Презентация и конспект урока М. М. Пришвин. Ребята и утята

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Предметная область: литературное чтение (автор: Л.Ф.Климанова)

Класс: 2

УМК: Перспектива


Тема урока: М.М.Пришвин «Ребята и утята» Цель: формирование УУД через технологию РКМЧП у учащихся в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Ребята и утята» Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; - формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; - воспитание лучших качеств личности: доброты, чуткости, сопереживания; Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; - формирование умения работать в паре и группе; - развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций; - формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя в технологии РКМЧП. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: -познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Ребята и утята»; - развитие умения ориентироваться в тексте; - развитие умения анализировать текст, поступки героев.

Ход учебного занятия 1. Оргмомент Я сегодня шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему? (ответы детей) А ещё у меня такое приподнятое настроение от того, что мы познакомимся с новым произведением необыкновенного писателя. Но прежде, чем мы начнём работать, напомню, что на уроке буду вас оценивать не только я, но и вы сами. Для этого в течение урока будете заполнять лист самооценки. Приложение № 1 2. Актуализация знаний. Произведения какого раздела мы с вами изучаем? (Люблю всё живое) Сейчас мы вспомним произведения, с которыми уже познакомились? Каждая пара получает задание в виде таблицы с 2 колонками. В одной колонке названия произведения, в другой слова из этих произведений. Ваша задача соединить стрелками названия произведений с отрывками. Взаимопроверка (меняются тестами) Поставьте оценку за свою работу в табличку (Слайд 1) 3. Работа над темой урока А сейчас мне не терпится познакомить вас с писателем, о котором я говорила в начале урока? Послушайте небольшой очерк писательницы Любови Фёдоровны Воронковой. ( на слайде зимний лес, звучит музыка, читает учитель) Презентация (Слайд 2) Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними. Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим. Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин. Что можно сказать о человеке даже по данному этому поступку. (Человек неравнодушный) -А какого человека можно назвать неравнодушным? Посмотрите на фотографии писателя, что вы можете сказать о нем? (Слайды 3-7) (любит природу, любит собак, всё время его окружает природа) - Михаил Пришвин -это человек, который видел то, что не каждому дано увидеть, слышал то, что не каждому дано услышать. Насколько это разносторонний, необыкновенный человек мы узнаем из его произведений - Прочитайте заглавие рассказа М. Пришвина с которым мы сегодня познакомимся . - "Ребята и утята" - Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? - Кто из вас и где видел маленьких утят? - Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. (Слайд 8) - Можно ли по названию рассказа понять, о чём он? - Я предлагаю вам поработать в группах и по опорным словам предположить, о чём будет рассказ чирок-свистунок в озеро на свободу зашвыряли шапками возвратите утят «До свидания, утята!» Выступление представителей групп Оцените вашу работу в группе на этом этапе урока Сейчас мы будем знакомиться с произведением. Читать текст будем с остановками. Я прошу внимательно слушать читающих ребят. Вы должны будете выставить им оценку за чтение по следующим критериям: правильность чтения, выразительность, беглость. Чтение с остановками Чтение до первой остановки Вот тут их увидели… - Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Озеро разлилось, и прочное место можно было найти только в болотном лесу - Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? Вода спала, нужно было идти к озеру. - Что значит, для утят идти к озеру на свободу? На озере есть, где плавать, добывать корм - Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? Какое слово об этом говорит (наконец-то) - Сколько надо было идти до озера? - 3 версты. Объясните значение этого слова. Чуть больше 3 километров. - Это много или мало для человека? - А для маленькой уточки? - Почему уточка-мать шла позади утят? (она смотрела за утятами) - Какие враги были у уток? - Как вы думаете, что произойдёт дальше? Чтение 2 части до слов ...Что вы будете делать? - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (зашвыряли шапками) - Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы) - Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Беспокоилась) - Могла ли утка кричать? (Нет, её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях. - А какое чувство пережили утята? - Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое слово вы кричите, когда боитесь? ( Мама) - На кого же похожи в данном случае утята (На детей) - Продолжите как продолжится эта история про ребят и утят? Чтение 3 части до слов Мать отлетела немного - Кто помешал мальчишкам? (Автор рассказа) - Утята пойманы, что собираются делать ребята?(отпустить) - Смогли ли ребята объяснить свой поступок? ( нет не смогли) - Какое приказание дал им взрослый? Как вы думаете, чем закончится рассказ? - Что сделали бы вы, оказавшись рядом с ребятами? - Что можно сказать о ребятах? - Как их назвал рассказчик? (глупыши) - Как можно назвать их по-другому? - Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. - Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? (бросилась спасать своих сыновей и дочерей) - Как шла уточка-мать в начале рассказа? (позади) - А почему сейчас она побежала впереди? (Хотела быстрее увести детей от врагов) - Как Пришвин попрощался с утятами? - Что он сделал при этом? - Докажите строчками из произведения. - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения) - Перед кем этот знак уважения? Почему? - Как мальчишки на это прореагировали? Почему? - Что пожелали люди уточке? Оцените свою работу на данном этапе урока А теперь давайте оценим чтение ребят, которые читали незнакомый им текст по критериям: выразительность беглость правильность 3. Стадия рефлексии А сейчас вспомним выступления групп. Предположение какой группы ближе всего к рассказу М. Пришвина Давайте вернёмся к названию рассказа - Почему автор назвал свой рассказ так? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании) - - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит? - Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь. Составление синквейна. Кто герои рассказа? Кому бы вы хотели посвятить синквейн? Я хочу вам сегодня за урок поставить необычные оценки, а вы мне поможете Кому из ребят и почему мы можем поставить 5 -за готовность защищать свою точку зрения -за пытливость, любознательность -за умение анализировать прочитанное -за полноту и ясность высказываний -за умение участвовать в учебном диалоге Оценку 4 и почему? Какую оценку вы поставите каждый себе за урок. Выберем критерии, которые помогут вам самостоятельно оценить свою работу в конце урока. 1. умение думать и рассуждать 2. умение обсуждать 3. умение слушать и слышать
Домашнее задания Подготовить пересказ от имени ребят или утят

Сердце добрым быть должно,

Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и понимания.

© 2010-2022