Открытый урок Изменение в природе говорит нам о погоде

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок познания мира (русский язык)
Тема: Изменение в природе говорит нам о погоде.
Цель: ознакомить детей с понятием «погода», «прогноз погоды», об их значении для человека.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование :наглядный материал « Времена года», карточки с условными обозначениями , раздаточный материал, презентация к уроку, карта Казахстана, запись песни «У погоды нет плохой погоды».
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. (слайд 1) 30 сек
- Дети вам тепло?
-В классе светло?
-Прозвенел уже звонок?
- Начался уже урок?
-Хотите учиться?
- Значит можно всем садиться!!!

2. Постановка проблемы. Мозговая атака. 2 мин
А) рассмотрите иллюстрации
Перед вами иллюстрации (слайд 2)
-ЧТО В НИХ ОБЩЕГО?
- Чем отличаются они друг от друга? Назовите одним словом. ( ПОГОДОЙ)

3. Сообщение темы и цели урока (слайд 3) 30 сек

- Сегодня на уроке мы поговорим о погоде, о прогнозе погоды, об их значении для человека.

4. Работа над темой урока
а) Вводная беседа 7 мин

  • Что такое «погода»?

Давайте найдем определение погоды в толковом словаре.

(«Погода - это состояние атмосферы в данном месте, в данное время») (слайд 4)

  • А какая бывает погода? (составление кластера)(слайд 5)

  • К какой части речи в русском языке относятся слова, которые вы назвали?

Задание: назвать антонимы и синонимы к прилагательному.

Ясная - …(солнечная, облачная)

Пасмурная - … (дождливая, ясная)

Теплая - … (жаркая, холодная)

Ненастная - …(пасмурная, тихая)

  • От чего зависит состояние природы? (слайд 6)
    (от состояния неба, облаков, осадков, ветра, температуры воздуха)
    У. «Не браните погоду, если бы она не менялась, то девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора» Френк Хаббарт (слайд 6)
    - Как вы понимаете эти слова?
    У. О погоде можно сказать, что она преподносит нам сюрпризы
    Люди умели предсказывать погоду давно, когда ещё не было и в помине науки такой - метеорологии. В древние времена погоду предсказывали по народным приметам. Но чтобы предсказать погоду точно, одних примет недостаточно. Тепло, а сколько градусов, ветрено, а с какой скоростью дует ветер. Не грозят ли буря, град, наводнение.

  • Какое нам нужно предсказание?

ТОЧНОЕ, НАУЧНОЕ, ЕГО НАЗЫВАЮТ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ.
Поэтому систематически ведётся наблюдение за изменением погоды на территории Казахстана более 150 лет. (слайд 7)
Сейчас в Казахстане расположено 256 метеостанций. Наши станции входят во Всемирную метеорологическую сеть, ведь погода не имеет границ.
Информация о предстоящей погоде должна быть максимально достоверной. Это основной критерий её качества.
У: Более подробно о погоде и о прогнозе погоды вы узнаете, работая в парах.

б) Работа в парах (слайд 8) 9 мин
1пара:
« НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»
2 пара:
МЕТЕОРОЛОГИ- наблюдают за погодой.
-Расскажите где они работают, как и какие приборы необходимы им в работе
3 пара :
СИНОПТИКИ - предсказывают погоду.

-Рассказать какие условные знаки используют синоптики для прогноза погоды.
4 пара:
ВИДЫ ПРОГНОЗА ПОГОДЫ. Рассказать какие виды прогноза существуют.

( 7 мин - работа в парах, изучают, составляют план ответа, иллюстрации, кластер и т.п.) +2 мин

в) Презентация работ 20 мин

1 пара. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ: (найди продолжение) (слайд 9)
-Солнце садится в тучи ….. - жди дождя.

- Если осенью в лесу мало грибов-…. зима снежная и суровая.
- Сильный снегопад -…. морозы ослабнут.
- Пчёлы перед дождём ….. - резко летят в свой улей.
- Лягушки квакают без остановки ….- перед дождём.

Задание: На слайде изображены природные явления, животные, птицы - детям необходимо продолжить народную примету.

