• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Педагогический проект «Технология работы с портфелем достижений как средство развития способности к самоанализу и рефлексии младшего школьника»

Педагогический проект «Технология работы с портфелем достижений как средство развития способности к самоанализу и рефлексии младшего школьника»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

«Технология работы с портфелем достижений как средство развития способности к самоанализу и рефлексии младшего школьника»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется технология работы с портфелем достижений как средство развития способности к самоанализу и рефлексии младшего школьника.

Каждый человек интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики - сберечь её, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я».

В соответствии с Законом «Об образовании» в начальной школе государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это выдвигает определенные требования к структуре итоговой оценки выпускника, поэтому в ней выделяют две составляющие: накопительные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, и оценки за стандартизированные итоговые работы.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио обучающихся.

Термин портфолио давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали портфолио творческих работ.

Традиционное портфолио (портфель достижений) представляет собой подборку, коллекцию работ, направленную на демонстрацию образовательных достижений обучающегося. (СЛАЙД 2) Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам контроля (тест, экзамен и др.), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1)проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

2)оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Нам всем придется привыкнуть к формуле: аттестат + портфель достижений= образовательный рейтинг выпускника школы.

Девизом работы с портфелем достижений ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

В настоящее время различные издательства предлагают нам огромное количество различных готовых печатных портфелей. (СЛАЙД 3,4)Но, заполняя их, ребенку надо всего лишь поставить галочки или написать небольшой текст, состоящий из 2 - 3 фраз, что нельзя, на мой взгляд, считать условием развития самоанализа обучающегося.

В нашем образовательном учреждении разработано положение (как и во всех ОУ) о портфеле достижений ученика начальных классов, в котором отражены цель, задачи, структура, оформление портфеля достижений ученика начальной школы, но ничего не указано о технологии его оформления.

Поэтому мной был разработан проект «Технология работы с портфелем достижений как средство развития способности к самоанализу и рефлексии младшего школьника». (СЛАЙД 5)

Цель проекта: Разработать и внедрить в практику технологию работы с портфелем достижений учащихся начальных классов. (СЛАЙД 6)

Конечный результат: портфель достижений, который ведется самим учеником.

Этапы проекта: (СЛАЙД 7)

  1. Анализ теории и практики по обозначенной проблематике, его систематизация

(сентябрь - декабрь 2012).

2.Определение общих подходов к созданию портфеля достижений (январь - март 2013).

3.Разработка технологии работы с портфелем достижений (1 января 2014 - май 2014)

4. Апробирование технологии (1 сентября 2014 - март 2016).

5.Распространение опыта (апрель - май 2016).

Проанализировав теорию и практику по обозначенной проблематике и определив подходы к созданию портфеля достижений, я пришла к выводу о необходимости разработки технологии работы с ним.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает в качестве предмета итоговой оценки «…достижение предметных и метапредметных результатов обучения…В итоговой оценке должны быть выделены 2 составляющие:

- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их образовательных достижений;

- результаты итоговых работ».

Эти положения стандарта указывают на необходимость присутствия в составе портфелей достижений материалов, отражающих 2 группы результатов:

• Промежуточных, представляющих собой достижения обучающихся при завершении темы, курса в виде конкретного результата.

• Итоговых, представляющих лучшие работы за весь курс начальной школы и демонстрирующих лучшие достижения в области предметных и метапредметных результатов.

В раздел «Достижения по предметам» включены результаты диагностик за 1 класс, а также листы индивидуальных достижений по предметам «русский язык», «математика», «литературное чтение». (СЛАЙД 8)

Раздел «Достижения по предметам» представлен оценочными листами, в которых отражены результаты входного, промежуточного и итогового контроля по годам обучения. (Слайд: по рус.яз.). Рассмотрим оценочный лист по русскому языку. Здесь перечислены все орфограммы, изучаемые в курсе начальной школы. Вверху лист разбит по годам обучения, в свою очередь, каждый год разбит еще на 4 столбца, в котором отражаются результаты входного, промежуточного, итогового контроля. 4 - й столбец я назвала «Шкалой успеха», с которой дети работают по окончании каждого года обучения.

На уроке коррекции знаний обучающийся получает лист достижений, где имеется перечень орфограмм, а также проверенную работу. Сначала в тетради для контрольных работ отмечает на полях номера орфограмм, на которых были допущены ошибки.Затем переносит данные орфограммы в оценочный лист, подсчитывает общее количество ошибок и записывает внизу столбца, а так же количествоошибок по каждой орфограмме. Например: ребенок допустил ошибку по теме «Оформление предложения», у нас это орфограмма №8, значит, на полях он ставит 8. Перенося эту орфограмму в оценочный лист в соответствующую клеточку, пишет количество ошибок. После итоговой контрольной работы в конце каждого года обучения в столбце «Шкала успеха» ученик отмечает стрелкой свои достижения по каждой орфограмме и по количеству орфограмм. Мы в классе решили «Шкалу успеха» обозначать стрелкой. Направление стрелки говорит о росте, снижении или стабильности знаний.

