Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Урок Зачем словам нужны окончания (3класс)Учитель: Батоева И.Б.

Класс: 3 класс

ТЕМА: Зачем словам нужны окончания?

Тип урока: ПУЗ

Цель: содействовать формированию понятия о грамматическом значении окончания.

Задачи:

1.выявить работу основы (указания на то, о чем идет речь в слове) и окончания (образования разных изменений слова);

2. осуществлять анализ текста с выделением в тексте частей, строить рассуждения, делать выводы;

3. учить адекватно оценивать свою деятельность

Ход урока:

  1. Организационный момент. Готовы к уроку?

  2. Вводно - мотивационный этап.

  1. Создание ситуации успеха. Разберите слова по составу слова на с.41 по книге Узоровой первые 5 слов. Молодцы, вы умеете разбирать слова по составу слова.

2.Постановка (актуализация) учебной задачи:

ЦОР (диалог персонажей).

Вы уже знаете, что в большинстве русских слов есть основа и окончание. А все ли вы знаете о работе этих частей в слове?

Как вы думаете двор

двору

двором

- это три разных слова или три изменения одного и того же слова?

Почему вы так считаете? (называет один и тот же предмет)

Запишите эти изменения слова и выделите в них основу и окончания.

Составьте модель, из каких двух частей состоят эти три изменения.

-?

?

Значит цель нашего урока: выяснить, работу основы и окончания.

3.Анализ работы основы (указания на то, о чем идет речь в слове)

Почему вы решили, что эти слова называют один и тот же предмет?

Какая часть слова подсказала вам это? основа

Какую же работу выполняет основа в слове?

На что она указывает? Указывает предмет.

Что еще может называть слово, кроме предмета? Признак, действие

Как можно обозначить работу основы в разных словах - названиях?

(дети в тетради пробуют сами, на доске)

Сам Самыч считает, что работа основ разных слов одна и та же: основа указывает, о чем идет речь в слове. Он показал эту работу на такой модели:

О ч. р.

Согласны ли вы с ним?

Как вы поняли, что это разные изменения слова? Какая часть слова на это указывает? (окончание)

Отметим на модели эту работу окончаний так: - изм.слова

о ч. р.

Вы знаете, что у одного и того же слова м.б. несколько изменений, которые отличаются друг от друга. Значит, и работа окончаний, с помощью которых образуется изменения, тоже разная. В чем заключается эта работа, мы разберемся чуть позже.

  1. Уточнение работы основы слова.

А пока попробуем уточнить то, что мы знаем о работе основы.

Запишите слова:

двор

дворник

друг под другом. Как вы думаете, это изменения одного и того же слова или это разные слова? (разные слова)

Почему вы решили, что они называют разные предметы? (основы разные)

Выделите в этих словах ту часть, которая на это указывает.

Как можно показать, что у этих слов разные основы и что они называют разные предметы?

Можно ли это сделать так?

Предмет

Предмет

(разные основы, называющие разные предметы)

Мы выяснили, что если у слов основы неодинаковы, то это разные слова, потому что они называют разные предметы.

А всегда ли это так?

Запишите слова:

двор

дворик

Одинаковы ли у них основы? Отметьте это.

А какие предметы они называют - разные или один и тот же?

Покажите это на схеме.

Предмет

Предмет

Может быть, это одно и то же слово?

Отличаются ли эти слова друг от друга по своему значению? (уменьш-ласк)

Чем именно?

Значит, слова с разными основами могут называть один и тот же предмет, но по - разному.

Составьте из слов двор, дворик и дворник высказывания.

5. Физминутка. (музыкальная физминутка)

6.Работа с текстом.

Работа по слайду.

Что вы прочитали отдельные высказывания или текст?

О чем это текст? Об осени.

Что рассказывается об осени?

Правильно ли он записан? (нет, не разделен на части, без красной строки)

На сколько частей можно разделить этот текст? (на три) На слайде делю текст на части.

Почему? В первой части сообщается, что осень удивительное время года, время перемен.

Во второй, что осенью случается бабье лето, основной признак бабьего лета кружево паутинок.

В третьей, что осенью наступает время листопада, которое очень не любит школьный дворник.

Какой заголовок можно придумать к этому тексту. Школьный двор осенью.

Есть в этом тексте непонятные слова? Где мы можем посмотреть значения слов? (в толковом словаре).

В наш школьный двор пришла осень. Это удивительное время года. Это время перемен. Природа, словно медведь, готовится к зимней спячке. Листва деревьев на тополях постоянно меняет цвет. В середине осени случается волшебный островок тепла. И в наш дворик заглядывает солнечная, ясная погода, который в народе называют «бабьим летом». Его особое украшение - серебристое тонкое кружево паутины, сверкающее в каждом углу. Затем начинается «золотая осень», время листопада. Время, которое школьный дворник очень не любит. Он хмурится, ворчит и убирает сухие листья, а они все летят и летят…

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Из последнего высказывания в тексте найти слова, основа которых указывает предмет, признак предмета, действие предмета. (ответ сверить со слайдом).

Оцените себя на листе самооценки.

Слова предметы

Слова признаки

Слова действия

- что мы хотели выяснить сегодня на уроке?

- что нам удалось узнать?

Что мы будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?


© 2010-2022