Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ-технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»

Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени» Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»

Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени» Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»

Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРАСНОПЕРЕКОПСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1-Ш СТУПЕНЕЙ №5

КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРИМЕНЕНИЕ

ТРИЗ- ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ В ШКОЛЕ I СТУПЕНИ

Красноперекопск 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Развитие творческой активности младших школьников через ТРИЗ-технологии на уроках русского языка.

  1. Формирование системного мышления младших школьников посредством решения изобретательских задач на уроках математики.

3. Использование изобретательских задач при решении проблемных ситуаций на уроках курса «Я и Украина»

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

IV. ЛИТЕРАТУРА

V. ПРИЛОЖЕНИЯ





«Сделать серьёзное занятие

занимательным - вот задача

первоначального обучения»

К. Д. Ушинский Обновление общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания, предлагает выработку у педагогов умения по-новому подойти к взаимодействию с детьми, к определению своего места, своей роли и своей меры ответственности за будущее. Раньше основные усилия педагогов в работе с детьми были направлены на формирование определенного объема знаний, умений и навыков, подведение возможностей детей под некую единую норму. В настоящее время все это неизбежно противоречит развитию индивидуальности ребенка, социальной компетентности, приобщению к культуре в целом. Цели вступают в противоречие с законами развития тех психических свойств и функций человека, которые определяют его личностные качества. При традиционном обучении и воспитании на неодухотворенном материале, скучном и бесполезном, лишенном образности и эмоций, возникала опасность потери способности детей открывать, творить, создавать, изменять окружающий мир. Формы общения и взаимодействия педагога и ребенка в традиционной педагогической модели вошли в противоречие с интересами развития личности ребенка, несовместимыми с гуманистическим воззрением, ставящим в центр своего внимания веру в творческие силы ребенка. Мартинович Ирина Анатольевна видит необходимость нового подхода к развитию духовных и творческих возможностей ребенка. Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые учитывает педагог в работе с детьми. Учитель считает, что ребенок с раннего детства может и должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. Разрешение противоречий и преодоление трудностей есть условия развития творческих, т.е. личностных качеств человека. Деятельность в режиме творчества менее утомляет ребенка, возможен его оздоровительный эффект. Поэтому в своей работе Ирина Анатольевна применяет методику ТРИЗа (теории решения изобретательских задач). Концепция развития по использованию в воспитательно-образовательном процессе элементов ТРИЗ, разработана Генрихом Сауловичем Альтшулером и существует около 50-ти лет. В её основе лежит применение методики нетрадиционного обучения мышлению. Ребенок на каждом шагу сталкивается с разными противоречиями, но видит всегда одну сторону жизни, и в неизвестной ситуации теряется. Противоположности существуют везде, вся диалектика построена на них. Главное противоречие в педагогике -развитие у детей «взрослого» логического мышления и в тоже время сохранение «детского» творчества, то есть смотреть на вещи по-разному. В связи с этим в основе данного изобретения лежит проблема формирования творческой личности в условиях учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Данная проблема обусловлена противоречием между необходимостью формирования творческой личности, с нестандартным мышлением и традиционным подходом к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Учитель уверен, что данная теория обеспечивает высокую педагогическую эффективность в развитии умственных творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Она обеспечивает логику образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Теория вооружает приемами активизации творческого процесса и способами разрешения различных противоречий.

Цель данной работы Ирины Анатольевны состоит в том, чтобы показать:

> как, используя элементы ТРИЗ, создать условия для полноценного интеллектуального и психического развития детей.


  • как гуманизировать образовательно-воспитательную работу,
    выражающуюся в сотрудничестве взрослого и ребенка на принципе
    взаимоуважения, признание его прав, учета его возможностей.

  • как переориентировать педагогические функции обновленного
    содержания образования, методов воспитательно-образовательного
    процесса, форм взаимодействия с детьми на

  • организацию опыта творческой деятельности;

  • выработку эвристического, проблемного и исследовательского

навыка учебной деятельности;

- условия для проявления и развития индивидуальных

способностей и склонностей каждого ребенка.

