Урок русского языка во 2 классе Заглавная буква в именах собственных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе Заглавная буква в именах собственныхУрок русского языка во 2 классе Заглавная буква в именах собственныхУрок русского языка во 2 классе Заглавная буква в именах собственныхУрок русского языка во 2 классе Заглавная буква в именах собственныхУрок русского языка во 2 классе Заглавная буква в именах собственныхУрок русского языка во 2 классе Заглавная буква в именах собственныхТема урока: «Заглавная буква в именах собственных»

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний; интегрированный урок. Цели урока: - формирование образовательной, информационной, коммуникативной компетентности учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Заглавная буква в именах собственных»; - систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) по данной теме; - углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний. Задачи урока:

  1. Обучающие:
- систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по теме «Заглавная буква в именах собственных»; - продолжать формировать умение различать имена нарицательные и имена собственные.
  1. Развивающие:
- развивать каллиграфические навыки; - прививать основы орфографической грамотности; - развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов; - развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; - развивать навыки самооценки.
  1. Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к учёбе и интерес к изучению русского языка; - воспитывать морально-ценностные чувства: любовь к Родине, уважение к родной культуре и истории; - воспитывать доброжелательность, уважение к одноклассникам; - воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца). Прогнозируемые результаты (формируемые УУД):
  1. Личностные УУД: способность к самооценке и оценке чужих действий на основе критерия успешности учебной деятельности; стремление к созидательной деятельности.
  2. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; высказывать своё предположение.
  3. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в парах).
  4. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, применять правила; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему); строить рассуждения, находить выход из проблемной ситуации.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах. Методы: обобщение, систематизация, монологический, диалогический, исследовательский, метод проектов.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, блок-схемы, карточки для индивидуальной и групповой работы, наглядно-демонстрационный материал, толковый словарь, проекты и рисунки детей. Межпредметные связи: окружающий мир, математика, литературное чтение

Ход урока

I. Орг. момент (Презентация, слайд 2)

Ошибка с Помаркой и Опечаткой

Убежище ищут в ребячьих тетрадках.

И там, где ошибки на строчках сажают,

Разбойник на двойке своей разъезжает.

Ребята, прошу вас писать аккуратно,

Помарка боится тетрадей опрятных.

А если живёте вы с грамотой дружно,

Ошибки-Описки боятся не нужно!

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи (слайд 3) - Совсем недавно сосед-первоклассник поздравил меня с праздником - прислал новогоднюю открытку. Мне было очень приятно такое внимание. Но это послание и обрадовало меня и в то же время огорчило. Как вы думаете, что могло меня смутить? Перед вами текст этой открытки:

Уважаемая нина петровна! Поздравляю Вас с Новым годом! Желаю здоровья и успехов во всем.

дима иванов, город кисловодск - Какие ошибки допустил Дима? Давайте исправим их. Уважаемая Нина Петровна! Поздравляю Вас с Новым годом! Желаю здоровья и успехов во всем.

Дима Иванов, город Кисловодск - Какое правило должен выучить Дима, чтобы не допускать больше подобных ошибок? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия - это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Заглавная буква в именах собственных) (слайд 4) - Сегодня на уроке мы обобщим знания по данной теме.

III. Чистописание (слайд 5)

Буквы л, Р, м, н - Какая буква лишняя? (Р - заглавная буква) - Какие звуки обозначают все эти буквы? (Самые звонкие, сонорные)

IV. Словарная работа (слайд 6)

Задание «Одень слово» - Перед вами слова в «звуковой одежде». Переоденьте их в «буквенный костюм»: [масквá] (Москва) [рас'и́й'а] (Россия) [кр'эмл'] (Кремль) - Что объединяет эти слова? (Это имена собственные) (слайд 7)

V. Постановка проблемы урока (слайд 8)

- Чтобы узнать следующее слово, разгадайте ребус:

Р 1 а (Родина)

- Родина… Это и дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья - это и есть Родина. И ещё вот эти берёзки, этот утренний туман и птичий гомон в твоём лесу - тоже Родина. И подснежник - тоже Родина. (слайд 9) - Русский народ стал называть свою Родину Россией с конца 15 века. Сколько с той поры прошло полных веков? (5 веков) (лента времени) (слайд 10) - Ребята, мы с вами работаем над долгосрочным проектом «Люблю тебя, моя Россия!», защита которого состоится через две недели, а сейчас я попрошу первую группу представить тему своего проекта.
1-й ученик: - Наш ряд работает над проектом «Россия - Родина моя» (слайд 11)
2-й ученик: Чтение стихотворения о России. (Прокофьев А. А. «Мне о России надо говорить») Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имён сказать: Россия! Сильнее всех имён произнести, Сильнее матери, любви сильнее, И на устах отрадно пронести К поющим волнам, что вдали синеют. 3-й ученик: - Посмотрите на карту. Наша страна похожа на могучую птицу в полёте, которая широко раскрыла крылья. Одно крыло касается Тихого океана, а другое достаёт до Балтийского моря. 1-й ученик: - Горы и долины, леса и степи, реки и моря, города и деревни - это всё наша страна, наша Россия. 2-й ученик: - Наша Родина поражает своими богатствами. Самое главное богатство - это люди. В нашей стране проживает более 100 национальностей (слайд 12). 3-й ученик: - Россия - название государства. Имя собственное. Пишется с заглавной буквы.
- Запишите в тетрадях: Наша Родина - … (Россия). (слайд 13) - А сейчас вторая группа представит свою тему проекта:
1-й ученик: - «Москва - столица России». Такова тема нашего проекта (слайд 14). 2-й ученик: - Москва - главный город нашей страны. Сердце Москвы - Кремль. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москва-реки (слайд 15). 3-й ученик: - Самая главная башня Кремля - Спасская. Сегодня через неё въезжают в Кремль автомобили президента и членов правительства (слайд 16). 1-й ученик: - На Спасской башне находятся самые главные часы нашей страны - Кремлёвские куранты. Люди со всего света специально приезжают в Москву на Красную площадь взглянуть на них и послушать мелодичный бой (слайд 17). 2-й ученик: - Москва - название города. Имя собственное. Пишется с заглавной буквы.
- Запишите в тетрадях: Столица России - …… (Москва) (слайд 18). Проблемная ситуация - Однажды я читала книгу и увидела, что слово Родина написано с заглавной буквы, а потом встретила слово родина, написанное со строчной буквы. Могло ли так быть? Может в книге опечатка? (Варианты ответов учащихся.)

