Технологическая карта урока русского языка на тему Имя прилагательное Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет Русский язык Класс 3 Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока проблемно-диалогическая Тема Род имен существительных Цель Формирование понятия «род имён существительных» на основе видовых понятий - существительные мужского, женского и среднего рода, развитие умений выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов. Основные термины, понятия Род, слова-помощники

Планируемый результат Предметные умения: - знать части речи; - распознавать ИС; - правильно записывать слова; - наблюдать за ИС; - верно определять род ИС











Личностные УУД:

1. Умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Познавательные УУД:

1. Умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1. Умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение сотрудничать.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Школа 2100», 3 класс

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Приставка Mimio

Колонки для воспроизведения звука

Экранно-звуковые пособия: Презентация в Power Point «Род имен существительных».

Оборудование: карточки, таблицы для заполнения.

Технология изучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь выражать свои мысли

- Мы начинаем урок русского языка. - Проверьте готовность к уроку. Все ли учебники и тетради находятся у вас на столе? - Почему важен порядок на столе и готовность к уроку?
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Повторение. Актуализация и постановка проблемы (1)

Предметные:

- знать части речи;

- распознавать ИС;

- правильно записывать слова.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- выявлять сущность, особенности объектов.

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;


- Что мы повторяли на прошлом уроке? - Что мы знаем об ИС? - Сегодня мы продолжим разговор об ИС. Проверим, хорошо ли вы усвоили признаки ИС. Проведем эстафету по рядам. В полученные карточки мальчики записывают 1 пример названия неодушевленного предмета, а девочки 1 пример одушевленного ИС. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Перед началом работы в карточках вы должны сделать еще одну запись. Какую именно - вы должны догадаться сами. Побеждает тот ряд, который верно заполнит всю карточку. Мы повторяли признаки ИС как части речи.
Самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос одушевленные - «кто?», неодушевленные - «что?»




Ученики вписывают недостающие слова, подбирают и записывают одушевленные и неодушевленные ИС.

Открытие новых знаний и постановка проблемы урока (2)

Регулятивные: - умение высказывать своё предположение на основе полученных данных. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей



Личностные:


- умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Постановка цели урока. - Как же мы с вами делим ИС? А сейчас посмотрите на доску. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Оказывается, ИС можно поделить другим способом и у ученых есть особый способ классификации ИС. Открыть этот способ вам помогут слова: Технологическая карта урока русского языка на тему Имя прилагательное Школа 2100Технологическая карта урока русского языка на тему Имя прилагательное Школа 2100Технологическая карта урока русского языка на тему Имя прилагательное Школа 2100Технологическая карта урока русского языка на тему Имя прилагательное Школа 2100 - На какие еще группы можно поделить ИС? Соберите эти слова по парам. Можем ли мы одну из пар присвоить одному из столбцов? - Давайте потренируемся делить ИС на эти 2 группы. Откройте страницу 19 в учебнике, упр. №230. Выполните задание в группах. Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка, мужчина, женщина. Какие две группы мы можем выделить? Вы заметили, что есть слова женского пола, а есть мужского. Вот интересно узнать, а как ученые называли эти группы слов?



На одушевленные и неодушевленные.











На ИС, относящихся к словам «она - моя» и на ИС, относящихся к словам «он - мой».


Группы обсуждают задание и тренируются делить ИС на те, которые относятся к словам «она - моя» и «он - мой».





Мужские, женские

Открытие нового знания

Метапредметные (УУД):

Познавательные: - Выявлять сущность, особенности объектов.

регулятивные:

- умение высказывать своё предположение.

