Выступление на конференции по теме: Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на Шестых областных педагогических чтениях по теме: «Диагностика результативности духовно-нравственного просвещения учащихся»

Ишметова Елена Александровна, учитель начальных классов

НОУ НШ «Светлана»

«Проектная деятельность учащихся на уроках ОРКСЭ»

апрель 2015 год

С 1 сентября 2012 г во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начали изучать курс « Основы религиозных культур и светской этики» ( далее ОРКСЭ).Преподавание ОРКСЭ в нашей школе осуществляется в соответствии с нормами законодательства.

Курс ОРКСЭ направлен на развитие у школьников 4-х классов, представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Я работаю по учебнику Р.Н.Бунеева, Д.Д.Данилова, И.И.Кремлевой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Школа 2100». Изучая светскую этику, дети должны научиться понимать и объяснять значения важных слов, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность и культура, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни, семейные и народные традиции, религиозные и светские правила, этика и этикет. Определять свое отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России.

Жизнь так устроена, что человеку постоянно приходится сталкиваться с разными проблемами. Моя цель, как учителя - помочь каждому ученику научиться их решать, оставаясь при этом достойным человеком.

Предмет ОРКСЭ является новым для каждого из нас. При этом, никто из нас сам подобного курса не изучал ни в школе, ни в вузе. Поэтому передо мной стал актуальный вопрос: «Чему учить и как учить?» На первоначальном этапе было проведено родительское собрание, где родители были ознакомлены с особенностями учебного курса ОРКСЭ. У всех родителей учебный предмет вызвал положительные отзывы. Было высказано мнение о том, что необходимо возрождать в наших детях духовность, которой, к сожалению, многие в нашем обществе уже лишены, что родители не всегда знают, как воспитать в детях уважение к нравственным законам, а уроки данного курса помогут в этом.

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 часа, на каждую тему отводится по 2 урока. При введении новой темы стараюсь строить урок так, чтобы повысить интерес к изучению ОРКСЭ, сделать урок емким, красочным, глубоким. Для этого использую современные педагогически технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями и тренажерами, использование интернета. Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный кабинет. Возможности кабинета позволяют мне пользоваться не только готовыми материалами, но и создавать новые медиа- и дидактические игры.

Работу на уроке выстраиваю так, чтобы учащиеся самостоятельно открывали новые знания. В каждом задании перед учащимися ставлю конкретную проблему, посильную для них на данном этапе обучения, которая сопровождается системой учебных вопросов, задач и пояснений по изучаемой теме. Изучаемый материал рассматривается с различных позиций, используется многократное возвращение к одному и тому же вопросу с различных точек зрения с учётом накопленных учащимися знаний и опыта.
Такая организация учебной деятельности стимулирует познавательную активность учеников, включает их в коллективный поиск решения проблемы, на уроке возникает диалог и учебное сотрудничество, в ходе которого дети овладевают приёмами анализа, обобщения, сравнения.
На уроках дети занимают активную позицию, что способствует развитию у них воли, внимания, наблюдательности, уверенности в своих силах. На любом этапе урока, при выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу, чтобы каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью.
При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя из этого, уже другие с ребёнком считаются, ценят его. Стараюсь не только сама учить детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом, в результате чего формируется взаимное доверие и сотрудничество для их более тесного сближения и доверия друг к другу.

На своих уроках предлагаю учащимся большое количество творческих заданий. Все эти задания оформляются в альбом, который имеет каждый ученик. Этот альбом своего рода портфолио для ученика. В нем находятся тесты, выполняемые учениками на уроках, их сообщения, мини-сочинения, кроссворды, правила и вопросы по изучаемым темам, а также творческие работы, выполненные в классе и дома.

Организация проектной деятельности в рамках курса ОРКСЭ дает благодатную почву для внедрения проектов нравственной направленности. В рамках проекта ученик получает возможность поставить учебную задачу, наметить этапы ее выполнения, найти источники информации, наладить коммуникативное обобщение. Проект не ограничивается границей одного урока, чаще он представляет собой интегрированную деятельность и относится к нескольким взаимодополняющим занятиям. Результат достигается благодаря тому, что я являюсь классным руководителем и имею возможность видеть детей не только на этих уроках, но и на уроках литературы, окружающего мира, технологии.

Решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию проектной деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время оказалось наиболее эффективным. Этот выбор не случаен, так как он применим к изучению любой дисциплины. С его помощью ученики открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия. Проектная деятельность даёт возможность выражать собственные идеи, максимально проявлять творчество, что ещё раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества. Проектная деятельность объединила всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.

Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах.

Учащимся моего класса очень нравятся уроки ОРКСЭ и поэтому 2-ой час, отведенный для изучения темы, мы посвящаем представлению проектов.

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

1. Организационно-подготовительный

Определяется тема проекта, его цели и задач, форма (газета, презентация, рисунок, творчески оформленная работа из загадок, пословиц, поговорок, цитат известных людей, стихотворений, рисунков и т.д.), разрабатывается план реализации идеи.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов.

3. Итоговый

Оформление проекта, устная защита презентаций.
Отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей. Обсуждение и оценивание выполненных проектов проходит совместно, оценивается вклад каждого из исполнителей.

Я использую проектную деятельность двух видов: индивидуальную и коллективную. Эта форма работы вызывает большой интерес к предмету и активизирует у учащихся желание самореализоваться. Нами созданы проекты:

  1. «Россия - наша Родина!»

  2. «Как отличить добро от зла?»

  3. «Мой добрый поступок».

  4. «Золотое правило нравственности».

  5. «Справедливость и милосердие».

  6. «Добрые традиции нашей семьи».

  7. «Культура народов России».

  8. «Мировые религии».

В этом учебном году учащиеся класса участвовали в школьных турах 7Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры и не только участвовали, но и заняли призовые места. Таким образом напрашивается вывод о том, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.



© 2010-2022