Рабочая программа по обучению грамоте

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обучению грамоте

1 класс















2015

























Пояснительная записка Рабочая программа курса «Обучение грамоте» разработана на основе программы В. Г. Горецкого (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях, Ч. 1 - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 158с.) Программа рассчитана на 213 часов . Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Горецкий В. Г «Русская азбука». - М., Просвещение, 2010 Федосова Н. А. «Прописи к «Русской Азбуке» в 4-ч. - М,, Просвещение, 2010 В авторскую программу изменения не внесены. Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Главное назначение начальной школы - воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить детей осознанному чтению, письму, правильной и полноценной содержательной речи; привить учащихся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Программы по изучению русского языка в младших классах предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

  1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассной чтение.
  2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
  3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальных курс русского языка, предполагает решение таких основополагающих вопросов, как:
  • Формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей;
  • Обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности - учебной, умения рационально использовать время на уроке;
  • Овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге - источнику знаний.
При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся. Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности.















































Содержание программы

Подготовительный этап (24 часа) О речи (устной и письменной). Предложение и слово. Слог. Ударение. Звуки и буквы.

Букварный (основной) период (143 часа)

Обучение чтению Согласные и гласные звуки и буквы. Чтение слогов-слияний Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов, их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т.е. орфоэпически.

Обучение письму Выработка правильной осанки. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти рук и мелких мышц пальцев: обводка, штриховка, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров. Знакомство с начертанием всех букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах. Запись слов и предложений. Списывание слов и предложений. Проверка написанного при помощи сличения с текстом - образцом. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное написание предложений. Выработка умения писать большую букву в именах собственных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением. Знакомство с правилами гигиены письма.

Развитие устной речи Звуковая культура речи. Работа над словом. Работа над предложением и связной устной речью.

Послебукварный период (28 часов)

Письмо. Чтение. Развитие речи. Чтение Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине. Совершенствование навыка чтения.

Русский язык Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах собственных, о написании предложений, о переносе слов с буквой в середине слова, с ь в середине слова, о постановке ударения. Речь и ее значение в жизни человека. Знакомство с текстом и его значение. Составление предложений на определенную тему по картине, серии сюжетных картинок, по личным наблюдениям. Речевая этика. Культура общения. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из этих слов. Наблюдение над словами, написание которых расходится с произношением. Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма. Выполнение упражнений и заданий в учебнике «Русский язык». Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов. Простейшие пересказы прочитанного. Речевые ситуации с включение слов, употребляемых при приветствии и прощании, при выражении извинения и благодарности.

Резервные часы (18 часов) Резервные часы используются при необходимости более обстоятельного изучения какого-либо звука и способов его буквенного обозначения или же проведения отдельных уроков для повторения и обобщения определенной группы звуков, имеющих общее свойство.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу 1 класса Обучающиеся должны знать: - все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия. Обучающиеся должны уметь: - вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; - различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; - правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова; - знать способы их буквенного обозначения; - обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком; - определять место ударения в слове; - вычленять слова из предложений; Четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах; - правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; - грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением; - употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения; - устно составлять 3-5 предложений на определенную тему; - знать гигиенические правила письма; - правильно писать формы букв и соединения между ними; - уметь правильно прочитать слово орфографически и офроэпически; Навыки чтения: 1 полугодие: плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. 2 полугодие: Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.



Календарно - тематическое планирование уроков по грамматике и правописанию

(Прописи №1, №2, №3, №4. Горецкий В.Г., Федосова Н.А.)

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание


1

Знакомство с новым предметом . Знакомство с прописью и разлиновкой, широкой и рабочей строкой

2

Строка и межстрочное пространство

3

Строка и межстрочное пространство

4

Письмо наклонных прямых линий

5

Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу

6

Письмо наклонных прямых линий

7

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

8

Длинная прямая линия с закруглением внизу влево

9

Длинная прямая линия с закруглением внизу вправо

10

Длинная линия с петлей

11

Линия с сильным наклоном и закруглением внизу

12

Письмо овалов и полуовалов

13

Письмо элементов букв

14

Письмо элементов букв

15

Письмо элементов букв

16

Письмо элементов букв

17

Письмо элементов букв

18

Письмо элементов букв

19

Проверка и закрепление знаний о письме элементов букв


Обучение письму (96 часов)