Благодаря чему учитель успешно решает следующие задачи:

- всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

- формирование познавательного интереса и способностей детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобретательских задач, упражняя в решении их, используя элементы ТРИЗ;

- развитие навыков системного, поискового, изобретательского мышления через рассматривание событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении;

- развитие творческого воображения через специальные игры, упражнения, тренинги, приемы фантазирования;

- воспитание культуры общения и навыка сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную творческую деятельность;

  • стимулирование уверенности детей в своих силах и способностях, создание условия для их актуализации;

  • создание условий для раннего выявления интересов и способностей детей с последующим их развитием в кружках и студиях;

В процессе обучения, развития познавательной творческой деятельности с использованием ТРИЗ, учитель формирует у детей образ мира, где первоначальные ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления: часть-целое, причинность, пространство, время. В результате усвоения систематизированных знаний на уроках учитель формирует у детей обобщенные способы умственной познавательной деятельности, развивается мышление, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в начальной школе. Ирина Анатольевна считает, что, получив философское диалектическое воспитание, дети с раннего детства привыкнут принимать и понимать окружающий их мир, уважать мнение и суждения других, использовать законы диалектики в реальной действительности в творчестве, фантазиях. Обучение у этого учителя становится радостным и увлекательным с постоянным ощущением удовлетворения от преодоления трудностей в решении проблемы. Обучение деятельности осуществляется только через деятельность. Дети приобретают навыки творческого познания мира, партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми, культуры общения. Каждый ребенок является объектом индивидуального внимания учителя, и в то же время Ирина Анатольевна обеспечивает коллективную работу классного коллектива, что влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие каждого ребенка. У учащихся совершенствуются интеллектуальные и творческие способности. На уроках дети раскрепощены, свободны, с интересом воспринимают предложенные задания, любят открывать новое, необычное. У них формируется эмоциональная отзывчивость на явления окружающей среды. Дети умеют занять себя полезной продуктивной деятельностью, проконтролировать её В качестве приоритетных видов работы по развитию личности с использованием технологии ТРИЗ Мартинович И. А. выделяет следующие направления:
  1. Создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребенка.

  2. Развитие психических процессов, обеспечивающих формирование творческой
    личности (восприятие, внимание, ассоциативная память, творческое воображение).

3. Развитие навыков творческого, продуктивного мышления на уровне способностей рассуждать, объяснять, анализировать, обобщать, классифицировать.

4. Формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми.







































II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

"Если учебный материал и методы его

изучения таковы, что перед школьниками

не возникает препятствие, которое

должно быть преодолено, то развитие

детей идет слабо и вяло "Л.В.Занков

1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Современное общество требует от формирующейся личности способности к быстрому реагированию на изменяющиеся условия, к самостоятельному мышлению, к принятию самостоятельных решений. В связи с этим одним из важнейших направлений в работе Ирины Анатольевны является инициация и развитие творческой (креативной) активности. Творческая активность нужна политику, менеджеру, исследователю, предпринимателю - всем тем, кто имеет дело с нестандартными ситуациями, умеет принимать по ней решения. В связи с этим закономерно её повышение требований к отбору методов и приёмов обучения детей. Для оптимального эффективного проведения занятий с использованием ТРИЗ учитель создаёт такие условия для формирующейся личности, которые обеспечивают оптимальное удовлетворение и развитие потребности в творчестве в различных ситуациях и разных видах деятельности. Девиз ТРИЗ - творчество во всем: в постановке вопроса, в принятии решения, в подаче материала, анализе работ, в повседневной жизни. Творчество стало стилем жизни педагога и детей, а не задачей урока, игры. На уроках русского языка является следующее - учитель учит учащихся общаться, развивает, совершенствует умения и навыки во всех видах речевой деятельности, расширяет представления об особенностях русской культуры.. Для формирования этих способностей Ирина Анатольевна очень широко применяет элементы развивающего обучения. К этим элементам относятся различные обучающие игры (фонетические, грамматические, лексические, ролевые) и элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Учитель применяет ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Для этого она вводит творческие задания.

Систему творческих заданий Ирина Анатольевна строит в соответствии с конечным результатом - сформировать у учащихся системное мышление:

  • перенесение ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

  • самостоятельный анализ проблемы в знакомой привычной ситуации,

  • видение новой функции знакомого объекта,

  • видение структуры объекта во взаимосвязи его элементов,

  • видение вариантов решения, возможного способа поиска ответа,

  • комбинирование ранее известных способов действия в новый,

  • извлечение значимых выводов из обобщений,

  • систематический самоконтроль,

  • установление исходных исследовательских принципов.

На основе всех перечисленных умений учитель составляет ряд заданий на урок для решения творческих задач по русскому языку. Так, при изучении тем «Состав слова», «Родственные слова», «Алфавит»... учащимся предлагаются следующие задания:

1. «Что лишнее?»

Цель: научить детей выделять общий признак в словах-понятиях. Задание: найдите лишнее слово.

КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, СПЕЛЫЙ Как можно назвать общим словом оставшиеся слова

2. «Родственные слова»

Цель: обогащать словарный запас учащихся, учить их находить в составе слов общее. Задание: объяснить родство слов.

ДИКТОР-ДИКТАНТ ПЯТНИЦА - ПЯТЁРКА

3. Дан ряд букв (и цифр). Отметьте закономерность составления ряда и допишите недостающие буквы (и цифры).

А; ВБ; Г; ЕД; Ё; ... 4. «Отгадай метаграмму»

Цель: Развить у учащихся мыслительные операции анализа и синтеза Задание: отгадайте загадку. С «Т» - я знак препинания, Стою в конце предложения. С «Д» - я член семьи,

5. «Отгадай ребус»

Цель: Развить у учащихся логическое мышление, мыслительные операции анализа и синтеза. Задание: отгадайте зашифрованное слово. У ШКА
Определи, какому сказочному герою ты можешь послать такое пожелание? (ПОДСКАЗКА: Не забудь, оно должно быть приятным:

ДОБРЕЙШИЙ Кот Леопольд

НАХОДЧИВЫЙ Заяц ... и т.д.)

КОМУ?

Желаю, чтобы твоя борода никогда не поредела, и не родился такой джин, который снова загонит тебя в бутылку.

КОМУ?

Пусть твоя красота никогда не померкнет, а твоя мудрость поможет сохранить тебе любовь Иванушки.

КОМУ? Я хочу, чтобы никогда на твоём пути не встречались людоеды, а твоя доброта и находчивость помогли прожить тебе счастливо.
Поздравь кого-нибудь с праздником, используя ключевые слова: Я тебе (Вам) желаю... Желаю, чтобы... Желаю, пусть... Желаю... и хочу, чтобы... Закончить своё пожелание ты можешь одним из устойчивых сочетаний: Я желаю тебе (Вам) Успеха! В добрый час! Удачи! Ни пуха, ни пера!

Кому из своих друзей, знакомых, близких ты мог(ла) бы адресовать данные пожелания?

КОМУ?

Сохранить и умножить свои миллионы.

КОМУ?

Сохранить красоту и молодость без живой и мёртвой воды. КОМУ?

Никогда не встречаться с саблезубыми тиграми, Кощеем Бессмертным и Трёхглавым Драконом.

КОМУ? Уметь забраться на Луну по верёвочной лестнице и вытащить себя за волосы из болота,
как барон Мюнхаузен.

«Отгадай ребус»

Цель: Развить у учащихся логическое мышление, мыслительные операции анализа и

синтеза.

Задание: отгадайте зашифрованное слово.

ША

ТА
«Определение» Цель: сформировать у учащихся умения и навык составления определений. Задание: допишите предложения (определения). Пекарь - это человек, который,_________________________ _________ - это человек, который лечит людей. Художник - это__________, который____________. Врач - это __________,который_____________. Почтальон -это____________, который _________.

«Знаете ли вы пословицы?» Группы получают карточки с окончанием пословиц. По началу пословицы, члены группы по очереди должны назвать её окончание. Если члены первой группы не знают или неверно называют это окончание, то право ответить получает другая группа. При правильном ответе группа получает карточку с началом другой пословицы и должна назвать всю пословицу. Сделал дело - (гуляй смело). Не ищи в других правды, (если в тебе её нет). Умей сказать, (умей и помолчать).

Цепочка слов. Команды получают карточку с заданием: Изменяя по одной букве в слове, превратите слово КОЗА в слово РОГА. Звездочки указывают на букву, которую следует заменить. (коза-коРа-Нора-ноГа-Рога)

Коза

- - * -

* - - -

- - * -

* - - -

Рога

Из букв данного слова (ИГРУШКА) составить как можно больше слов. (Груша, игра, круг, рак, шаг, рагу, ишак…) Группы за две минуты должны написать как можно больше слов с этими буквами. Выигрывает та группа, которая напишет правильно больше слов.
Её учащиеся охотно решают поставленные задачи, не менее охотно они сами пытаются составлять подобные задачи. При самостоятельном составлении задач им приходится еще раз проработать материал, так как без прочного знания материала они не смогут правильно эту задачу составить. На уроках русского языка учителя начальных классов используют традиционную работу со сказкой. Ирина Анатольевна подходит к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.) Нетрадиционно - это значит, учит/детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход даёт учителю и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребёнка. Такова главная идея. Например, в сказке «Рукавичка» нравственность урока раскрывается с помощью поговорки «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Творчески решать противоречия - один из важнейших вопросов в системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречия в этой сказке, мимо которого проходят и взрослые. Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что это случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Дети могут не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать собственные выводы. Работая со сказками, Ирина Анатольевна ♦ учит детей сравнивать, сопоставлять; ♦ формирует привычку доказывать, что это так или иначе; ♦ ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ученику возможность выбора собственной позиции; ♦ упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. К примеру: ♦ «Докажи, что Алёнка лучше всех»; ♦ «Кого тебе жалко в этой сказке»; ♦ «Как бы ты поступил на месте ...»; ♦ «Как движениями похвалить петушка». Нередко учитель использует тризовскую игру «Хорошо-плохо», В разные стороны разъединяет хорошие и плохие поступки, явления т. е делает ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений. Периодически учитель показывает своё отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик-Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки подсказывает пути воспитания добрых чувств.

