- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Знакомство с антонимами
Конспект урока по русскому языку на тему Знакомство с антонимами
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Холоденко Е.С. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу .
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме
Этапы урока
Ход урока
Деятельность учеников
Орг .момент
Актуализация знаний.
Добрый день. Присаживайтесь. Дома вы должны были выучить правило на С.87. Слушаю…. Послушайте загадку и определите тему урока. Я- антоним шума, Стука, без меня вам ночью мука, Я- для отдыха, для сна. Называюсь….- (Тишина) - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Напишите «Классная работа». Письмо по памяти. Упр. 334. Предварительная подготовка по заданиям к упражнению. Дополнительное задание.
- Прочитайте все имена существительные. Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? (Буква проверяемого согласного в конце слова.) - Сколько значений у слова горький? (Горький на вкус и тяжёлый, печальный.) Как называются такие слова? (Многозначными.) - А как называются слова добрый, сердечный, великодушный, милосердный? (Синонимы.)
Приветствуют учителя
Рассказывают правило наизусть
Отгадывают загадку
Читают
Отвечают по поднятой руке
Изучение нового материала
Чтение стихотворения в упр. 328. - Найдите и выпишите из этого текста прилагательные. - Сколько прилагательных вы выписали? (Три: хорошая, плохая, послушная.) - Какую букву написали в окончаниях этих прилагательных? - Во всех ли выписанных словах есть орфограмма в окончании? Почему? (В слове плохая окончание ударное, поэтому нет орфограммы.) - Подумайте, можно ли как-то объединить эти слова? (Если затрудняются, можно подсказать: найдите синонимы среди этих слов.) - Почему слова хорошая и послушная синонимы? (Они называют поведение, положительные качества девочки, но по-разному.) - А можно ли соединить слова хорошая и плохая? Объясните. - Сегодня на уроке мы узнаем, что это за слова в языке, в чём их особенность. Задания на карточках в паре: Запиши анонимы к словам. Лживый- …, дружеский… - , последний-…, трусливый-…, угрюмый-…, белый…-, бестолковый-…,.
Читают стих-е
Отвечают по поднятой
руке
Работают в паре
Изучение нового материала 1. Упр. 329. Наблюдение. - Прочитайте стихотворение. Кто его автор? - Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червяку - сладким? - Почему выделены прилагательные: сладкий - кислый? (Они противоположны по значению.) - Как называются такие слова? Прочитайте определение (с. 90). - Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении (упр. 328)? (Хорошая - плохая.) - Приведите примеры антонимов среди прилагательных, которые называют качества человека. (Добрый - злой, смелый - трусливый, хитрый - простодушный.) - Выполните упр. 329 по заданию до конца. Ученики самостоятельно списывают стихотворение, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы на месте пропусков букв. - Назовите орфограмму-букву безударного гласного в окончании прилагательного. (Кислое, сладкий.) - Как её можно проверить? (С помощью слова-вопроса.)
Читают стих-е
Отвечают по поднятой руке
Списывают в тетрадь
Отвечают по поднятой руке
Первичное закрепление
Закрепление Работа в учебнике. 1. - Есть ли антонимы среди слов других частей речи? а) Упр. 330 - развивается умение находить антонимы в тексте.
Запись на доске и в тетрадях: вдоль - поперёк (наречия). Подчёркиваются орфограммы- непроверяемые написания. - Подберите антоним к слову сухим. (Мокрым.) Какая это часть речи? б) Отгадывание загадок. Запись антонимов и указание частей речи. Я антоним к слову «зной», Я антоним к слову «лето», Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета, И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня - … (прохлада), Потому что я ... (зима). - Сделайте вывод: среди каких частей речи встречаются антонимы? (Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных.) Обобщающий вывод после наблюдений: зачем поэты, писатели используют антонимы в своих произведениях? (На антонимах можно построить произведение (стихотворение), с помощью них пошутить, загадать загадку.) 2. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова. Упр. 331 - развивается умение подбирать антонимы к прилагательным, писать орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных. - Сделайте вывод. Если прилагательное имеет несколько значений, какие у него будут антонимы (как у слов свежий, мелкий)? (К каждому значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.)
Выполняют самостоятельно, 1-к у доски
Самостоятельно выполняют в тетрадях
Итог урока.
- Что такое антонимы?
- Сколько антонимов может быть у слова? - А у многозначного слова? (Столько, сколько значений у многозначного слова.)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?
Отвечают по поднятой руке
Домашнее задание. 1. Упр. 7, с. 101, знать определение антонимов (на с. 90).