-Кошка свернулась клубком и прикрыла нос лапкой …- к похолоданию.(слайд 10)
-Нет звёзд на небе -.. к ненастной погоде.(слайд 11)
-Красный закат-… к ветру.(слайд 12)
-Если видите много пауков плетущую паутину - надо ждать хорошей погоды.(слайд 13)
Все живые существа зависят от природы, когда она меняется, а мы ещё ничего не замечаем, многие животные уже чувствуют перемену и по - другому ведут себя.
Но чтобы предсказать погоду точно, одних примет недостаточно.
2 пара МЕТЕОРОЛОГИ (составляют коллаж)(слайд 14)
В городах и сёлах, в тайге и в пустыне, в океане и на льдинах, высоко в горах работают метеостанции. Каждые 3 часа, в одну и ту же минуту, на всех метеостанциях земного шара метеорологи измеряют погоду 9.000 метеорологических станций участвуют в обмене данных.
0- 3-6 -9 12 -18-21ч.
ПРИБОРЫ:
1 ТЕРМОМЕТР- определяет температуру воздуха.
2.ГИГРОМЕТР - измеряет влажность воздуха.
3. ФЛЮГЕР (АНОМЕТР) - измеряет скорость ветра.
4. ОСАДКОМЕР - определяет количество осадков
5. БАРОМЕТР - измеряет давление воздуха
А ещё круглый год бороздят моря и океаны научные суда, вокруг Земли вращаются метеорологические спутники, ведётся наблюдение с космических кораблей.

Задание: Из представленных приборов, выбрать те, которыми может пользоваться человек дома для определения погоды.(слайд 15)
3 пара. СИНОПТИКИ (составляют таблицу) (слайд 16)
Со всей земли приходят в метеоцентры донесения о погоде. Миллионы цифр и знаков!!!!
И синоптики составляют по этим данным карты погоды. Погоду надо предсказывать быстро, чтобы прогноз поспел вовремя. Поэтому синоптикам помогают электронные машины, компьютеры. Для составления прогноза погоды используют специальные обозначения (знаки).
1. стрелочки -направление и скорость ветра
2. кружки - облачность(ясно, мало- облачно, переменная, пасмурно)
3 осадки: дождь…., снег -****, туман =,
4. границы тепла и холода- синий треугольник (холодный фронт)
Тёплый - половинки кружков красного цвета.
5. метель - гроза- град - гололёд -
6. давление-высокое(антициклон), низкое-( циклон),

У: Вот так выглядит синоптическая карта.(слайд 17)
Задание: Давайте составим погоду нашего села, используя специальные обозначения, и отметим ее на карте Казахстана (коллективная работа)
4 ГРУППА. Виды прогноза погоды ( составляют кластер)(слайд 18)
Сводку погоды ждут самые разные люди: рыбаки и геологи, путешественники и садоводы, строители и учёные .Одним нужно знать, какой будет погода к вечеру, других интересует прогноз на завтра, третьих- на неделю или на месяц вперёд.

Прогноз погоды бывает:
1.прогноз текущей погоды -сейчас,0-2ч.
2. сверхкраткосрочный -0-12 ч.
3 краткосрочный - 1-3 суток
4. среднесрочный -3-10 суток
5. расширенный прогноз -от1 месяца до 2 лет

Задание: Зачем людям разных профессий необходимо знать прогноз погоды?

(картинки с людьми разных профессий)

5. Закрепление изученного материала 4 мин
1. Просмотр виде- записи прогноза погоды (слайд 19)

У: А сейчас прослушайте отрывок видео-записи прогноза погоды.
- ПОГОДА на какой месяц вами была прослушана?

- Какой страны?

- Как вы думаете для чего нужно знать погоду других стран?
Потому что через несколько дней эта погода придёт к нам.

- Что необычного вы услышали в прогнозе? (народную примету)
2. Рубрика «ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!» (слайд 20)

1. Самый первый прогноз погоды был показан в АНГЛИИ в 1936 г. 79 лет назад
2.Самая жаркая погода была в 1922г. 13 сентября в Ливии + 58 С.
Песок и камни раскаляются так, что можно испечь яйцо, а ходить можно в обуви с толстой подошвой.
3. Самая низкая температура 21 июля 1983 г. в АНТАРКТИКЕ - 89 С, людям приходится работать в спец. одежде с электроподогревом.
4.СИНОПТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ обладают более 600 представителей
животного мира.
5. Если в Казахстане 256 метеостанций, то в г. ТОКИО за погодой наблюдают 250 метеостанций.
6. Итог урока 2 мин

РЕФЛЕКСИЯ

Заполнить таблицу (слайд 21)

Домашнее задание с. 58-60, конспект (слайд 22)

7. «Круговое» оценивание друг друга (слайд 23)

У: На уроке мы говорили о погоде, составляли погоду. А какая погода у нас в классе? Мы узнаем это, оценив работу каждой пары.

( передайте по кругу облачко каждой пары, выставляя оценку своим товарищам)

ПОЖЕЛАНИЕ УЧИТЕЛЯ:
Желаю вам хорошей погоды не только за окном, на улице, но и в школе, а самое главное в вашей семье!
У природы нет плохой погоды,
И не выйдет солнышко из моды!!!

Спасибо всем за урок!

© 2010-2022