Урок по окружающему миру в 1 классе Где зимуют птицы?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) УМК «Школа России»
Тема: Где зимуют птицы. Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний Форма проведения урока: интерактивная Время проведения: 30 мин Участники: ученики 1 класса Цель: создание образовательного пространства для расширения и закрепления знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края. Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся находить взаимосвязи в природе; поймут, что птицы зимуют по-разному; будут учиться строить сообщения, выводы в устной форме. Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе. Познавательные: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. Регулятивные: учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия. Коммуникативные: учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Основные понятия: зимующие птицы, перелётные птицы, орнитолог, «кольцевание», радиопередатчик Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация «Где зимуют птицы?», карточки с изображением птиц, цветные карандаши (синий, красный), карточки с заданиями, глобус, выставка книг, конверты со смайликами.



Тема

Где зимуют птицы?

Цель темы


Образовательные:

  • расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах; познакомить с перелетными птицами;
  • учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представления о научном поиске, методах работы ученых;
  • Способствовать развитию связной речи, наблюдательности, любознательности, интереса к предмету, умения сравнивать, наблюдать, анализировать.
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, к своему родному краю;

Тип урока Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты Предметные: знать: условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц; уметь: приводить примеры представителей групп зимующих и перелётных птиц, раскрывать особенности их жизни, усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы. Использовать приобретённые на уроке знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения и сравнения; установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; удовлетворение познавательных интересов, поиск дополнительной информации о родном крае.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД

-Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Основные понятия

Перелетные птицы, зимующие птицы, орнитологи, «кольцевание», радиопередатчик

Межпредметные связи

Окружающий мир, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Атлас-определитель «От земли до неба»

- картинки перелётных и зимующих птиц

- слайдовая презентация к уроку «Где зимуют птицы?»

- - карточки с текстом для парной и индивидуальной работы

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, парная, групповая



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД I.Организационный этап (1 мин) Цель: активизировать обучающихся.


Создание благоприятного для обучения климата.

Садятся

Приветствуют.


Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Самое удивительное в мире - это человеческая доброта.

Подарите улыбку друг другу. Подарите улыбки гостям. Пусть наш урок озаряется Улыбкой общения, познания.


Коммуникативные УУД
II. Мотивация к учебной деятельности

Постановка учебной проблемы.

(4 мин) Цель: -организовать формулирование темы урока обучающимися; -организовать постановку цели урока обучающимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Организует прослушивание аудиозаписи.
Дети слушают с закрытыми глазами.



Ответы детей.



С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель урока.


Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и окунуться в Царство природы. Прослушивание фрагмента аудиозаписи «Голоса птиц».

- Откройте глаза.

- Ребята, что вы услышали? - В какое время года мы можем услышать такие голоса птиц? - Куда улетели и почему? - А все ли птицы улетели? Почему? - Догадались, о ком и о чем будем говорить на уроке? (Дети высказывают свои предположения: птицы, куда улетели, почему улетели) - Тема нашего урока (на доске: Где зимуют птицы?») - Исходя из темы, определите цель урока? Цель: узнаем, что птицы зимуют по-разному, узнаем куда и почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать с нами.

Формулировать, понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя


III.Актуализация опорных знаний (6 минут) Цель: - готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Выявляет знания учащихся о птицах и их жизни.

Организует индивидуальную работу



Организует фронтальную работу по группировке птиц

На доску вывешиваются карточки с птицами.

Ответы детей.

Участие в диалоге.



Самостоятельно выполняют задание.





Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя «+»,«-».

Выполняют самооценку рядом с заданием.


