УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

В.Берестов «Этот яркий жёлтый цветок…»

учитель начальных классов Корнилова Т.Н.

2011-2012 учебный год


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Тема урока: В.Д. Берестов «Этот яркий жёлтый цветок…»

Цели урока: Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова, уточнить полученные знания детей о прочитанных произведениях Валентина Берестова. Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного чтения. Побуждать у учащихся в свободное время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. Закреплять знания детей о стихотворном произведении, развивать поэтический слух. Воспитывать любовь к природе, порядочность, честность, справедливость. Развивать память, фантазию, воображение.

Оборудование: Выставка книг В.Берестова, рисунков первоцветов обучающихся; раздаточный материал (индивидуальные пакеты с разноцветными цветочками, листы для работы с синквейном в парах), проектор, мультимедийная презентация.





















I. Подготовительный этап

Учитель. Проверьте готовность к уроку. Улыбнемся друг другу и с прекрасным настроением начинаем наш урок.

Сегодня каждый из Вас может блеснуть знаниями, активной работой на уроке. Будьте настоящими друзьями, работая в команде! Прочитайте крылатое выражение «прикоснуться к красоте сердцем». - Ребята, что значит по-вашему, «прикоснуться к красоте сердцем?» Попробуем вернуться к нему в конце урока. Пусть крылатое выражение будет девизом нашего урока. II. Проверка домашнего задания. Проверим домашнее задание. Для каждой группы оно было разным.

Давайте повторим правила работы в группах:

  1. Умей выслушать каждого.

  2. Уважай собеседника.

  3. Приди к единому мнению.

  4. Добивайся успеха.

1 группа - проверка стихотворения Г. Новицкой «Подснежник» наизусть . - Какие картины вы представляете себе, слушая стихотворение? (я услышал песенку ручейка; я увидел, как природа готовиться к весне; я увидел, как светит ласковое солнышко) - Что радует поэта? 2 группа - ребята этого ряда превратились в художников и изобразили нам друзей подснежника - первоцветов. Давайте посмотрим на них (ВЫСТАВКА РИСУНКОВ) . 3 группа - здесь у нас ребята- юннаты. Они хотят рассказать (пересказ) о некоторых из этих растениях, почему они так называются (слайды подснежника, пролеска, медуницы, первоцвет, ветреницы лютиковой).
Закрепление: Записаны слова:
Школа, подснежник, ландыш, ученик, подорожник, первоцвет, синица, ворона, медуница, ветреница лютиковая.
Если слово обозначает название растения, ученики повора­чиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если слово не является названием растения, ученики приседают.

III. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством детского поэта, а какого, вы узнаете, отгадав кроссворд. Он писал стихи - загадки, попробуйте отгадать их в кроссворде и назвать его фамилию в выделенных клеточках.

1. - Учитель у меня в портфеле.
- Кто? Быть не может! неужели!
- Взгляни, пожалуйста! Он тут, его (...) зовут!
(Учебником)

2. Прямота - главная моя черта.
(Линейка)

3. Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился - и ни шагу.
(Циркуль)

4. Карандаш в нем мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.
(Пенал)

5. То считаю втихомолку я,
То опять на них я щелкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь "5".
(Счеты)

6. Они в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Одна в линейку, бормочет.
- Грамматика!
А в клетку ворчит.
- Математика!
(Тетради)

7. И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует.
Все, что его интересует.
(Альбом)

8. В нем заданья на дом
И стоят отметки рядом.
(Дневник)

- А теперь прочитайте, с каким поэтом вы сегодня встретитесь и познакомитесь поближе. (В выделенных клеточках - Берестов) (слайд) Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта В.Д. Берестова (слайд). IV. Рассказ о жизни и творчестве поэта. Учитель: Ребята, сейчас я расскажу вам о нем (слайд). В.Д. Берестов родился в небольшом городе Калужской губернии, которая называется Мещевск. Дата рождения писателя - 1 апреля 1928 г.. Его отец преподавал историю в школе, а в юности писал стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. Когда маленькому Вале было 4 года, в его жизни произошло чрезвычайно важное событие: он научился читать. Об этом он позже напишет: Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: "Прочти, пожалуйста! Прочти!" Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. Первые стихи он написал в 1 классе. Это были дразнилки. Валентину Берестову было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. Из прифронтовой Калуги семья Берестовых была эвакуирована в Ташкент, где он встретился с Корнеем Ивановичем Чуковским. К.И.Чуковскому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.
Валентин Берестов написал стихотворения, рассказы, сказки (выставка книг).
Предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей книге «Литературное чтение». Но сначала немного отдохнём.

