• Преподавателю
  • Начальные классы
  • «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»

«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13


МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Актанышская начальная общеобразовательная школа-детский сад»

Актанышского района РТ

Э К С П Е Р И М Е Н Т А Л Ь Н А Я Р А Б О Т А


«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»

Автор: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Мусина А.Х.


с.Актаныш

2015 год

Пояснительная записка.

Тема экспериментальной работы: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»

Актуальность и суть эксперимента:

«Никогда никакими силами не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.»

А. Н. Толстой.

Все педагоги, воспитатели и любящие своих чад родители единогласны в том, что большое значение в жизни каждого ребенка имеет любовь к чтению книг. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением. Но ничто не приходит само собой. И каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливо необходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием.

Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.

Это ценное качество - любовь к книге - начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, то они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные - порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?

Интерес к книге у детей появляется в раннем детстве. Книга доставляет удовольствие при рассмотрении, при перелистывании, при слушании. Кроме того каждая новая книга - это радость открытия, возможность общения с взрослыми. Можно вместе переживать и веселиться и быть надёжно защищённым от злого и страшного. Есть немало различных причин, объясняющих любовь детей к чуду, имя которому - детская книга. Её тайна остаётся с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное , трепетное чувство.

« Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус - незабываемые…» - пишет Т.Тэффи в рассказе «Книги».

Экспериментальная работа « Всё начинается с книги» названа так не случайно. Ведь читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают малыша к художественным произведениям. Дети - талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с лёгкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке - замечательные свойства детей в возрасте 6-7 лет. Помочь учащимся младших классов развивать эти способности и призвана моя экспериментальная работа.

Также экспериментальная работа направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие детей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить художественными образами, лёгкость возникновения творческого состояния ( в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.

Основные цели и задачи экспериментальной работы:

1 Развитие позитивного отношения учащихся к художественной

литературе.

2 Воспитание потребности в чтении, как источнике радости общения, новых

знаний и эмоций. 3.Формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения, формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей, расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно-эстетического опыта ребенка.

4. Развитие культуры чтения, воображения и речи ребенка.

5. Воспитание образного восприятия содержания литературных

произведений.

Объект эксперимента: Образовательный процесс

Предмет эксперимента: Методика читательского развития и условия эффективного её применения во внеурочной деятельности

Состав участников эксперимента и их функциональные обязанности:

Учитель - автор и ведущий ЭР. Он занимается разработкой программы, апробирует её, готовит и проводит занятия с детьми, проводит диагностику групп.

Дети - учащиеся 1 класса. Участвуют в занятиях, выполняют рекомендуемые им задания, читают предложенные и интересующие их книги, принимают участие в мероприятиях.

Родители - интересуются занятиями, успехами детей, способствуют чтению, творческому развитию детей.

Психолог - наблюдает за комфортностью детей на занятиях, помогает библиотекарю проводить диагностику и разрабатывать диагностические тесты.

Библиотекарь - помогает учителю подбирать литературу, проводить экскурсии в библиотеку.

Формы и методы ЭР:

Формы работы, используемые в данном эксперименте : совместное слушание, повторение, заучивание стихов и песен, разыгрывание по ролям, рисование, игры и др. Такие формы работы дают ребёнку возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать всё это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получалось. Радоваться успехам.

Поскольку одна из задач - прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие иллюстрации, но и выразительно раскрыть детям её смысловое содержание.

Главная форма подачи материала в первый год работы - громкое чтение.

Громкое чтение - это традиционная форма работы с учащимися 1 класса. Она помогает детям глубже понять и почувствовать литературный материал.

При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм, настроение стиха. Авторские четверостишия - хороший материал для совместных повторов и заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические - это внимание к сюжету, создание образов.

Практически на каждом занятии используются аудиокассеты, диски с детскими песнями. Они способствуют возникновению творческого состояния, вводят в тему занятия, легче помогают перевоплощаться.

Практически каждое домашнее задание - это рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, они воплощают в рисунке. Рисование для детей младшего школьного возраста - органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка - умственного, эмоционального, и т.д. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, мышление и речь.

Направления деятельности по информатизации ЭР:

Учебное: Использование компьютера для создания и просмотра

видеоматериалов.

Педагогическое: Осуществление психолого - педагогического мониторинга за развитием личности.

Обслуживающее: Использование и пополнение материалов и методических пособий по тематике ЭР

Ожидаемые результаты ЭР:

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Развитие познавательной активности, творческих способностей и фантазии.

2. Повышение читательской, школьной и внешкольной активности детей.

3. Улучшение результатов учебы, приобретение читательских навыков.

4. Повышение уровня словарного запаса и интеллекта.

5. Повышение уровня комфортности в группе, сплочение детского коллектива.

6. Повышение уровня социальной адаптации детей.

Этапы эксперимента:

1 этап: Подготовительный ( 2015-2016учебный год)

Изучение литературы по теме, разработка программы, подбор

диагностических тестов, книг, посещение занятий в детском саду.