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

Русская народная сказка

Нравственный урок

Злом отвечать на зло - плохо.

Воспитание добрых чувств Сказка и математика

- Как поругать героев сказки? - С помощью геометрических фигур

- С кем из своих друзей вы изобразите сказку.

хотите помириться после

прочтения этой сказки?

Речевая зарядка Сказка и экология

- Придумаем новое название - Для чего нужны журавлю

сказки. такие клюв, длинные ноги,

- Придумаем загадку, отражаю- шея?

щую идею сказки (побывали в - На кого похож журавль?

гостях и раздружились).

-Догадайтесь о значении слов

«пир», «не обессудь» (придумай-

те понятные).

-Подходит ли к сказке фразео-

логизм и пословицы: «Несоло-

но хлебавши»; «Видит собака

молоко, да в кувшине глубоко»,

«Нашла коса на камень».

Развитие мышления и воображения Сказка развивает руки

- Сказка продолжается: придумайте, - Нарисуй карандашами

как подружить лису с журавлём? только то, что тебе понра-

- Придумайте шуточные вопросы вилось.

кому хотите из героев этой

сказки.
Следующий прием ТРИЗ, который учитель применяет на своих уроках, составление загадок. Загадка - это настоящее высокое творчество. По методике разработчика ТРИЗ А. А. Нестеренко Ирина Анатольевна составляет сама загадки и постоянно побуждает учащихся к их составлению. Так, при работе над сочинением загадок по действиям объекта, учитель предлагает детям отгадать загадки, записанные на доске и проанализировать, как они составлены. Летает, а не муха. Гудит, а не пылесос. Оставляет след, а не мел. Что это? (Самолёт) Светит, а не солнце, Висит, а не яблоко, Нагревается, а не утюг. Что это? (Лампочка) Коллективно продумывается последовательность сочинения загадок по действиям, например: 1) выбрать объект; 2) придумать, какие действия он выполняет; 3) придумать, какие ещё объекты выполняют такие же действия; 4) вставить слова-связки «...но не ...» и прочитать загадку. Или используется таблица для сочинения загадок: Что делает? Какой объект делает так же? Коллективно составляется 2-3 загадки с использованием алгоритма или таблицы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что загадки по действиям желательно придумывать про подвижные, «активные» объекты, которые сами производят различные действия. Можно придумывать интересные загадки по действиям о животных, людях, транспорт, бытовую технику и т. д. Более широко в своей работе данный учитель применяет игровые технологии. Давно известно, что игра дает детям возможность раскрыть свои возможности в непосредственной обстановке. О роли игры в процессе обучения говорили и говорят многие известные педагоги и психологи. Еще Л. С. Выготский говорил, что именно в игре дети учатся усваивать общественные функции и нормы поведения. Игра, как он отмечал, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как игра - это всегда эмоции; а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Приведу в качестве примера игры, которые педагог проводит при изучении лексики. Это лексическое лото, кроссворды, чайнворды, "Снежный ком", "Найди слово". Учитель проводит игры "Дуэль" или "Аукцион", задача которых сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу по определенной теме. Тесно связаны с лексическими играми и имеют большое значение игры фонетические, особенно на начальном этапе обучения русскому языку. Их целью является, как известно, развитие фонематического слуха, формирование навыков установления адекватных звукобуквенных соответствий, формирование навыков произношения связного высказывания. Наиболее часто Ирина Анатольевна употребляет следующие фонетические игры: игры-загадки ("Какой звук задуман?"), игры-имитации ("Скороговорки"), игры-соревнования ("Необычный телефон"), игры с предметами ("Назови слово"), игры на внимательность ("Правда-ложь"). Совмещение различных приемов ТРИЗ и игр дает положительные результаты в обучении. Использование игровых ситуаций и игр делает урок эмоциональным, создает положительное отношение к изучению русского языка, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся, дает учителю возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. В ходе такого эмоционального урока включается непроизвольная память, которая помогает лучше, глубже усвоить изучаемый материал, и наряду с другими упражнениями на всех трех этапах формирования языковых способностей всячески содействует этому.










Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих сведений.

Толстой Л.Н.

2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Мы живем в быстро изменяющемся мире. Одни только знания, подобно застывшему слепку прошлого, уже не всегда в полной мере помогают нам в решении возникающих задач. Умение решать творческие задачи, развитое воображение - эти качества во многом определяют личность не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня. Ни для кого не секрет, что в настоящее время на детей « выливается» большой поток информации, и невозможно её удержать в памяти, да и не обязательно. Главным приоритетом образования является воспитание творческой личности. Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. Универсальных технологий нет, путь к творчеству педагоги выбирают сами. Ирина Анатольевна считает, что ТРИЗ позволяет обучать школьников изобретательскому творчеству, дает много методов, с помощью которых обычный урок превращается в сорокаминутное, полезное, увлекательное путешествие, где осуществляется межпредметная связь. Она обеспечивает формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нем. Межпредметные связи положительно влияют на качество знаний учащихся, на развитие диалектического метода мышления. Методы и приемы из Триз-педагогики и РТВ делают урок особенно интересным и занимательным. На основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) учитель работает над развитием творческого воображения учащихся. Управляемая фантазия позволяет человеку быстрее и проще адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. Ирина Анатольевна знает, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, она готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности учащихся. Для этого она использует нестандартные математические задачи.

Чтобы справиться с решением той или иной задачи (не только математической, но и в широком смысле), учащийся должен овладеть проведением анализа и выполнением мыслительных операций.

Важнейшими математическими операциями являются анализ и синтез.

Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств.

Синтез - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач,
в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать
объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также постановка различных вопросов относительно данного объекта. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

  1. Как разрезать фигуру на четыре равные части?


  1. Приучайтесь думать точно,

Все исследуйте до дна!

Вместо точек на листочке

Цифра верная нужна.

Я подсказывать не буду

Никаких ее примет.

Но одна и та же всюду

Даст нам правильный ответ.

+20*

_______

2**


4. Пользуясь цифрами от 1 до 9 и знаками действий, напишите число 100, выполняя условие, что цифры надо писать по порядку
5. Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом №1 - высокий каменный, №2 - высокий деревянный, № 3 - невысокий каменный. В каком доме жила каждая из девочек, если Галя и Нина жили в высоких, а Нина и Лиза - в каменных?



6. «Змей Горыныч побежден!» - такая молва дошла до Микулы Селяновича. Он знал, что мог это сделать либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле сообщили:

  1. Змея Горыныча победил не Илья Муромец;

  2. Змея Горыныча победил Алеша Попович;

Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений неверное, а другое - верное. Догадайтесь, кто из трех богатырей победил Змея Горыныча.
Решение таких задач знакомит учащихся с различными способами рассуждений при решении проблем, способствует постепенному переходу к более развитым формам анализа и синтеза Материал подбирается повышенной сложности и в тоже время наглядный, красочный, так как у младших школьников преобладают образные формы познания.

И 100 '3 Я

Защита проекта на тему: «Использование ТРИЗ- технологии в учебно-воспитательном процессе в школе I ступени»
















Пещера Али-Бабы заперта. А ключей-то как много! Надо найти только один ключ которого не хватает в пустой клетке. Чтобы у ученика выработалось отношение к людям, к самому себе, развивались творческие способности, нужно, чтобы окружающая жизнь, его деятельность требовали от него активного выражения этого отношения. Одним из эффективных средств является решение математических задач. Учитель считает, что, цель изучение математики состоит в усвоении учащимися математических знаний и в умении применять математику в окружающей действительности. Поэтому в систему уроков математики она включает задания, содержащие наиболее полезные и интересные в общеобразовательном плане сведения из других предметов.

  1. У голубей период высиживания птенцов на 2 дня меньше периода их
выкармливания, а общее время высиживания и кормления составляет 38 дней. Какова длительность каждого периода?
  1. Из 1 ц молока получается 9 кг сыра. Сколько сыра можно изготовить из молока полученного от 150 коров за 5 месяцев, если средний надой от каждой коровы 16кг в день?

