Конспект урока по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ВО 2 КЛАССЕ

Форма урока: Лаборатория «Я - исследователь»

Тема: «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ» (урок - обобщение)

Цель урока: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. у обучающихся посредством изучения темы «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ».

Задачи

предметные: -

  • формировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах:

  • все природные объекты состоят из различных веществ;

  • объекты, имеющие постоянную форму, являются телами;

  • определить основные свойства веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии:

  • при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются;

  • в твердом состоянии имеют форму, в жидком - имеют форму сосуда, в газообразном - формы не имеют;

  • дать представление о роли свойств веществ в жизни человека;

метапредметные:

  • создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков;

  • учить подводить под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать определения понятий);

  • обращать внимание детей на причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;

  • учить фиксировать информацию, полученную путем наблюдений;

  • развивать интерес к познанию окружающего мира и исследовательской деятельности.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация «Свойства веществ и их значение в жизни человека», раздаточный материал, приборы для показа опытов: стойка с металлическим шариком, горелка, и т.п..

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель: - Здравствуйте, ребята.

- Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но природа откроет свои тайны только внимательным людям. Мы войдем в нее исследователями, а сопровождать нас будут преподаватель КБЖ, преподаватель физики.

- Ребята, посмотрите вокруг, нас окружают различные предметы, которые называются

физическими телами

. А вы знаете, что с телами могут происходить превращения?

- Сегодня на уроке мы узнаем:

Какими свойствами обладают физические тела?

Нам поможет ответить на этот вопрос учитель физики.

II. Практическая работа.

Преподаватель физики:

- Ребята, рассмотрите тела, расположенные на ваших столах, исследуйте их, выберите в тесте правильный ответ, обведите его кружочком.

Дети объединяются в группы, исследуют тела, выполняют тест.

Выберите правильный ответ, обведи кружочком:

1. Все тела твердые.

2. Есть тела твердые и жидкие.

3. Есть тела твердые, жидкие и газообразные.

1. Все тела не имеют форму.

2. Все тела имеют форму.

3. Есть тела, которые имеют форму и есть тела, которые ее не имеют.

1. Все тела не имею запаха.

2. Есть тела, которые имеют запах и не имеют.

3. Все тела имеют запах.

1. Есть тела, которые имеют цвет и не имеют цвет.

2. Все тела имеют цвет.

3. Все тела не имеют цвет.

(Работа в группах)

Проверка.

- Что вы можете рассказать об этих телах?

Дети зачитывают ответы тестов.

Преподаватель физики:

- Молодцы, ребята.

- Скажите, а из чего состоят тела?

Дети:

Из веществ

Преподаватель физики:

- Определите, из каких веществ состоят тела.

- Соедините стрелками тела и вещества, из которых они состоят.

Конспект урока по окружающему миру на темуВОДА

Конспект урока по окружающему миру на темуРЕЗИНА

Конспект урока по окружающему миру на темуСТАЛЬ

Конспект урока по окружающему миру на темуСТЕКЛО

(Работа в группах)

Проверка.

Преподаватель физики:

- Молодцы!

- Теперь ответьте на вопрос: из чего состоят вещества?

Дети: - Вещества состоят

из частиц

- Покажите схему частиц твердых веществ, газообразных, жидких.

(Работа в группах)

Проверка.

Преподаватель физики:

- Все вещества окружающего мира находятся в одном из трех состояний: твердом, жидком или газообразном. И все вещества обладают какими-то свойствами. Какими? Наши опыты помогут определить их.

III. Практическая работа

Преподаватель физики:

- Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съеживаются.) А когда жарко? (Потягиваются.)

Преподаватель физики:

- Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно - они сжимаются, а когда жарко - расширяются. Давайте понаблюдаем за этим явлением во время проведения опыта.

Опыт 1. Наименование: твердое вещество

Преподаватель физики:

- Шарик - это тело.

Из какого вещества оно состоит?

Дети: - Из металла - твердого вещества.

Преподаватель физики:

- Частицы в металле расположены близко друг к другу, что и делает твердое тело твердым.

СЛАЙД

Преподаватель физики:

- Посмотрите, шарик легко проходит в кольцо. Нагреем его. А теперь не проходит. Сделайте вывод.

Дети: - Шарик стал больше. В твердых веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается.

Преподаватель физики:

- Посмотрите, что происходит с частицами в твердых телах при нагревании.

СЛАЙД.

Преподаватель физики:

- Шарик остыл, он снова проходит в кольцо.

- Как вы думаете, какое значение в жизни людей имеют свойства твердый веществ?

- Об этом хорошо знает преподаватель ОБЖ..

