Открытый урок литературного чтения в 3-м классе ( внеклассное чтение) Осенние картины и настроения в поэзии

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе ( внеклассное чтение) "Осенние картины и настроения в поэзии"

  • Перекупка Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе ( внеклассное чтение) Осенние картины и настроения в поэзии

Учебник "Литературное чтение", авторы-составители: Н. В. Гавриш, Т. С. Маркотенко

Цели урока:

  • образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;

  • развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

  • воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.

Ход урока

I.Оргмомент.

- Дорогие мои друзья, с каким настроением вы шли сегодня на урок?

- Почему?

- Я очень рада, что моё желание совпало с вашими. Я тоже хочу чтобы вы сегодня на уроке литературного чтения сделали какое-то новое открытие, пополнили свою копилку знаний.

II. Введение в тему урока. <Приложение 1>

Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
Зелёные сосны, зелёные ели
С лёгким пьянящим запахом прели.
На шаг отошла, прищурила глаз,
По веткам кармином прошла ещё раз.
Тихо, красиво и грустно немножко
Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке.
Солнце скупо дарит лучи.
Осень. На юг улетели грачи.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины.) Продолжите предложение: «Осень-это… Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие?

- Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)

- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?

- Почему? (мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе)

- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)

- А какие стихи о родной природе вы приготовили?

- К какому роду литературы относятся все названные вами стихотворения? (пейзажная лирика)

- Докажите.

III. Сообщение темы и цели урока. <Приложение 2>

- Сегодня мы на уроке внеклассного чтения отправимся в замечательный мир поэзии, чтобы насладиться поэзией осени, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

3. Что такое воображение?

Да. Поэты и писатели с помощью слов рисуют удивительны картины. Но увидеть вы их сможете, если позовете на помощь свое воображение.

Вот как об этом написал поэт Леонид Яхнин:

Не поймаешь солнце в сети.

Не посадишь в клетку ветер.

Не отдаст тебе река

Отраженья - облака.

Не возьмешь туман в карман,

Не нальешь его в стакан.

И не сможешь унести

Море синее в горсти.

Но могу я все на свете -

Море, солнце, реку, ветер

И речные отраженья

Уместить в воображенье.

Если позвать на помощь воображение, то вы не только увидите и услышите, но и почувствуете происходящее.

4. Осень в изображении поэтов.

Представьте, что мы заходим в библиотеку. На полках рядами стоят книги. На первый взгляд здесь очень тихо, но если прислушаться, книги заговорят с вами.

А.С.Пушкин.

А как любил осень А.С.Пушкин ! В одном из писем своему другу он писал :

« Осень подходит. Это мое любимое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает».

Трижды в осеннее, любимое время, посещал Пушкин село Болдино. …Здесь день за днем перед глазами поэта развертывалась картина долгой осени, со всеми её оттенками и переменами. Я предлагаю вам насладиться творчеством великого поэта.

( чтение стихотворений детьми )

И.А.Бунин.

Иван Алексеевич Бунин замечательный человек, поэт, писатель. Бунин говорил : «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…» Таким человеком был и сам Иван Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет.

IV. Работа над стихотворением.

1. Вступительная часть.

- Каким стихотворением вы пополнили свою поэтическую копилку на прошлом уроке? (И.Бунин "Листопад")

- О чём это стихотворение? (о природе, об осени в лесу, о том, как природа готовится к осеннему сну)

- Кто из вас хотел бы вновь побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин?

2. Чтение стихотворения учителем.

- Тогда слушайте и представляйте!

3. Первичное восприятие.

- Как хорошо вы слушали!

- Какие чувства вы испытали?

4. Словарная работа Знакомство с лексическим значением слов: терем, лазурь, лиловый, вдова, резьба. Работа в парах (Слова и их значения записаны на отдельных карточках. Нужно соединить слово с его лексическим значением.)

4. Перечитывание про себя.

- Кому из вас захотелось побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

- Откройте учебник на с. 21 и насладитесь красотой осеннего леса. Вчитайтесь в эти строки и представьте, о чём пишет Бунин.

