- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Добрая берёза»
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Добрая берёза»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Данилина Е.В. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта изучения темы
Предмет: Русский язык УМК: ПНШ
Тип урока: изучения нового материала
Учитель начальных классов: Данилина Елена Викторовна Класс: 2 «А»
Тема
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Добрая берёза»
Цель
развитие умения письменной речи - письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста-повествования, включающего слова с изученными орфограммами.
Задачи
-воспитание культуры речи;
-развитие мышления и речи, орфографической зоркости, памяти, внимания;
Формируемые УУД
Личностные: проявлять интерес к процессу письма, настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в изученном материале, осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.
Планируемый результат
Предметные: определять характер текста, уметь письменно передавать его содержание.Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
1.Организационный этап .Мотивация учебной деятельности учащихся.
Придумано кем-то просто и мудро
С улыбкой здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! - солнцу и птицам.
- Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро пусть длится до вечера!
Я надеюсь что весь урок у нас будет хорошее настроение.
Как будем работать на уроке?
Работать будем дружно.
Будем внимательны , аккуратно выполнять предложенную работу
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация опорных знаний.
-Что я вам прочитала? -Что такое текст? Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста? Что такое изложение? Требование к хорошему тексту :
1.Понятна тема (о чём говорится).
2.Ясна главная мысль (что хочет сказать автор). 3.Каждое предложение вносит что- то новое: добавляет, объясняет, уточняет.
Текст - это два или несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.
Тема текста - это то, о чём в нём говорится.
Основная мысль текста - это то главное, что хотел сказать автор, в чём он хотел убедить читателя или слушателя.
Изложение - письменный пересказ текста.
Опорные слова - это те слова текста, которые передают основную мысль.
Познавательные УУД: осознано строят речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные: Применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров
Коммуникативные УУД:Умеют ориентироваться в своей системе знаний
3 Постановка цели и задач урока.
- Сегодня нам предстоит написать изложение - Что значит написать изложение?
- Порассуждаем, в каких жизненных ситуациях может пригодиться вам умение письменно излагать услышанный или увиденный текст.
- Кто готов сформулировать цель нашей работы на этом уроке?
- В чем еще будем себя тренировать во время работы над изложением?
Написать изложение - это письменно пересказать текст, который услышали или прочитали сами.) Дети дают ответы.
Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.
Регулятивные УУД: Целеполагание, планирование.
4. Работа с текстом изложения.
О чём мы будем писать изложение?
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.
На окружающем мире вы многое узнали об этом дереве. Поделитесь знаниями с одноклассниками. Чтение текста учителем.
О берёзе.
Выступление учащихся
Учащихся на столе карточка с текстом.
Регулятивные УУД: уметь выполнять работу по предложенному плану.
5. Первичная проверка понимания
-Где стояла берёза?
-Кто приходил к берёзе?
-Что вы можете сказать о берёзе?
Личностные:
обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);
понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.
6 .Самостоятельное чтение детьми и работа по выявлению признаков текста.
.
Прочитайте внимательно, т.к. предстоит работа по определению темы, цели, типа и стиля текста (эти четыре слова появляются на доске).
Работа в группах. У каждого ребенка на парте - карточка определенного цвета с тестом. Дети знакомятся с содержанием карточки. Затем по команде учителя организуются в группы для обсуждения проблемы, заданной тестом. Группы мобильные; дети собираются «в кучки» и работают стоя.
Приложение 1
После обсуждения в группах школьники садятся за парты, а представители от каждой группы поочередно дают аргументированные ответы на свои вопросы. Класс поправляет, дополняет.
Регулятивные УУД уметь выполнять работу по предложенному плану.
Коммуникативные: работать в группе
Регулятивные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
7. Деление текста на части и составление плана самостоятельно с последующей проверкой
- Просмотрите текст изложения еще раз. Сколько в нем частей?
- Почему вы так думаете?
Озаглавьте каждую часть.
Этот план остается на экране.
Определите опорные слова
Таблица заполняется после ответов детей.
-три
- каждая часть начинается с красной строки
Учащиеся самостоятельно в парах составляют план и сравнивают с планом приложение 2 на экране .
Пересказ текста по плану и ключевым словам в парах. А затем 1-2 ученика пересказывают весь текст.
Регулятивные УУД уметь выполнять работу по предложенному плану.
Коммуникативные: работать в парах
Регулятивные УУД:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
8.Орфографическая подготовка.
Самостоятельно найти и подчеркнуть в тексте на карточке ручками разных цветов слова с изученными орфограммами:
а) буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением (использовать, например, розовую пасту);
б) буквы парных по глухости - звонкости согласных (использовать синюю пасту);
в) разные орфограммы (использовать зеленую пасту).
Фронтальная проверка работы в парах.
Регулятивные УУД уметь выполнять работу по предложенному плану.
Коммуникативные: работать в парах
Регулятивные УУД:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
8. Написание изложения.
Самопроверка.
Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
9. Итог урока, эмоциональная рефлексия.
Учителем совместно с детьми дается краткая словесная оценка работ .
-О чём мы писали изложение?
Как часто вы совершать добрые поступки? Приведите примеры.
Как относятся люди к тем, кто добр? Хотели бы вы чтобы к вам относились также? Сделайте вывод.
Продолжите высказывания.
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось…
«Молодцы!»
Чтение 2 - 3 работ вслух.
О берёзе.
Ответы детей.
Дети рефлексируют, выбирая соответствующий значок-смайлики.
Регулятивные: фиксируют в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
10.Творческое домашнее задание.
-
Придумай продолжение текста
-
Придумай сказочную концовку к этому тексту.
-
Сочини свой рассказ на эту же тему.
Приложение 1
Определи тему текста. А. Текст о жизни животных. Б. Текст о любви автора к животным. В. Текст о доброй берёзе.
Какова идея произведения? А. Животные хотят пить .
Б. В лесу очень разнообразная жизнь.
В.Добрая берёза всех напоила соком..
Назови тип речи текста. А. Текст - рассуждение. Б. Текст - повествование. В. Текст - описание.
Определи стиль текста. А. Художественный. Б. Научный. В. Разговорный.
Выбери наиболее точный заголовок для текста. А. Животные хотят пить . Б.Весна.
В. Добрая берёза.
№ п/п
ПЛАН
ОПОРНЫЕ СЛОВА
СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ
1
Берёза на опушке
ЗАЧИН (ВСТУПЛЕНИЕ)
2
Все попили берёзовый сок.
Дятел пробил
Ручеёк побежал
Капли упали
Прилетели синицы
Закружились бабочки
Муравьи пришли
РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)
3
Вкусный сок.
РАЗВЯЗКА (КОНЦОВКА)