Урок по русскому языку на тему Формы имен существительных (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 3 класс Горланова С.А.

Урок по русскому языку на тему Формы имен существительных (3 класс)Урок по русскому языку на тему Формы имен существительных (3 класс)Русский язык

3 класс



Тема урока: Грамматические формы и грамматические значения
слов-названий предметов. Тип урока: Изучение нового материала, вводный урок.

Основные цели:

  • Противопоставить лексическое и общее грамматическое значение слов-названий предметов;

  • Рассмотреть имя существительное с точки зрения лексики.

  • Подвести детей к пониманию, что грамматическое значение имен существительных выражается через грамматические формы.

  • отработка умения вести учебный диалог.

Ход урока

Что должны знать и уметь дети перед изучением новой темы:

  • Уметь выделять окончание и основу слова.

  • Уметь использовать в речи форму рода, числа и падежа слов-названий предметов;

  • Знать, что у слов есть лексическое значение.

1. Актуализация знаний

На доске группы однокоренных слов.

Зелень, зелёный, зеленеть.

Два, двойка, удвоить, дважды, двойной.

Лететь, лётчик, полёт, лётный. У. По какому признаку слова разбиты на группы? Д. Однокоренные или родственные. У. С какими словами мы работали на предыдущих уроках? Д. Слова-названия предметов. У. Кто может сформулировать задачу? Д. Выбрать из групп слова-названия предметов. У. Запишите их в тетрадь. Вопросы после выполнения задания: У. Сколько слов, обозначающих предмет, получилось у тебя? Д. 4: Зелень, двойка, лётчик, полёт. У. По каким признакам выбирали слова? Д. Отвечают на вопросы кто? или что? Обозначают предмет, состояния, процесс и чувства. У. Молодцы, вы сумели выбрать слова-названия предметов. 2. Образовательная ситуация

У. У вас хорошо получается находить слова-названия предметов в группе слов. Теперь вы в группах по 4 человека постарайтесь найти слова-названия предметов в другой группе слов:

Муздра, прокнула, дликое, памя, корабы, кудлая, фокрёнок, ликвенная, ритнуть, ролил, фокр.

Варианты ответов:

  1. Мы не сможем найти среди этих слов слова-названия предметов. Потому что мы не знаем, что они обозначают.

  2. А мы выписали такие слова: муздра, памя, корабы, фокрёнок, фокр.

У. Вопрос второй группе: А как вы определили слова-названия предметов среди этих слов, на что вы смотрели?

Д. Нам кажется, что у этих слов такие же окончания, как и у слов-названий предметов.

У. Хорошо, давайте разберём одно из этих слов.

  • Мы можем предположить, что фокрёнок - это детёныш фокра. По суффиксу -ёнок.
  • А я могу предположить, что у слова корабы окончание -ы. Как у с слов-названий предметов в форме множественного числа.
  • Муздра и памя - это слова женского рода, потому что у них окончание, как у слов мама и няня.

Учитель: Вторая группа правильно нашла имена существительные.

У. В первом задании вы очень быстро нашли слова-названия предметов. На что вы тогда опирались?

Д. На лексическое значение слов. Слово должно обозначать предмет.

У. А во втором задании вы так же поступали? Вы там тоже смотрели на лексическое значение?

Д. Нет. Нам были непонятны лексические значения этих слов.

У. А тогда на что вы смотрели?

Д. На окончания.

У. Значит, вы смотрели на другое значение слова. У слов-названий предметов кроме лексического есть и другие значения. Они помогают им связываться с другими словами в предложении. Это грамматические значения.

Д. А что у слова-названия предметов указывает на грамматическое значение?

Д. На грамматические значения указывают их окончания.

У. Проверим наши предположения по учебнику.

Чтение правила на с. 68.

У. А какие грамматические значения вы называли, когда доказывали, что данные слова - существительные?

Д. Мы называли грамматическое значение числа, падежа и рода.

У. Какие из этих грамматических значения постоянные., а какие зависимые?

Д. Грамматическое значение рода постоянное, значение падежа - зависимое, т.е. зависит от других слов в предложении.

У. Давайте попробуем зафиксировать в модели. 3. Первичное закрепление Работа по учебнику. Выполнить упражнение 97. 4. Домашнее задание Для домашней работы можно задать упражнения по рабочей тетради, часть 1, стр.57, 58. 5. Подведение итогов урока -

  • Что нового узнали на этом уроке?
  • Что запомнили о грамматическом значении слова?
  • Что было трудным?
  • В чём ошибались?

3

© 2010-2022