Ирина Анатольевна старается подбирать задачи так, чтобы они имели несколько способов решения. Учащиеся должны найти эти решения (то есть даются творческие минуты). На уроке приветствуется и оценивается каждая новая мысль. На своих уроках учитель старается воспитать в ученике способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Учит анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны -развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Большие возможности для развития творческой деятельности учащихся предоставляют практические работы учащихся. В процессе их выполнения учащиеся совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться им, обнаруживают связь математики с жизнью. Примеры практических работ:
  1. задания по вычислению объемов, площадей;
  2. вычерчивание геометрических фигур, схем;
  3. составление разного рода задач, головоломок, кроссвордов;
  4. измерительные работы местности;
  5. моделирование;
Огромное значение для развития творческой деятельности учащихся играют дидактические игры, которые Ирина Анатольевна использует на различных этапах урока. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за друга. Увлекшись, дети не замечают, что учатся познанию, запоминают новое. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровую форму занятий она использует на различных этапах уроках. Учащиеся, участвуя в игре, приобретают новые знания, умения и навыки и повторяют, закрепляют, проверяют ранее полученные знания. Игры на уроках способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в разных учебных ситуациях. На уроках математики при изучении различных геометрических фигур, математических выражений появляется новая терминология, которая нелегко усваивается учащимися. В связи с этим учитель в устные упражнения включает задания: опишите фигуру, чертеж, по-разному прочтите математические выражения, используя математическую терминологию. Таким образом, развивается не только ум, но и речь. Математическая культура речи получает развитие, даёт глубокое знание учебного материала, чего трудно добиться другими методами. Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой " легко и просто". Легких путей в науке нет. Поэтому данный учитель использует все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности. Применение методики-ТРИЗ включает исследовательскую деятельность учащихся. Ирина Анатольевна вовлекает учащихся в эту деятельность. Работая под руководством педагога, дети решают творческие, исследовательские задачи в группах, делают выводы, проводят анализ, экспериментируют. Учитель - организатор, дети работают самостоятельно. В исследовательской деятельности главной целью является получение объективно новых знаний. Во время работы учитель оценивает не только знания, но и другие показатели: - участие в дискуссиях;
  • умение высказывать свою точку зрения;
  • активность при обсуждении вопросов;
  • умение задавать вопросы;
  • возможность выразить свое отношение к изучаемому материалу.
Считают, что исследовательский метод недоступен большинству учащихся и является уделом немногих. Такое суждение неверно. Речь идет об элементарных методах поисковой работы. Учитель не требует, чтобы ученики делали открытие, обогащающие науку. Речь идет о творческом труде. Ирина Анатольевна приучает детей думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому какие-то решения. Такой творческий подход необходим каждому в жизни. И, по мнению данного учителя, развивать творчество нужно с детства. Именно в школе закладывается фундамент творческих способностей человека. Одним из интересных приёмов методики-ТРИЗ, который применяет на своих уроках Ирина Анатольевна, является сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) А также на основе знакомых сказок составляются интересные задачи. Если бы козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке?
1. В комнате веселилось 47 мух. Петр Петрович открыл форточку и, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 12 мух. Но прежде чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате?
2.В первом ящике - 110 бананов, во втором - в три раза больше, а в третьем сидит Майя и ест бананы со скоростью 44 штуки в минуту. Сколько времени потребуется Майе, чтобы опустошить первые два ящика?
  1. В поисках Царевны Лягушки Иван Царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по 357 кочек, а на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван Царевич в поисках своей невесты?

Это один из способов развития творческого воображения учащихся. Сказки, сочиненные учениками, показывают, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать. Учитель считает необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения предмета. Поэтому по некоторым темам применяются нетрадиционные формы проведения уроков, и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутри классные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. (ПРИЛОЖЕНИЕ) Выполнение домашних заданий, носят творческий характер, предполагающий свободу самовыражения ребенка и возможность применения полученных знаний на практике. Были получены очень интересные результаты (при этом следует отметить, что нередко в оформлении работ принимали участие родители).

