьте свой смайлик на нижнюю ступеньку лесенки успеха. (Учащиеся подходят к доске и прикрепляют смайлик на магнитике на одной из ступенек.) - Поднимите руки, кто поставил смайлик на нижней ступеньке? Почему? (У меня сегодня не все получилось, как я хотел.) - Поднимите руки, кто прикрепил смайлик на второй ступеньке? - Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит? (У нас не всё получалось, нам надо ещё потренироваться.) - Поднимите руки, кто поставил себя на верхнюю ступеньку? Почему? (У меня сегодня все здорово получилось.), (Сегодня на уроке я все понял.), (Я могу поделиться своими знаниями и помочь ребятам, у которых возникают затруднения.) - Многие поставили себя на верхнюю ступеньку и это замечательно! Спасибо за хорошую работу на уроке! До свидания!
20