Дети, а кто такие птицы? - Что вы знаете о жизни пернатых?) - Каких птиц вы знаете, назовите. Звучит аудиозапись «Голоса птиц» - Собрались наши птички и громко заспорили. - Кому улетать в тёплые края, а кому - нет? Поможем нашим пернатым друзьям решить спор? Индивидуальная работа - Возьмите карточку под № 1. - Рассмотрите рисунки с названием птиц. - Раскрасьте кружочек синим цветом возле тех птиц, которые остаются зимовать, а красным цветом возле тех птиц, которые с наступлением холодов улетают в теплые края. - У нас получилось две группы птиц. (На доске: Птицы - слева синий круг, справа- красный) -Выполним проверку. В какую группу вы определили: - ласточку (красный). Почему? - дятла (в первую -синий). Почему? - соловья? (красный ) Почему? - воробья? (синим) Почему? - скворца? (красный) Почему? - синицу? (синим) Почему?

- Молодцы, ребята, помогли птицам решить спор.



Уметь различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Познавательные УУД

Уметь осознанно и произвольно высказывать свое мнение о птицах, их жизни, называть птиц. Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей


IV. Изучение нового (4 минут) Цель: - дать конкретное представление об изучаемых фактах и объектах. - добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний

Знакомство с зимующими



Знакомство с перелетными птицами.


Ответы детей.

Участие в диалоге.


- Дети, как можно назвать одним словом птиц, которые осенью не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами? (На доске прикрепляется карточка: Зимующие) - Верно. У зимующих птиц с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает переносить холод, а еду ухитряются добыть в самые снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. - Как мы можем помочь им?

- Дети, как можно назвать одним словом птиц, которые относятся ко второй группе? (На доске: Перелётные птицы)

- Верно. Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края, а весной снова возвращаются. Улетают не потому что холодно, а потому что им не хватает пищи.

Научатся различать зимующих и перелетных птиц, группировать птиц по определенным признакам, объяснять причины отлета птиц в теплые края, приводить примеры зимующих и перелетных птиц, получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их.


Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов


V.Физкультминутка (на внимание)

2мин Организует динамическую паузу. Дети выполняют упражнения и закрепляют знания о зимующих и перелётных птицах






























- А сейчас, ребята, я приглашаю вас отдохнуть. - Мы проверим, как вы запомнили, какие птицы зимующие, а какие перелетные? Если я называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и помашите руками.

- Ласточка (полетели),

- дятел (присели),

- жаворонок (полетели),

- воробей (присели),

- скворец (полетели),

- куропатка (присели)

- соловей (полетели),

- сова (присели),

- грач (полетели)

- синица (присели),

- галка (присели),

- журавль(полетели).

-Молодцы! Прошу занять свои места.

Уметь различать зимующих и перелетных птиц; Регулятивные УУД. Работа по предложенному учителем плану V. Продолжение работы по теме урока 10 мин

Рассказ учителя (1 мин)

Цель: - проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки, самооценки.



(3 мин)



















































Постановка проблемного вопроса Открытие новых знаний (2 мин)



































Практическая работа (4 мин)
























Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией.

Работа в карточке № 2 Организует работу с картой

Работа в парах

Фронтальный опрос по теме урока



Демонстрирует приспособления : кольцо, радиопередатчик

































































Принимают участие в практической работе. Дети высказывают предположения.



Рассуждения детей. - Я прочитала одну историю о птицах, послушайте и вы ее.

Видео «Полет птиц» - Давно-давно один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда за 2 месяца и погружаются в спячку, т. к. не находят еды. - Другие учёные считали, что птицы летят в дальние страны. Сильные и большие птицы несут на спинах маленьких и слабых. А ласточки вообще никуда не летят - зимуют под водой, зарывшись в ил. - Сейчас известно, что перелет птиц далек и труден. Они преодолевают тысячи километров. - Ребята, куда же летят птицы? (Ответы детей: на юг, в теплые края и обратно) - Следующее задание карточка под № 2. Обратите внимание на условный значок. - Как будете работать? (Парами) - Рассмотрите карту, которую составили учёные.

Работа с картой - На ней зеленым цветом показаны районы, где ласточки проводят лето. Желтым цветом, показаны районы, где они зимует. - Обозначьте синими стрелками направление осенний перелет ласточки. - Красными стрелками - направление весенних перелетов. - Готовы? Выполним проверку по эталону. (На экране схемы карты перелета) - Куда улетают ласточки осенью? - А весной? - Какая пара выполнила так? Молодцы! - Дальнюю дорогу приходится преодолевать птицам!

