Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по кружку «Культура речи» в 1 классе составлена на основе:

  • Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вентана Граф» 2014 (Сборник содержит программы внеурочной деятельности по всем направлениям, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Каждая программа включает основное содержание и тематическое планирование, которые могут быть скорректированы с учётом интересов учащихся. Сборник поможет организовать внеурочную деятельность в любом общеобразовательном учреждении.)

Общая характеристика кружка.

Кружок «Культура речи» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Цели кружка:

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов

  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

В 1 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. запланировано провести 32ч.

Формы организации кружка

  • Литературные игры

  • Конкурсы-кроссворды

  • Библиотечные уроки

  • Путешествия по страницам книг

  • Проекты

  • Встречи с библиотекарем

  • Уроки-спектакли.

Содержание программы кружка «Культура речи» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.



№ п/п

Содержание курса

Количество часов



Перечень универсальных действий обучающихся

аудиторных

неаудиторных

1

Здравствуй, книга!

3


знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

высказывать свое впечатление о выбранной книге.

определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

овладевать правилами поведения в библиотеке;

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках;

рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.

2

Книге о Родине и родной природе

2


3

Писатели детям

3


4

Народная мудрость. Книги-сборники.

1

1

5

По страницам книг В.Сутеева

2

1

6

Сказки народов мира.

1

2

7

Книги русских писателей-сказочников

2

1

8

Детские писатели

3


9

Сказки зарубежных писателей

3


10

Книги-сборники стихотворений для детей

2


11

Дети - герои книг.

3


12

Книги о животных

1

1


Учебно-тематическое планирование

п/п

Названия темы

занятия

Кол-во

час.

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения


По плану

Факт.

1

Здравствуй, книга!

3

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».



1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

02.09


2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого


09.09


3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке

16.09


2

Книге о Родине и родной природе.

2

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги



4

Книги о Родине и природе.

1

Структура книги, справочный аппарат книги

23.09


5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

30,09


3

Писатели детям

3

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.




6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

07.10


7

Книги современных писателей о детях.

1

14.10


8

Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы.

1

21.10


4

Народная мудрость. Книги-сборники.

2

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».




9

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»

1

28.10


10

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

1

11.11


5

По страницам книг В Сутеева.

3

Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В.Сутеев - автор и художник - оформитель.

Игра «По страницам сказок В.Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.




11

Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.

1

18.11


12

В.Сутеев - автор и оформитель книг для детей.

1

25.11


13

Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»

1

02.12


6

Сказки народов мира

3

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность



14

Книги - сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

1

09.12


15

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

1

16.12


16

Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки.

1

23.12


7

Книги русских писателей -сказочников.

3




17

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).


30.12


18

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1

20.01


19

Творческая работа «Встреча с Буратино».

1

27.01


8

Детские писатели

3

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.




20

Книги С.Маршака. Выставка книг.

1

03.02


21

Книги- сборники произведений К.Чуковского.

1

10.02


22

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

1

24.02


9

Сказки зарубежных писателей.

3

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.




23

Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

1

03.03


24

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.

1

10.03


25

В гостях у сказки.

1

17.03


10

Книги-сборники стихотворений для детей

2

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике



26

Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков.

1

07.04


27

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

1

14.04


11

Дети - герои книг.

3

Дети - герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети - герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)




28

Дети - герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.)

1

21.04


29

Дети - герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

1

28.04


30

Дети - герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

1

05.05


12

Книги о животных

2

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого




31

Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.

1

12.05


32


Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

15.05




Информационно-методическое обеспечение

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

Иллюстрации к литературным произведениям. 1.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996. 2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998. 3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985. 4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987. 5.Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992. 6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984. 7. Всѐ наоборотНебылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992. 8. Незнайка, Хоттабыч,Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ СостИ.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994. 9. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 1999. 10.Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006 11.Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006

Видео-,аудиоматериалы:

Электронно-программное обеспечение:

Электронный образовательный ресурс. презентации

Результативность курса

В результате освоения программы курса «Культура речи» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные учебные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;

пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

вести диалог о прочитанной книге.



Формы и методы оценки результатов

Так как школьникам этого возраста необходимо чувствовать свою значимость, и для этого возраста характерна очень шаткая самооценка, с целью повышения самооценки обучающихся и выработки стойкого интереса к внеурочной деятельности применяются следующие формы и методы оценки результатов: поощрительный жетон (приз) на каждом занятии; грамоты по номинациям («Лучший читатель», «Самый трудолюбивый», «Лучший сценарий праздника» и т.п.) по итогам четверти, полугодия; занесение результатов внеурочной деятельности в портфолио учащихся (по итогам года).


























© 2010-2022