Цель: Выявление актуальности эксперимента по заданной теме

Содержание работы

Дата

Индикатор

1

Изучение исследовательских и экспериментальных работ по теме

Сентябрь-октябрь 2015г

Картотека статей

2

Подбор диагностических тестов для родителей и учащихся

Ноябрь

2015г.

Картотека тестов, анкет

3

Разработка разделов и подбор тем для занятий

Декабрь-январь 2015-2016 года

Макет программы занятий

4

Подбор литературы для детского чтения

Февраль - март 2016 г.

Список литературы

5

Наблюдение за детьми в детском саду «Сказка» при ознакомлении с детской литературой, посещение занятий по «Развитию речи»

Апрель - май

2016г.

Реакция детей их восприятие

2 этап: Практический (2015-2016 учебный год)

Тестирование учащихся, набор экспериментальной и контрольной групп, работа с родителями, апробация ЭР

Цель: Привлечение детей к активному чтению и пользованию книгой, родителей к «семейному» чтению.

Содержание работы

Дата

Индикатор

1

Тестирование и анкетирование учащихся

Сентябрь 2015 года

Заключение психолога

2

Анкетирование родителей

Октябрь

2015 года

Заключение учителя и родительского комитета

3

Создание групп: экспериментальной и контрольной

Ноябрь 2015 года

Списки групп

4

Реализация и корректировка ЭР

Ноябрь2015г.-май 2016г.

Рисунки детей

Частота посещения занятий

5

Промежуточные результаты ОЭР

Февраль- апрель

2016 года

Выставка рисунков, выступления детей экспериментальной группы, открытое занятие для родителей

3 этап: Аналитико - обобщающий ( май 2016года)

Повторное тестирование групп, анализ тестов, выводы

Цель: Проверка действия эффективности ОЭР на учащихся

экспериментальной группы

Содержание работы

Дата

Индикатор

1

Положительное отношение общественности (анкетирование родителей)

5-10 мая 2016 года

Результаты анкетирования

2

Интервьюирование экспериментальной и контрольной групп.

10-15 мая 2016 года

Анализ интервьюирования

3

Тестирование психологом экспериментальной и контрольной групп

15-20 мая 2016 года

Интерпретация по тестированию

4

Обобщение результатов ОЭР

20-25 мая 2016 года

Презентация учителя

5

Анализ первого года ЭР

27 мая

2016г.

ШМО учителей нач. классов, НОШ-детский сад»

Прогноз негативных последствий:

-Быстрая утомляемость детей;

- Родители не будут оказывать соответствующую помощь;

-Часть детей не будут успевать читать по программе, вовремя выполнять

задания;

-Может не хватать книг по программе.

Способы корректировки негативных последствий:

-Предлагать детям задания по силам, так как у каждого ученика свой

базовый уровень развития, скорость восприятия информации,

начитанность.

-Находить необходимые произведения в домашних, детских библиотеках, в

других сборниках.

-Ориентировать детей на успех, удостаивать похвалы каждого ребёнка.

-Проводить беседы, встречи с родителями, организовать открытое занятие для родителей, с целью активного привлечения к ЭР.

Предполагаемые результаты реализации эксперимента.

1. Развитие познавательной активности.

2. Повышение читательской активности детей.

3. Улучшение результатов учебы.

4. Повышение уровня интеллекта.

5. Повышение уровня комфортности в группе, сплочение детского коллектива.

6. Повышение уровня социальной адаптации детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грибова О.Е.,Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас.-М.:АРКТИ,1999.-32с.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

3. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание,1974.

4. Рябушкина Н.А. Новые подходы к преподаванию литературы в начальных классах/Начальная школа, 1999 - 3

5. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Москва. Педагогика. 1980 г.

6. Светловская Н.Н. Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1-м классе. Москва 1981 г.

7. Светловская Н.Н. Джежелей О.В. Внеклассное чтение во 2-м классе. Москва 1983 г.

8. Светловская Н.Н. Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 3-м классе. Москва 1985 г.

9. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Просвещение. 1991 г.

10. Светловская Н.Н.Основы науки о читателе. Москва. 1993 г.

11. Уроки внеклассного чтения. Пособие для учителя. Составители Л.Г.Нестурх. Москва. Просвещение. 1980 г.

12. Уроки внеклассного чтения. // Начальная школа 1995 г. 3.

13. Родная речь. 1 класс, составители Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий и др.

14. - Родная речь. 2 класс, в 2 ч. составители М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и др.

15. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Капельки солнца: Книга для чтения в 1-м классе.- М.: Баласс, 2002.-208 с.,ил,-(Серия «Свободный ум»)

16. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс. «В одном счастливом детстве».В 2-х частях.- М.: Баласс,2007.-208с., ил. - ( Образовательная система «Школа - 2100». Серия «Свободный ум»).

17. Голованова М.В. и др.Родная речь. Учебник по чтению для учащихся нач. школы. В 3 книгах.Кн. 1/Сост. М.В. Голованова и др.- М.: Просвещение, 1996.- 351 с., ил.

18.Читаем, учимся, играем: журнал.- №10,2004.-с.66-67







Анкета для первоклассников «Моя читательская активность».