- Обратимся к толковому словарю (слайд 19). Слово «родина» многозначное, оно имеет два значения: 1) Отечество, родная страна. 2) Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь, возникновения чего-нибудь.

- Как вы думаете, в каком случае слово «родина» нужно писать с заглавной буквы, а в каком со строчной? (слайд 20)

- Слово предоставляется третьей группе: 1-й ученик: - «Мой родной город» - так называется проектная работа, над которой трудится наш ряд. 2-й ученик: - В 1803 году по указу царя Александра I Кисловодск признан лечебной местностью (слайд 21). 3-й ученик: - Кисловодск расположен в живописной долине и окружён Джинальским хребтом. На склонах гор раскинулись альпийские луга. Из-за тёплого климата Кисловодск называют «городом солнца и нарзана» (слайд 22). 1-й ученик: - Курорт утопает в зелени скверов и цветников. В Кисловодске много санаториев. Необычная местность и чистый воздух привлекает много отдыхающих и туристов (слайд 23). 2-й ученик: - Украшением города является курортный парк. Он один из лучших парков Европы. В нём много растений, белок и птиц (слайд 24). 3-й ученик: - Своё название Кисловодск получил благодаря кислым источникам. Перед входом в парк находится знаменитая Нарзанная галерея. Нарзан помогает вернуть здоровье многим людям (слайд 25).
1-й ученик: - В годы Великой Отечественной войны Кисловодск превратился в город-госпиталь (слайд 26). 2-й ученик: - Кисловодск посетили многие известные люди: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. И. Шаляпин и другие. Наш город может гордиться своими музеями и памятниками (слайд 27). 3-й ученик: - Кисловодск - название города. Имя собственное. Пишется с заглавной буквы.

- Запишите в тетрадях: Моя родина - город Кисловодск (слайд 28).

VI. Физминутка (слайд 29)

- Встаньте и постройтесь в колонны между рядами. - Я буду называть слова, а вы должны внимательно слушать. Если вы услышите слово, которое нужно писать с заглавной буквы, то хлопните один раз в ладоши над головой. Предлагаемые слова: страна, Санкт-Петербург, Золушка, человек, Волга, фамилия, Александр, Сергеевич, Пушкин, семья, город, народ, Франция, река, Бурёнка, россиянин, Байкал, улица, море, Подкумок.

VII. Обобщение (закрепление) знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1. Проблемный вопрос

- Теперь мы поговорим об очень интересных словах, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Посмотрите на экран. Почему с этими словами происходят такие чудесные превращения?

лев (название зверя) - Лев (мужское имя) (слайд 30) рыжик (название гриба) - Рыжик (кличка кота) (слайд 31) орёл (название птицы) - Орёл (название города) (слайд 32) - Какой можно сделать вывод? (Эти слова пишутся по-разному, потому что имеют разные значения. Названия растений, грибов, животных не относятся к именам собственным, поэтому они пишутся со строчной буквы. Имена людей, клички животных, географические названия - имена собственные, поэтому они пишутся с заглавной буквы.) 2. Работа по карточкам (в парах) (слайд 33)

- Откройте конверт № 1 и достаньте из него карточку. Задание: соединить слова стрелками:


город цветок почва планета птица девочка Роза земля Орёл орёл роза Земля

После выполнения задания карточки должны выглядеть следующим образом:



город цветок почва планета птица девочка Роза земля Орёл орёл роза Земля





- Объясните устно выполненное задание и подчеркните заглавную букву в именах собственных.



3. Самостоятельная работа

- Запишите предложение, правильно выбрав слова из скобок: Саша …………… сделал скворечник для …………. . (скворцов, Скворцов)

Взаимопроверка. - Поднимите руку те дети, кто не допустил ни одной ошибки. Поднимите руку те дети, кто допустил одну ошибку.

- Зачем Саша сделал скворечник? (Он заботится о птицах, охраняет природу, а охранять природу - значит охранять Родину.) VII. Итог урока

- Откройте конверт № 2. Перед вами схема, в которой нужно заполнить пустые овалы:





Имена собственные



























После выполнения работы карточка должна иметь следующий вид





Имена собственные









Имена, отчества, фамилии людей

Географические названия





Клички животных



















VIII. Рефлексия

- Откройте конверт № 3, достаньте карточки, на которых изображены солнышки. Если на уроке вам всё было понятно, нарисуйте солнышку улыбку. А если остались вопросы, нарисуйте вместо улыбки вопросительный знак.

IX. Домашнее задание

- Откройте конверт № 4 и достаньте буквы. Почему вы получили именно эти буквы? (Это буквы, с которых начинаются имена детей.) - Почему Лена и Лиза получили букву Е, а не букву Л, Саша получила букву А, Лера букву В, а Ваня букву И? (полное имя - Елена, Елизавета, Александра, Валерия, Иван)

- На обратной стороне букв вы можете прочитать значение вашего имени, а ниже нужно самостоятельно записать полностью фамилию, имя, отчество.

11


© 2010-2022