V. Физминутка (слайд)

Мы гуляем по весне, Побываем мы везде. С удовольствием гуляем, Много нового узнаем! Мы шагаем не спеша, Ведь весна так хороша!
VI. Чтение рассказа М.М. Пришвина «Мать-и-мачеха»
Теперь послушайте, как описывает один из первоцветов М.М.Пришвин (хорошо читающий ученик, не называя название этого растения) - Что это за цветок? (слайд)
VII. Работа с текстом. А сейчас мы прочитаем, как описывает этот же цветок В.Берестов.

  1. Прочитаем про себя и подумайте, есть что-то общее в описании растения у этих писателей.
  2. А сейчас вслух «цепочкой» с заданием.
Подумаем, каким предложением из данного текста мы можем озаглавить его. - Кто даст такое название, чтобы было ясно, о чём оно? - Почему так называется растение? Выберите из текста слова, которые описывают растение. Какое оно? (слайд) Найдите слова в тексте, которые рассказывают нам о том, что делает мать - и - мачеха? (слайд)

VIII. Составление синквейна. (слайд) Работа в парах. Соберем сейчас все нужные слова и составим синквейн.

IХ. Итог урока. Обратимся к словам Агнии Барто. « Я сорвал цветок - он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» (слайд). - Ребята, что значит по-вашему, «прикоснуться к красоте сердцем?» (улыбаться бабочкам, цветам; знать, что это нужно беречь, любить и т.д.) - Как вы думаете, а В.Берестов и М.Пришвин прикоснулись к красоте сердцем? ( они наблюдали, любовались растением и учат нас замечать в природе красоту).
- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем? (наверное, каждый, если он этого захочет, будет к этому стремиться, работать над собой)
Прикоснуться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении можно увидеть что-то необычное. Иногда для этого надо просто пофантазировать. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем.
- Кто считает, что у него это успешно получилось?
Х. Рефлексия. (Притча)
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» А сам думает: «Скажет живая - я её мертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». А сейчас мы вместе с вами постараемся это доказать (учитель раздаёт рисунки цветов). Давайте сделаем так, чтобы вокруг стало красиво. ( Раскрашивание).
ХI. Домашнее задание

Ребята, я хочу познакомить вас с одним правилом поведения в природе. - Замечай, запоминай, зарисовывай, записывай интересное, увиденное тобой. Нарисуйте, напишите, расскажите на следующем уроке, что вы увидели в природе интересного;






























Приложение к уроку

Подснежник На лесной поляне весной, чуть сойдет снег, появится самый первый цветок, цветок из-под снега - под-снеж-ник. Этот цветок в других местах называют еще знаете как? Прострел. Он - словно сквозь землю - вдруг, неожиданно простреливает. Увидит этот цветок цветовод и скажет: «Да это же сон-трава!» И за что подснежник сон-травой назвали? - Наверно, на лесной полянке, пригретой солнышком, хочется разнежиться. Разнежишься, зевнешь и заснешь. После долгой зимы, без витаминов часто сонливость бывает. Спать хочется. А в Белоруссии этот цветок называется пролеска, полянка. Но часто называют одинаково, да растения-то разные при этом. Пролеска - это голубой подснежник. Бывает еще белый, но он чаще растет на юге. Почему два растения называют подснежником? Да потому, что у них характер одинаковый, та же привычка: чуть снег сойдет - появляться и нас цветением удивлять-радовать.

Первоцвет

Когда мы идем ранней весной в лес, когда листочки на деревьях не полностью распустились, видим, кроме подснежника, еще один из первых цветов. Раз первым цветет - значит первоцвет.

Медуница

Разноцветный цветок! Вот здорово: на одном кустике розовые и голубые цветочки! А запах! Все пчелы слетаются мед собирать. И назвали его медуницей.

Первоцвет

Когда мы идем ранней весной в лес, когда листочки на деревьях не полностью распустились, видим, кроме подснежника, еще один из первых цветов. Раз первым цветет - значит, первоцвет.

Ветреница (лютиковая)

Название сразу ветер напоминает. Ранней весной от весеннего теплого ветра появляется этот маленький, тонконогий, желтенький, нежный цветочек. Но похож цветом на лютик, поэтому не просто ветреница, а лютиковая.



© 2010-2022