Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Добрая берёза»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы

Предмет: Русский язык УМК: ПНШ

Тип урока: изучения нового материала

Учитель начальных классов: Данилина Елена Викторовна Класс: 2 «А»

Тема

Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Добрая берёза»

Цель

развитие умения письменной речи - письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста-повествования, включающего слова с изученными орфограммами.

Задачи

-воспитание культуры речи;

-развитие мышления и речи, орфографической зоркости, памяти, внимания;

Формируемые УУД

Личностные: проявлять интерес к процессу письма, настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в изученном материале, осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.

Планируемый результат

Предметные: определять характер текста, уметь письменно передавать его содержание.Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

1.Организационный этап .Мотивация учебной деятельности учащихся.

Придумано кем-то просто и мудро

С улыбкой здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро! - солнцу и птицам.

- Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро пусть длится до вечера!

Я надеюсь что весь урок у нас будет хорошее настроение.

Как будем работать на уроке?

Работать будем дружно.

Будем внимательны , аккуратно выполнять предложенную работу

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний.


-Что я вам прочитала? -Что такое текст? Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста? Что такое изложение? Требование к хорошему тексту :
1.Понятна тема (о чём говорится).
2.Ясна главная мысль (что хочет сказать автор). 3.Каждое предложение вносит что- то новое: добавляет, объясняет, уточняет.




Текст - это два или несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.
Тема текста - это то, о чём в нём говорится.
Основная мысль текста - это то главное, что хотел сказать автор, в чём он хотел убедить читателя или слушателя.
Изложение - письменный пересказ текста.
Опорные слова - это те слова текста, которые передают основную мысль.


Познавательные УУД: осознано строят речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: Применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров

Коммуникативные УУД:Умеют ориентироваться в своей системе знаний

3 Постановка цели и задач урока.

- Сегодня нам предстоит написать изложение - Что значит написать изложение?

- Порассуждаем, в каких жизненных ситуациях может пригодиться вам умение письменно излагать услышанный или увиденный текст.

- Кто готов сформулировать цель нашей работы на этом уроке?

- В чем еще будем себя тренировать во время работы над изложением?


Написать изложение - это письменно пересказать текст, который услышали или прочитали сами.) Дети дают ответы.

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Регулятивные УУД: Целеполагание, планирование.

4. Работа с текстом изложения.

О чём мы будем писать изложение?

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.

На окружающем мире вы многое узнали об этом дереве. Поделитесь знаниями с одноклассниками. Чтение текста учителем.


О берёзе.







Выступление учащихся



Учащихся на столе карточка с текстом.

Регулятивные УУД: уметь выполнять работу по предложенному плану.

5. Первичная проверка понимания

-Где стояла берёза?

-Кто приходил к берёзе?

-Что вы можете сказать о берёзе?

Личностные:

обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);

понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.

6 .Самостоятельное чтение детьми и работа по выявлению признаков текста.

.

Прочитайте внимательно, т.к. предстоит работа по определению темы, цели, типа и стиля текста (эти четыре слова появляются на доске).

Работа в группах. У каждого ребенка на парте - карточка определенного цвета с тестом. Дети знакомятся с содержанием карточки. Затем по команде учителя организуются в группы для обсуждения проблемы, заданной тестом. Группы мобильные; дети собираются «в кучки» и работают стоя.

Приложение 1

После обсуждения в группах школьники садятся за парты, а представители от каждой группы поочередно дают аргументированные ответы на свои вопросы. Класс поправляет, дополняет.

Регулятивные УУД уметь выполнять работу по предложенному плану.

Коммуникативные: работать в группе

Регулятивные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7. Деление текста на части и составление плана самостоятельно с последующей проверкой

- Просмотрите текст изложения еще раз. Сколько в нем частей?

- Почему вы так думаете?

Озаглавьте каждую часть.

Этот план остается на экране.

Определите опорные слова

Таблица заполняется после ответов детей.

-три

- каждая часть начинается с красной строки

Учащиеся самостоятельно в парах составляют план и сравнивают с планом приложение 2 на экране .

Пересказ текста по плану и ключевым словам в парах. А затем 1-2 ученика пересказывают весь текст.

Регулятивные УУД уметь выполнять работу по предложенному плану.

Коммуникативные: работать в парах

Регулятивные УУД:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8.Орфографическая подготовка.

Самостоятельно найти и подчеркнуть в тексте на карточке ручками разных цветов слова с изученными орфограммами:

а) буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением (использовать, например, розовую пасту);

б) буквы парных по глухости - звонкости согласных (использовать синюю пасту);

в) разные орфограммы (использовать зеленую пасту).

Фронтальная проверка работы в парах.

Регулятивные УУД уметь выполнять работу по предложенному плану.

Коммуникативные: работать в парах

Регулятивные УУД:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8. Написание изложения.

Самопроверка.

Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

9. Итог урока, эмоциональная рефлексия.

Учителем совместно с детьми дается краткая словесная оценка работ .

-О чём мы писали изложение?

Как часто вы совершать добрые поступки? Приведите примеры.

Как относятся люди к тем, кто добр? Хотели бы вы чтобы к вам относились также? Сделайте вывод.

Продолжите высказывания.



Сегодня на уроке:

Я научился…



Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось…

«Молодцы!»

Чтение 2 - 3 работ вслух.

О берёзе.

Ответы детей.



Дети рефлексируют, выбирая соответствующий значок-смайлики.

Регулятивные: фиксируют в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

10.Творческое домашнее задание.


  • Придумай продолжение текста

  • Придумай сказочную концовку к этому тексту.

  • Сочини свой рассказ на эту же тему.




Приложение 1

Определи тему текста. А. Текст о жизни животных. Б. Текст о любви автора к животным. В. Текст о доброй берёзе.

Какова идея произведения? А. Животные хотят пить .

Б. В лесу очень разнообразная жизнь.

В.Добрая берёза всех напоила соком..

Назови тип речи текста. А. Текст - рассуждение. Б. Текст - повествование. В. Текст - описание.

Определи стиль текста. А. Художественный. Б. Научный. В. Разговорный.

Выбери наиболее точный заголовок для текста. А. Животные хотят пить . Б.Весна.

В. Добрая берёза.

№ п/п

ПЛАН

ОПОРНЫЕ СЛОВА

СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ

1

Берёза на опушке

ЗАЧИН (ВСТУПЛЕНИЕ)

2

Все попили берёзовый сок.

Дятел пробил

Ручеёк побежал

Капли упали

Прилетели синицы

Закружились бабочки

Муравьи пришли

РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)

3

Вкусный сок.

РАЗВЯЗКА (КОНЦОВКА)



© 2010-2022