Преподаватель ОБЖ: - Ребята, наш город Нижний Тагил расположен на Уральских горах. Посмотрите на слайд. Горы поражают своим величием и грандиозностью. Но они под действием ветра, жары и холода непрерывно разрушаются. Проходят миллионы лет и горы снижаются, сглаживаются островерхие вершины. Мощные некогда хребты все больше напоминают холмы. В результате разрушения в горах накапливаются в большом количестве обломки горных пород (глыбы, щебень, песок). Они могут привести к таким грозным явлениям, как камнепады, обвалы, осыпи, сели. Это может быть очень опасно для жизни человека и окружающего мира.

СЛАЙДЫ.

Опыт 2. Наименование: жидкое вещество

Преподаватель физики: - Ребята, давайте, выясним, а жидкие вещества обладают свойством расширения при нагревании?

Преподаватель показывает спиртовой термометр. Нагревает его. Дети наблюдают, как подкрашенная жидкость поднимается по столбику термометра.

Преподаватель физики:- Что происходит?

Дети: - Жидкость поднимается.

Преподаватель физики: - Почему?

Дети: Она нагрелась, ей стало мало места.

Преподаватель физики: - Сделайте вывод.

Дети: - В жидких веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается, и жидкость поднимается по трубке.

СЛАЙД.

Преподаватель физики:- А если жидкости много в пробирке, что с ней произойдет?

Дети: - Она перельется через край.

Преподаватель физики: - Правильно, ребята. Это свойство называется текучестью.

- Какое значение в жизни людей имеет это свойство воды?

Преподаватель ОБЖ: - Вода своей формы не имеет. Она принимает форму сосудов, в которых находится. Т.е. она текучая, может изменять свою форму.

Когда на море дует ветер, он вызывает волны, которые, обрушиваясь на берег, вызывают разрушения. Если уровень воды в реках поднимается, случаются наводнения, т.к. вода растекается. От наводнений часто страдают люди и животные. Этим летом на Дальнем Востоке разлились реки Амур и Зея. У людей погибло все: дома, имущество, домашние животные и урожай. В городе Нижний Тагил также этим летом случилось наводнение. Вода затопила садовые участки, погубила урожай.

- Свойства воды очень важны в жизни человека, так же как и свойства воздуха, которым мы дышим.

Опыт 3. Наименование: газообразное вещество

Преподаватель физики: - Как вы думаете, что происходит с частицами при нагревании газообразных веществ?

Дети: - Они расширяются.

Преподаватель физики: - Правильно.

- Посмотрите, на слайде показано, как ведут себя частицы при нагревании в газообразных веществах.

- Давайте, исследуем и другие свойства газообразных веществ.

- Что находится в пробирке?

Дети: - Воздух.

Преподаватель физики - Чем пахнет воздух?

Дети: Воздух не пахнет.

Преподаватель физики: - Сейчас я открою пробирку и дам вам понюхать ее содержимое.

Дети улавливают запах духов.

Преподаватель физики:- В пробирке смесь воздуха с ароматическими веществами. И мы их чувствуем.

  • Преподаватель ОБЖ: - Действительно, воздух это смесь газов, а газы не имеют не только формы, но и своего объема. Они распространяются повсюду. Если мы открываем сосуд с газом, то он смешается с другими газами. В нашем городе есть заводы, например, НТМК, которые выпускают в воздух вредные газы. Это пагубно влияет на здоровье людей.

Учитель начальных классов: - Спасибо, уважаемые коллеги. Итак, ребята, мы с вами определили основные свойства веществ и их значение в жизни людей.

IV. Работа в группах.

Учитель: Ребята, сейчас вы проведете работу в группах и выполните мини-проекты «Свойства физических тел».

- Каждая из групп заполнит страницу проекта по плану, используя заготовки.

Дети составляют проекты «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».

Представление проектов.

V. Рефлексия.

Учитель: - Наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам было особенно интересно?

Дети: - Я понял, что тело и вещество - это не одно и то же.

  • Мне было интересно узнать, что физические тела имеют свойства расширяться.

  • Мне было интересно узнать о том, что свойства физических тел имеет большое значение в жизни человека.

Учитель: Вы молодцы. Мы еще раз убедились, что только внимательному и любопытному исследователю природа открывает свои секреты.

VI. Заполнение маршрутного лист.

Учитель: - Оцените свои знания в маршрутных листах по теме «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».

  • - это я уже знаю

+ - это я узнал сегодня

?- непонятно, хочу спросить

Дети оценивают знания

Учитель: Наше занятие в лаборатории «Я - исследователь» закончено. Спасибо всем за работу.

6


© 2010-2022