- На какие части можно разделить этот отрывок?

- Докажите свою мысль.

5. Анализ первой части отрывка.

- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.

- Каким автор изобразил лес?

- Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой)

- Подчеркните их.

- Есть ли непонятные слова? (лиловый)

Объяснение значения с использованием толкового словаря Ожегова.

- Подберите синонимы. (учащиеся находят в классе карточки с синонимами)

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.

- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)

- Как называются такие слова в художественной литературе? (эпитеты - на доске)

- Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)

- Подчеркните их.

- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину)

- Что же особенно удивило Бунина?

- Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной:)

- Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?

Сообщение ученицы о теремах. <Приложение 3>

- Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси.

- Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске)

- Подчеркните его.

- Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.

- Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны. <Приложение 4>

- Почему лес стоит стеной?

- А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья)

- Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой:)

- Объясните это выражение.

- Что автор пишет о ёлочках?

- Как называется этот приём? (сравнение)

- Подчеркните сравнение.

- Почему автор использует такое сравнение?

- На что похожи ёлочки? (на башни терема)

- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны)

- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон)

- Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?

- Что заметили? (автор использует сравнение)

- Почему появились эти оконца?

- Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

- Как называет автор окна? (оконца)

- О каком качестве поэта это говорит?

- Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки)

- Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью)

- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?

- Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?

- Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение)

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине. (учащиеся используют "Словари настроений")

1)

он удивляется, восхищается
"лес, точно терем расписной:"

2)

он любуется, любит то, о чём пишет
"оконца", "ёлочки"

3)

он радуется, ему весело:
"весёлой, пёстрою толпой"

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

6. Вывод по 1 части.

- В каком образе предстала осень?

7. Физкультминутка. <Приложение 5>

8. Анализ 2 части отрывка.

- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.

- Какова здесь осень? (грустная)

- Как вы догадались? (и осень тихою вдовой:)

- Какое средство художественной выразительности использует автор? (олицетворение)

- О чём грустит осень?

-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

- Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится)

- Случайно ли это?

- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток)

- Подчеркните их.

- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток:) Подчеркните их.

- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)

- Как он пишет о тишине?

- Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье)

- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое)

- Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает)

- Докажите. (:что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье:)

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

- Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч)

<Приложение 6>

- Как же будете читать эти строчки? Почему?

- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине?

- Какое оно?

- Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк)

- В каком образе выступает осень в этой части?

9. Слушание музыки. "Осенняя песня" П.И.Чайковский из цикла "Времена года"

  • слово учителя о Чайковском и его альбоме "Времена года" <Приложение 7>

  • слушание

  • беседа

- Каков характер музыки?

- Какой представлена здесь осень?

- С какой картиной осени созвучна эта пьеса?

V. Работа над выразительностью.

- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

  • Темп чтения. <Приложение 8>

  • Тон чтения.

  • Логические ударения.

  • Паузы.

Работа в парах.

Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы.

- Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)

- Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок? <Приложение 9>

- Какими они получились?

- Какими настроениями проникнут этот отрывок?

- Сегодня мы рассмотрели только две картины из стихотворения Бунина "Листопад"

VI. Проверка домашнего задания.

- Дома вы постарались увидеть другие картины в этом стихотворении. а на уроке рисования - выполнили их в цвете. Что же у вас получилось?

- Представьте свои работы.

VII. Творческая разноуровневая работа в группах.

В.Поленов «Золотая осень»

Каждая группа учеников подбирет словосочетания для описания картины.

Отчёт о выполненной работе.

VIII. Домашнее задание. (по выбору)

1 Выразительно читать.

2. Выучить наизусть.

3. Сочинить сказку "Осень в лесу"

4. Прочитать другие стихи Бунина.

IX. Итог урока.

- Какие открытия вы сделали?

- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?

- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?

- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?

X. Рефлексия.

- Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.

XI. Заключительное слово учителя.

- Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)

- Что происходит в этом месяце? (наступает зима)

- Да.

"В полночь дождь перестал,
И как белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок:"

- Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.

- Урок окончен. Спасибо.



© 2010-2022