20

Письмо строчной буквы а

21


Письмо заглавной буквы А


22

Письмо строчной буквы о

23

Письмо заглавной буквы О

24

Письмо строчной буквы и

25

Письмо заглавной буквы И

26

Письмо буквы ы

27

Письмо строчной буквы у

28

Письмо заглавной буквы У

29

Письмо строчной буквы н

30

Закрепление правописания изученных букв

31

Письмо заглавной буквы Н

32

Письмо строчной буквы с

33

Письмо заглавной буквы С

34

Письмо строчной буквы к

35

Закрепление правописания изученных букв

36

Закрепление правописания изученных букв

37

Письмо заглавной буквы К

38

Письмо строчной буквы т

39

Письмо заглавной буквы Т

40

Буквы Т, т

41


Письмо строчной буквы л

42


Письмо заглавной буквы Л

43


Буквы Л, л

44


Проверка и закрепление знаний о правописании изученных букв

45


Письмо строчной буквы р

46


Письмо заглавной буквы Р

47


Письмо строчной буквы в

48


Письмо заглавной буквы В

49


Буквы В, в

50


Письмо строчной буквы е

51


Письмо заглавной буквы Е

52


Буква е после согласных

53


Письмо строчной буквы п

54


Письмо заглавной буквы П

55


Буквы П, п

56


Письмо строчной буквы м

57


Письмо заглавной буквы М

58


Буквы М, м

59


Письмо строчной буквы з

60


Письмо заглавной буквы З

61


Буквы с и з

62


Письмо строчной буквы б

63


Буквы п и б

64


Письмо заглавной буквы Б

65


Письмо строчной буквы д

66


Письмо заглавной буквы Д

67


Буквы д и т

68


Письмо строчной буквы я

69


Письмо заглавной буквы Я

70


Буква я после согласных

71


Закрепление правописания изученных букв

72


Проверка и закрепление знаний о правописании изученных букв

73


Письмо строчной буквы г

74


Письмо заглавной буквы Г

75


Письмо строчной буквы ч

76


Сочетание ча

77


Письмо заглавной буквы Ч, сочетание чу

78


Буква ь как показатель мягкости согласного

79


Мягкий знак в середине слова

80


Мягкий знак в середине слова (закрепление)

81

Письмо строчной буквы ш

82

Письмо заглавной буквы Ш

83

Буквы Ш, ш. Сочетание ши

84

Письмо строчной буквы ж

85

Письмо заглавной буквы Ж

86

Буквы Ж, ж. Сочетание жи

87

Письмо строчной буквы ё

88

Буква ё после согласных

89

Письмо заглавной буквы Ё

90

Письмо строчной буквы й

91

Буква й (закрепление)

92

Закрепление правописания изученных букв

93

Письмо строчной буквы х

94

Письмо заглавной буквы Х

95

Буквы Х, х

96

Письмо строчной буквы ю

97

Буква ю после согласных

98

Письмо заглавной буквы Ю

99

Письмо строчной буквы ц

100

Письмо заглавной буквы Ц

101

Письмо строчной буквы э

102

Письмо заглавной буквы Э

103

Письмо строчной буквы щ

104

Сочетания ща, щу

105

Письмо заглавной буквы Щ

106

Письмо строчной буквы ф

107

Письмо заглавной буквы Ф

108

Мягкий знак - разделительный

109

Буква ъ

110

Алфавит. Проверка знаний о правописании изученных букв

111-114

Проверка и закрепление изученного

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и литературному чтению

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

На всех этапах обучения грамоте уделять постоянное внимание развитию устной речи учащихся. Совершенствовать звуковую культуру речи, работать над словом, предложением и связной речью.

I. Подготовительный период - 13 часов.

1

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

1


2

Членение речи на предложения.

1


3

Членение предложения на слова.

1


4

Членение слова на слоги с использованием графических схем.

1


5

Деление слов на слоги.

1


6

Ударение в словах.

1


7

Определение количества слогов в слове, ударение.

1


8

Представление о звуке. Выделение в словах отдельных звуков.

1


9

Различие на слух гласных и согласных звуков. Отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса.

1


10

Различие на слух твердого и мягкого звука.