коммуникативные: - умение слушать и понимать других. - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - оформлять свои мысли в устной форме. - умение сотрудничать.
- Я попросила одну из учениц поработать с толковым словарем. Она воспользовалась словарем Ожегова С.И. и выписала вот такое определение слова. - Ученые делят ИС на слова женского рода и мужского. А знаете ли вы, что у них есть интересная гипотеза. Те предметы, которыми пользовались мужчины, становились мужского рода, а те, которые использовали женщины - женского. - Давайте проверим, все ли слова можно разделить на эти 2 группы. - Дед Афанасий держит в руках картину. Как вы думаете какое задание он предлагает вам выполнить? Парусник, песок, пальма, чайка, солнце, море. - К какой группе мы отнесем слова «солнце» и «море»? - Может быть, вы догадались, какие слова-помощники нужны для этих слов? (открываются карточки на доске с данными словами). - Давайте создадим третий столбик. А как будут называться ИС, которые относятся к словам «оно-мое»? - А где мы можем посмотреть недостающую нам информацию?
Ученик зачитывает найденный ответ «Род - это группа, которая объединяет несколько видов, обладающих общими признаками»











Дети обсуждают, выносят свои предположения и предлагают согласованный вариант. Начинают делить слова на группы и испытывают трудность при соотнесении слов солнце и море. Дети молчат.

«Оно- мое».


Среднего рода.
Дети молчат.
В учебнике.

Применение умений, на основе полученных данных

Личностные: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).



- Правильно, в упр.233 вы найдете ответ на этот вопрос. - Первый ряд выписывает существительные мужского рода, второй ряд - женского, а третий ряд выступает в роли исследователей и подчеркивает карандашом те слова, которые не смог отнести ни к мужскому, ни к женскому роду и ищет в упражнении №233 как называются слова этой группы. - Какой вопрос вызвал у нас затруднение? - Третий ряд может помочь нам в этом вопросе? - Давайте впишем в третий столбик название рода. Какие слова в нем будут? (перечисляются варианты и записываются на доске).
Физкультминутка
- Применим наши новые знания на практике. Выполним у доски с комментированием упражнение №232. - Кто догадался что в нем нужно сделать? ПРИЛОЖЕНИЕ 3





Работают в группах, ищут ответ на вопрос.







Как назвать ИС, относящиеся к словам «оно-мое»
Третий ряд называет понятие - средний род.







Перепутаны слова в столбиках, нужно распределить в правильные группы по родам. Дети выполняют у доски с проговариванием действий и рассуждением.





Предметные:

- наблюдать за ИС;

- верно определять род ИС;


Метапредметные (УУД)

регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



- Что мы теперь знаем об имени существительном?
- А теперь давайте прочтем правило на странице 21: - Узнали ли Вы из правила что-то, о чем мы еще не говорили на уроке? (окончание, слова-помощники каждого рода: земля, озеро, дядя). Об этом мы узнаем на следующих уроках.
- Под правилом есть стихотворение, оно поможет вам легко и быстро запомнить все слова-помощники и научиться быстро и верно определять род имен существительных. Давайте прочтем его хором:
Женский род запомню я И скажу: «Она - моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой». Средний род - оно, моё! Это правило - твоё!
- Давайте составим краткую схему, для всех трех новых групп ИС.


Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода. Имена существительные мужского рода имеют нулевое окончание или окончания а, я. К этим существительным можно подставить слова он, мой: отец, дядя, Миша. Имена существительные женского рода, имеют окончания а, я или нулевое. К этим существительным можно подставить слова она, моя: страна, земля, дочь. Имена существительные среднего рода имеют окончание о, е, я. К этим существительным можно подставить слова оно, моё: озеро, море, имя.






Дети составляют схему: ИС делится на м.р он-мой, ж.р. она моя, ср.р. он мой

Закрепление. Рефлексия уч.деятельности

Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Попробуйте самостоятельно выполнить упражнение №234. Что вам нужно сделать?
Свеча, озеро, друг, дочка, взгляд, вьюга, ружье, полотно, Андрюша, жилище, кроссворд.

- Нарисуйте на полях зеленый кружок, если уверены, что выполните это задание без ошибок, желтый кружок, если еще сомневаетесь и возможно, допустите ошибки и красный кружок, если тема для вас очень трудная и вы считаете, что не справитесь. Проверка задания в парах
- Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Как работал ты? - Какую работу мы сегодня выполняли? - Чему учились? - Кто доволен сегодня своей работой?


Составить сочетания имен существительных со словами мой, моя, моё и указать род



© 2010-2022