Естественно, если такую работу проводить только 3 раза в год, то это будет тяжело и неэффективно, поэтому в своей практике после каждой контрольной работы на уроке коррекции знаний мы с учащимися проводим данную работу.

К началу 1полугодия 2 класса у детей были такие листы (Слайд 9), куда были включены 14 орфограмм, оставила пустые клеточки снизу, причина: дети будут сами дописывать названия орфограмм по мере их изучения. Далее учащиеся, получив проверенную работу, отметили на полях тетради номер орфограммы, на которую допустили ошибки. Затем в оценочном листе отмечали количество ошибок на данную орфограмму. Сделала процесс систематизированным.

Я предполагаю, что к концу 4 класса дети такой анализ смогут делать сами на каждом уроке.

Немного иначе выглядит оценочный лист по лит.чтению, т.к. в итоговой контрольной работе за курс начальной школы чтение должно быть сформировано как учебное умение. (СЛАЙД 10)

В оценочном листе по литературному чтению представлена динамика техники чтения обучающегося со 2 по 4 класс. Учащиеся выполняют самозамер (мотивация) техники чтения, записывают в соответствующей графе количество прочитанных слов, затем учитель, проверив технику чтения, сообщает ученику результат, где тот, в свою очередь, фиксирует количество прочитанных слов, правильность и оценивает себя по «Шкале успеха».

Таким образом, ребенок делает количественный и качественный самоанализ своего развития, ставит перспективные задачи в обучении. Кроме этого, данная технология позволяет сформировать к концу 4 класса личностные УУД.

В раздел портфеля «Достижения во внеурочной деятельности» включена занятость ребенка на каждый день в различных кружках, секциях, клубах, а также во внеурочной деятельности. Причем учащимся предлагается в отпечатанном бланке самим заполнить, где, когда и в какое время они занимаются. Заполнив такой бланк, они могут проанализировать свою занятость. (СЛАЙД 11)

Помимо этого школьники ведут учет всех социальных практик, в которых принимают участие. Им предлагается таблица, состоящая из 4 блоков, куда входят мероприятия, направленные на:

  • формирование здорового образа жизни
  • развитие духовно-нравственных качеств
  • развитие гражданско-патриотических качеств
  • формирование экологической культуры
Далее учащийся под руководством учителя записывает наименование социальной практики в соответствующем блоке, время участия, форма участия. Например: социальная практика «Кормушки для птиц» прописывается в блоке, направленном на развитие духовно-нравственной культуры; во второй колонке «время участия» фиксируется месяц и год принятия участия, далее записывается форма участия - изготовил кормушку для птиц. За участие в каждой акции обучающиеся ставят себе 1 балл, в конце 4 класса считают количество набранных баллов. Учащиеся, набравшие большее количество баллов, награждаются медалями «Самый здоровый», «Самый нравственный (гуманный)», «Юный патриот», «Эколог». Намного сложнее отбирать работы творческого характера. В классе мы проводим конкурс творческих работ. Например: на уроке чтения предлагается создать обложку к произведению К. Ушинского «Плутишка кот» или книжку-малышку скороговорок. Не все работы попадают в портфель достижений. Дети сама определяют, чьи работы являются лучшими и их можно поместить в портфель достижений. В конце четверти портфель достижений дается на дом, где родители с детьми дополняют его достижениями во внеучебной деятельности. Финансирование проекта: бумага (1пачка) - 250р.; заправка картриджа - 600р. Итого - 850р. Спонсоры - родители. (СЛАЙД 12) Участники проекта: обучающиеся, родители, учитель, куратор. Во время выполнения проекта возможны следующие риски:
  1. непринятие педагогами
  2. сложность выполнения для детей
  3. нехватка времени на уроке коррекции знаний
  4. безразличие родителей к мониторингу достижений ребенка. (СЛАЙД 13)

Вывод Таким образом, ведение "Листов индивидуальных достижений", начиная с первого класса позволит всем участникам образовательного процесса получить синтез накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. Данная технология работы с портфелем достижений способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. Я считаю, что данная проблема на сегодняшний день актуальна и возможна в практике каждого учителя.

© 2010-2022