Небольшие творческие задания, предлагаемые на каникулы: 1. Проиллюстрируйте применение математических понятий, терминов на примерах из жизни, художественной литературы, на различных школьных предметах. 2.Учащимся предлагается сделать подборку пословиц и поговорок, в содержание которых входит число. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь. Семь деревень, а лошадка одна. 3. Придумайте свою задачу, оформите ее и решите на данную тему. Классифицируйте задания по данной теме по уровню сложности и составьте примерную контрольную работу для товарищей. Без понимающего и активного участия родителей невозможно добиться от воспитанников положительных результатов. Необходима поддержка родителей, их участие и понимание возможности развития творческих способностей детей. Чаще всего взрослые стараются увести ребенка от увлекательных задач, заменяя игру чтением, счетом, стремясь «ускорить» его развитие. Они забывают, что перед их детьми вся жизнь, а она будет сложной и многоплановой. Поэтому главное для ученика - быть активным, раскрепощенным. Еще одна ошибка - боязнь предложить детям сложные задачи, считая, что это им не под силу. Поэтому учитель знакомит родителей с методами ТРИЗ, убеждает их в значимости наличия у детей нетрадиционного мышления, творческого воображения, применяет такие формы работы, как день открытых дверей, консультации, беседы, родительские собрания, анкетирование, тестирование, выставка пособий, работ детей, посещение на дому и др. Знакомство родителей с методами ТРИЗ дает им возможность посмотреть на своих детей по-новому, открыть в ребенке такие способности, о которых они даже не подозревали. (ПРИЛОЖЕНИЕ) Главным результатом учитель считает повышение интереса учащихся к урокам математики, мотивированность их в изучении данного предмета, высокое место рейтинга предмета, положительная оценка деятельности учителя учащимися, стабильный уровень качества знаний (60-65%). Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях.



















3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ КУРСА

«Я И УКРАИНА» Дети чувствительны к восприятию мира в единой системе. Особенностью детского мышления является стремление связывать всё и во всём. Оптимальной формой развития креативности, творческого мышления, воображения, а также формирования краеведческих знаний у детей младшего, школьного возраста является система творческих заданий. Под творческими заданиями мы понимаем то, что заставляет ребенка думать, творить, фантазировать. Каждое творческое задание требует определенных мыслительных действий, которые входят в алгоритм метода ТРИЗ или РТВ (развитие творческого мышления). Система таких заданий и является основным средством овладения методами творчества и ведет к развитию у него творческих способностей. Творческие задания (на основе ТРИЗ) направленные на формирование краеведческих представлений. Одним из видов работы на уроке Ирины Анатольевны является мозговой штурм (МШ). Это построенный особым образом коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы. На уроке МШ может возникнуть не запланировано, при решении какой-либо экологической задачи или обсуждении природного объекта, во время игры-занятия или в свободной деятельности. Особенности проведения МШ состоят в том, что учащиеся сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. Наиболее эффективно его использование на этапе ознакомления с объектом и формирования о нем понятия и экологического отношения к нему Например, «необходимо выделить из предложенных частей растений Крыма те, которые относятся к грибам, затем те, которые относятся к мухомору» (при обсуждении любого вопроса беседы). Мозговой штурм учитель использует при работе в группах. Например, при выделении общих и отличных признаков объектов быта народов Крыма: что общего, чем отличаются национальные костюмы, посуда, блюда украинцев, россиян, крымских татар. Синектика. Автор синектики - Уильям Дж.Гордон (США, 50-е годы). Главное, за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемые известными средствами. Основными приемами проблемного обучения стали различные виды аналогий, которые использует учитель на уроках: а) прямая (подумайте, как решается задача, похожая на данную); б) личная или эмпатия (попробуйте войти в образ данного объекта и рассуждайте с его точки зрения); в) символическая (дайте в двух словах образное определение сути задачи); г) фантастическая (решение задачи сказочными героями с помощью сказочных средств). Аналогии во всех видах расширяют эмоциональное проявление детьми своего отношения к миру природы, развитие эмпатии, стимулирования воображения, интеллектуализации эмоций. Ирина Анатольевна проводит игры типа «Балет животных», «Театр растений», «Опера леса (поля, моря и т.д.), «Похвали растение», «Комплименты насекомым (пресмьпсающимся) Крыма», «На что похож объект (формы рельефа Крыма: скалы, вершины и т.д.)», «Необычное в обычном (формы деревьев, кустарников в лесу и в парке)». В работе для объяснения сути метода учитель использует произведения художественной литературы. Метод фокальных объектов. Суть метода: признаки нескольких объектов случайно переносятся на рассматриваемый (фокальный, то есть находящийся в фокусе внимания) объект; в результате получаются необычные сочетания. Так, при изучении особенностей хозяйственной деятельности крымского региона (3-4 классы), выделяется как одно из основных курортное хозяйство: дома отдыха, пансионаты, гостиницы. Задания традиционны и редко отличаются друг от друга. Задание: необходимо создать оригинальные здания гостиниц курорта в будущем (нет каких-либо ограничений, рассматриваются все варианты, а в конце можно выбрать наиболее удачные)

  1. «Здание» (дом) - слово в фокусе.
  2. Случайно выбранные слова и их признаки: «ваза», «мяч», «радио».