- Дети, а кто из вас знает, как называют учёных, которые изучают жизнь птиц?

Орнитологи (слайд)

- Да, ребята, они доказали, что птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, а весной возвращаются туда откуда улетели. - Как же ученые узнали, где зимуют птицы?

Демонстрирую «Кольцо». - Дети, что это? - На что похоже это приспособление? (Кольцо) - При помощи «колец» ученые узнали где зимуют перелетные птицы. Такой способ научного исследования называется «кольцеванием».

Демонстрирую «Радиопередатчик» - Это, ребята, радиопередатчик. Это еще одно приспособление, при помощи которого отслеживали путь перелетных птиц.

Работа в группе. - Чтоб ответить на этот вопрос мы будем работать в группе. - Прежде чем мы начнем эту работу, давайте вспомним правила. - Как работаем в группе? (Ответы детей) - Разделимся на две группы. 1гр. - 1 ряд, займет рабочее место за 1 партой, 2гр - 2 ряд. - за второй партой. -Сигналом начала работы будут «Голоса птиц». - Прошу занять места: 1 гр. - 1-я парта, 2 гр. - 2 парта.

- Подумайте, как при помощи этих приспособлений ученые узнали где зимуют птицы. - Готовы? Прошу сесть на свои места.

-Ваши предположения: первая группа о «кольцевании». - Вторая группа - о втором способе научного исследования перелета птиц. - Хорошо, спасибо.

- Как эти приспособление научного исследования могли помочь ученым? Нам расскажут Катя Б. и Илья

Катя Б: ученые надевали на лапки птиц специальные кольца. Если птицу с кольцом обнаруживали в другом районе, об этом сообщали ученым, которые окольцовывали птицу. На каждом кольце свой номер и адрес места, где птица была окольцована. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. Илья К.: Для изучения перелетных птиц используют и маленькие радиопередатчики. Радиопередатчик укрепляют на тело птицы и по сигналу определяли, где она находится)

- Большое спасибо за такую интересную информацию. - Ребята, обратите на выставку книг, они помогут вам больше узнать о жизни птиц.





Уметь работать в паре, используя представленную информацию для закрепления полученных знаний.






































Создание способов решения проблем(П)



Поиск и выделение информации (П) Умение сотрудничать в парах.(К)



Формулирование проблемы (П)







Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей(Р) .Поиск информации, работа с различными источниками(П)













Создание способов решения проблем(П)













Выполнение различной роли в группе(К)



Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (Л)





Построение логической цепи рассуждений


VI. Обобщение и систематизация знаний (2 мин) Цель: - проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки, самооценки.
Учитель организует фронтальную работу по формированию целостной системы ведущих знаний по теме.





Учитель обращается к детям с просьбой не забывать заботиться о пернатых друзьях зимой, помогать им.




Выполняют закрепление изученного материала с помощью викторины.
-Ребята, наш урок подходит к концу. На вопрос, который был перед нами поставлен в начале урока, мы можем дать ответ? (Да) - Я предлагаю по изученному материалу ответить на вопросы викторины. Готовы? 1 вопрос. Птицы делятся на 2 группы зимующие и….? 2 вопрос. Когда перелетные птицы к нам вернутся? 3 вопрос. По какой причине улетают перелетные птицы? 4 вопрос. Выдели лишнюю птицу в этой группе: синица, журавль, ласточка. Почему? 5 вопрос. Как зимой человек может помочь птицам? - Молодцы, ребята.

Самостоятельное создание способов решения поставленной проблемы (П) Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (Р) Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин) Цель: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.



- Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы на уроке. Достаньте из конверта смайлики, выберите нужный вам. 1. Я хорошо работал и не испытывал затруднения! - желтый смайлик.

2. Я работал, но мне было немного тяжело! - зеленый смайлик.

3. Я испытывал в работе затруднения! - красный смайлик.

- Поднимите. - Спасибо, урок окончен!


Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



© 2010-2022