1


11

Различие на слух глухих и звонких звуков, слого-звуковой анализ слов. Слогообразующая роль гласных звуков.

1


12

Гласный звук [а], буквы А, а. Узнавание букв по их характерным признакам.

1



13

Гласный звук [о], буквы О, о. Правильное соотношение звуков и букв.

1



14

Гласный звук [и], буквы И, и.

1



15

Звук [ы], буква ы.

1



16

Гласный звук [у], буквы У, у.

1




17

Согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н. Ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

1



18

Согласные звуки [с], [с'], буквы С, с. Чтение слогов - с ориентировкой на гласную букву.

1



19

Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к.

1



20

Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т.

1



21

Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т, т.

1



22

Согласные звуки [л], [л'], буквы Л, л.

1



23

Чтение слов, предложений с буквами Л, л.

1



24

Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р.

1



25

Согласные звуки [в], [в'], буквы В,в.

1



26

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [йэ].

1



27

Буква е - показатель мягкости согласного звука.

1



28

Согласные звуки [п], [п'], буквы П, п.

1



29

Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имён, отчеств, фамилий.

1



30

Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м.

1



31

Чтение текстов и слов с буквами М, м.

1



32

Согласные звуки [з], [з'], буквы З, з.

1



33

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Пересказ текста.

1



34-35

Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б. Различие понятий: форма слова, родственные слова.

2



36

Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д.

1



37

Чтение слов с буквами Д, д. Закрепление изученного.

1



38

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й' + а].

1



39

Буква Я - показатель мягкости согласных звуков.

1



40

Чтение текстов. Повторение изученного.

1



41

Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г.

1



42

Чтение предложений, текстов с буквами Г, г.

1



43

Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч.

1



44

Звук [ч']. Чтение слов, предложений с буквой Ч.

1



45

Буква ь - показатель мягкости согласных звуков.

1



46

Разделительный мягкий знак.

1



47

Согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

1



48

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш.

1



49

Чтение слов, текстов с изученными буквами.

1



50

Согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1



51

Чтение слов, предложений с буквами ж, ш. Правописание сочетаний жи, ши.

1



52

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [йо]. Внеклассное чтение.

1



53

Чтение слов, предложений с буквами Ё, ё.

1



54

Согласный звук [й], буква й.

1



55

Звук [й], буква й. Повторение и обобщение.

1



56

Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х.

1



57

Чтение предложений и текстов с буквами Х, х.

1



58

Повторение и обобщение изученного.

1



59

Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [йу]. Буква ю - показатель мягкости согласного звука.

1



60

Чтение предложений и текстов с буквами Ю, ю.

1



61

Согласный твердый звук [ц], буквы Ц, ц.

1



62

Чтение предложений и текстов с буквами Ц, ц.

1



63

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1



64

Чтение слов и предложений с буквами Э, э.

1



65

Знакомство с буквами Щ, щ.

1



66

Формирование навыков чтения.

1



67

Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф.

1


68

Чтение текстов с буквой Ф.

1


69

Знакомство с буквой ъ.

1


70

Твердый и мягкий разделительные знаки.

1


71

Разделительные твердый и мягкий знаки.

1



72

Л. Толстой «Три калача и одна баранка».

1


73

К. Льдов «Господин учитель Жук».

1


74

Ю. Коваль «Метели летели…».

1


75

И. Суриков «Зима».

1


76

С. Маршак «Ты эти буквы заучи».

1


77

В. Берестов «Читалочка».

1


78

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

1


79

К. Ушинский «Наше Отечество».

1


80

В. Крупин «Первоучители словенские».

1


81

В. Крупин «Первый букварь».

1


82

Творчество А. С. Пушкина.

1


83-84

Л. Н. Толстой - детям.

2


85

Великий педагог К. Д. Ушинский .

1


86-87

Творчество К. И. Чуковского.

2



88

Творчество В. В. Бианки.

1


89

Творчество С. Я. Маршака.

1


90-91

Творчество М. М. Пришвина.

2


92-93

А. Л. Барто. Стихи.

2

94

С. В. Михалков. Стихи.

1

95

В. А. Осеева «Печенье».

1

96-97

Б. В. Заходер «Два и три», «Песенка - азбука».

2

98-100

В. Д. Берестов. Стихи.

3







© 2010-2022