Ваза: стеклянная, круглая, расписная.

Мяч: резиновый, футбольный, прыгающий, летающий.

Радио: говорящее, портативное.

  1. Стеклянное здание, круглое здание, расписное здание, резиновое здание, футбольное здание, прыгающее здание, летающее здание, говорящее здание, портативное (переносное)здание.

  2. Предложить детям реализовать, защитить проекты этих гостиниц, рассказав о них, нарисовав, слепив, сконструировав модели зданий будущего. Учитель осуществляет работу по этому методу в форме игр «Кто нам поможет? », «Вот так помощники!».
Морфологический анализ - метод развития творчества, цель которого - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые могут быть упущены при простом переборе вариантов. Для этого учащиеся по заданию учителя строят «морфологическую таблицу». Метод позволяет начать формирование прагматического и рационального отношения к природным ресурсам. По этому методу можно работать в форме игры «Чудесный ящик», из которого можно «извлечь» очень интересную информацию, выбирая элемент по диагонали и вертикали на свое усмотрение. Например, при рассмотрении темы «Использование древесины» учитель отмечает, что древесину можно заменить другими материалами (стекло, ткань, металл, пластмассы) или найти другой способ рационального использования дерева. С помощью морфологического анализа составляются и решаются экологические задачи. Например, «Как выжить животным и растениям при загрязнении окружающей среды» при изучении темы «Растения и животные красной книги Крыма и Украины». По вертикали выбираются системы природного мира: дельфин, подснежник складчатый, полоз, косуля. По горизонтали - различные негативные влияния на природу Учитель успешно использует метод каталога, цель которого - научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Ребёнок может связывать в единую смысловую цепочку наугад выбранные слова и достаточной степенью достоверности объяснить это соединение, получив при этом продукт в виде сказки или истории. Например, при изучении топонимов родного края (Аю-Даг) предложить детям составить легенду (объяснение) к одному из них. 1. Работа проводится со всеми детьми. Задаётся цепочка вопросов.
«Жил-был медведь, какой он был? (какое добро умел делать?)... Пошёл гулять (путешествовать, смотреть)... Куда? Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой делал? Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? Где наши герои стали жить? Что стали делать?»

2. Ответы «находят» на страницах какой-либо книги (сборник сказок, учебник природоведения, справочник) и с помощью педагога собирают в единую сюжетную линию. В результате можно провести различные виды продуктивной деятельности.

Это лишь немногие методы ТРИЗ, которые использует Ирина Анатольевна в процессе организации не только воспитательных вне учебных мероприятиях, но и формировать краеведческие представления у детей младшего школьного возраста во время проведения уроков и занятий. Принцип её работы можно сформулировать как принцип "четырех СО". Её уроки- это: - СОтруднечество, - Сопереживание, - СОрадование, - СОзидание.

























"Творчество - это: копать глубоко, смотреть в оба,

слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки

в завтрашний день, слушать кошку, петь в

собственном ключе..."

Торренс

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРИЗ в педагогике для учащихся - это снятие барьера боязни решать проблемы, технология решения проблем. Для педагогов - это технология, которая вместо призывов к проблемному обучению дает инструмент решения проблемных задач. Применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. С удивительным упорством мы готовы отстаивать свое право на совершение многочисленных ошибок. Не меньшей психологической сложностью является доказательство того, что мир изменяем. С еще большим трудом удается выработать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, ты сам способен его изменить Методы ТРИЗ становятся элементом культуры современной цивилизации, культуры мышления людей. Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. Способность к применению информации можно отождествлять с интеллектом, как способностью решать задачи на основе имеющейся информации. У учащихся Ирины Анатольевны отмечаются: положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросшая познавательная активность, интерес, фантазия; ответы на уроках (и не только по ТРИЗ) конкретные, логически обоснованы; у детей расширился кругозор, словарный запас; они отличаются увлечённостью, у них повышенный интерес к изучению предметов, желание пополнять знания. Радость успеха является для её учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Система работы учителя позволяет добиваться устойчивых положительных результатов. Её учащиеся являются постоянными победителями всех интеллектуальных конкурсов, предметных олимпиад на протяжении всего периода обучения в школе. 85% выпускников её классов имеют достаточный и высокий уровни учебных достижений, которые подтверждаются в основной и старшей школе. Каждый её выпуск уникален по-своему, но их объединяет то, что к каждому делу они подходят творчески, умеют добиваться поставленной цели, радоваться своим успехам, и успехам своих товарищей. Радость творчества является для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.

© 2010-2022