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты слушать, когда тебе читают?

-да-

-нет-

2. Для чего нужно читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Знаешь ли ты, что такое библиотека? -да -нет- 4. Что ты любишь слушать больше всего? -стихи -сказки -смешные рассказы -рассказы о животных 5.Что любишь больше всего? -смотреть мультики -слушать чтение взрослых 6. Читают ли в вашей семье книги ? -читают -не читают 7. Как ведут себя родители, когда ты их просишь почитать тебе книгу? -с удовольствием читают -сердятся и отправляют смотреть мультики 8. Можешь ли ты назвать книгу, которую тебе недавно прочитали? -могу

-не могу

9. А ты хочешь научиться читать?

-да

-нет

10. У тебя дома много детских книг?

-да

-нет

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Фамилия, имя, отчество ________________________________________

Возраст _________________________________________

Образование __________________________________________

Профессия __________________________________________

Место работы ___________________________________________

___________________________________________

Состав семьи ___________________________________________

Чем любит заниматься ваш ребёнок в свободное время?________________

________________________________________________________________

Любите ли вы читать? ___________________________________________

Ваша любимая книга ___________________________________________

Пользуетесь вы услугами библиотеки?_______________________________

Есть ли у вас домашняя библиотека? _______________________________

Есть ли в ней детские книги? ________________________________

Какой герой или какая книга любимая у вашего ребёнка?________________

_________________________________________________________________

Практикуете вы семейные чтения?____________________________________

Любит ли ваш ребёнок громкое чтение?________________________________

Как вы считаете : читать это - важно не важно не очень важно

(подчеркнуть)

Пользоваться библиотекой в течение жизни - (подчеркнуть)

это важно не важно не очень важно

Чем может вам помочь экспериментальная работа в организации чтении вашего ребёнка? _____________________________________



Список детей экспериментальной группы:

1 Аглямов Гадель Данилевич

2 Айбашева Алиана Марксовна

3 Валиев Вилдан Фаридович

4 Валиев Даниль Анатольевич

5 Газизов Амир Ленарович

6 Зарипова Адиля Ильназовна

7 Исламова Рузалия Рузилевна

8 Мухаметдинов Фархат Дилусович

9 Мухаметдинова Эльвина Ураловна

10 Мингазова НурзиляРинатовна

11 Нуруллин Мансур Маратович

12 Фаррахова Лейсан Алмазовна

13 Фаххуртдинова Чулпан Айдаровнна

14 Шайхразиев Амирхан Булатович

15 Юсупова Сюмбель Рашитовна




Тематическое планирование.

Первый класс - « Дорога Детства».

1 РАЗДЕЛ «Знакомство с книгой»

п/п

Тема занятия

Используемая литература

Дата

1.

Что такое книга?

Книга - спутник, советчик, друг: экскурсия в библиотеку."О чем рассказала обложка"- беседа.

"От Азбуки Ивана Фёдорова до современного Букваря» («Хрестоматия»)

Л.Дьяконов «Наказ первокласс- сникам» (Р.И. Романовская «Тайна живого слова»)

2.

«Устное народное творчество»

Песенки, пестушки, потешки. Считалки, скороговорки, загадки. Пословицы и поговорки.

3.

Сказки разных народов.

Сборники сказок. Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка»

2 РАЗДЕЛ «Любимые детские писатели о детях и для детей».

4.

Творчество А.Л. Барто

Сборники произведений А.Л. Барто. «Игрушки», «Игра в слова»,

5.

Творчество С.Я. Маршака

Сборники произведений С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», «Урок родного языка».

6.

Творчество С.В. Михалкова

Сборники произведений С.В. Михалкова «Дядя Стёпа», «Считалки», « Мой щенок», «Три поросёнка», «А что у вас?»

7.

Творчество К.И.Чуковского

Сборники произведений К.И. Чуковского

3 РАЗДЕЛ «Ребятам о зверятах»

8.

Творчество В.В. Бианки

Сборники произведений В.В. Бианки «Лупленый бочок», «Теремок», «Лесная газета».

9.

Творчество М.М. Пришвина

Сборники произведений М.М. Пришвин «Моя Родина», «Рассказы о природе», аудиозапись голоса птиц и природы.

10.

Творчество К.Г. Паустовского

Сборники произведений К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

11.

Творчество Е.И. Чарушина

Сборники произведений Е.И. Чарушина»Друзья», «Томка и Тимка», презентация

4 РАЗДЕЛ «Вместе весело шагать»

12.

Творчество Н.Н. Носова

Сборники произведений Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей»- книга и видеофильм.

13.

Творчество Э.Н. Успенского

Сборники произведений Э.Н. Успенского. «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Стихи для детей.

14.

Литературная викторина «Этот удивительный мир книг». Подведение итогов.

Любимые книги детей.

Презентация «Как мы с книгой подружились»

Темы занятий на следующие годы.

2 класс - «Если добрый ты, то всегда легко».

3 класс - «Я, ты, он, она - вместе дружная страна!»

4 класс - « Зарубежная литература»


© 2010-2022