Конспект урока по предмету Окружающий мир на тему Деревья. Дуб. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Деревья. Дуб».

Автор: Булгакова Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов МБСКОУ СКОШ VIII вида, первая квалификационная категория.

























Тема. Деревья. Дуб.

Цель. Уточнить имеющиеся представления и дать новые знания по теме.

задачи.

Познакомить детей с особенностями строения дуба, учить распознавать дуб по отдельным частям;

корригировать и развивать:

- мышление на основе упражнений на анализ и синтез;

- память на основе упражнений на воспроизведение ранее изученного материала;

- внимание, зрительное восприятие; развивать устную речь;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: воздушный шарик, листья, жёлуди, сюжетная картинка, карточки, дерево, слайды.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(Демонстрируется сюжетная картинка).

1. - Посмотрите внимательно и запомните все предметы, изображённые на картинке. (Слайд №1).

2.- Закройте глаза. (Учитель меняет местами картинки).

- Что изменилось? (Слайд № 2).

П. Введение в тему.

  1. - Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! (На сенсорных крестах висит шарик с письмом).
- Здесь письмо. Давайте прочитаем!

Здравствуйте, ребята!

Приглашаю вас в гости.

Буду очень рад встрече с вами!

Лесник. - Оказывается, лесник приглашает вас к себе в гости. - А вы знаете кто такой лесник? (Охраняет лес). - Где он живёт? (В лесу). - Как называется его домик? (Сторожка). (Слайд №3). (Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы) - Вы согласны пойти в гости? (Да). - Нам надо знать какая погода на улице. Расскажите о погоде. (Раздать картинки: солнышко, ветер, туча). - Дежурный заполнит календарь.

- Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? (Дети высказывают своё мнение). - Внимание на экран. (Слайд № 4).

  • Не ломать ветки деревьев и кустарников.

  • Не срывать и не затаптывать цветы.

  • Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

  • Не уничтожать лягушек и жаб.

  • Не подходить к птичьим гнёздам.

  • Не забирать яйца из гнёзд.

- Запомните правила. пригодятся в любое время года, когда пойдёте в лес.

- Вот теперь мы можем отправиться в путешествие.

1. Остановка "Зеленый друг" (Слайд № 6)

- Мы попали … в лес. (Учитель обращает внимание на картину),

- Что растет в лесу?

- Какие деревья вы знаете? (Клён, берёза, липа и т. д.).

- Определите, с каких деревьев упали эти листья? (Это кленовый лист, он упал с клёна - прикрепить к дереву, это берёзовый лист, он упал с берёзы, это липовый лист, он упал с липы).

- К какой группе относятся эти деревья? (К лиственным).

-А этот лист улетел далеко от своего дерева.

- С какого дерева упал этот лист? (С дуба, этот лист …дубовый)

Ш. Сообщение темы и целей урока.

- Как называется дерево? (Дуб).

- Тема урока: «Дуб». (Слайд № 7)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о дубе, учиться распознавать листья и плоды дуба.

- Сейчас мы рассмотрим, что общего есть у всех деревьев?

- Прочитайте слова на карточке. (Корень, ствол, листья, ветви).

- Какие органы растения располагаются под землёй (корень, корневая система).

- Выбери карточку и прикрепи.

-Что он делает? (Корень забирает воду из земли, эта вода поднимается вверх по стволу к листочкам, а ещё корень удерживает дерево в вертикальном положении).

- Как называется эта часть дерева?

- Выберите карточку со словом ствол и прикрепи. ( СТВОЛ покрыт корой, которая защищает дерево от насекомых).

- Ветви и листья. Эти два слова можно заменить одним - крона.

Вывод:

- Что общего есть у всех деревьев? (Корень, ствол, крона).

- Зачем дереву корень?

- Отчего защищает кора дерево?

- Путешествие продолжается.

2. Остановка "Дубрава".

- Прочитайте название остановки. (Дети читают на экране). (Слайд № 9).

- Подумайте, что обозначает это слово? Картинка вам подскажет. (Дети высказывают свои мнения).

- Дубрава - это лес, где растут дубы.

- Запишите словарное слово в тетрадь.

- Давайте отдохнем в дубраве.

IV. Физминутка. (Слайд № 10).

На поляне дуб высокий (руки вверх)

Потянулся к небу кроной

Он на ветках среди леса (руки вверх и покачивание)

Щедро жёлуди развесил (сгибание рук)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут! (наклоны влево - вправо)

Не ленись и не стесняйся, (наклоны вперёд-назад)

За грибами наклоняйся! (разводят руками)

Вот лягушка поскакала, (скачут).

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе!

Ну а мы пройдем немного. (идём шагом)

Поднимаем выше ногу!

Вывод:

- Где отдыхали?

- Что такое дубрава?

3. Остановка "А знаете ли вы, что…".

V. Обобщение нового. (Слайд № 11) а) Рассказ учителя. . - Со словом «дуб» связано представление о силе, красоте, мощи. Дуб - самое могучее дерево, растущее у нас. Его мощный ствол, покрытый плотной, крепкой корой, держится на прочных корнях... В коре дуба - содержатся дубиль­ные вещества, используемые в медицине (вяжущие средства). Из коры дуба делают зубную пасту Древесина дуба (Учитель показывает древесину) прочная, с красивым узором. Древесиной называют спиленные и очищенные от корней и ветвей деревья. Однако это дерево не только красиво. Его очень прочная древесина высоко ценится во многих областях промышленности. Из древесины дуба строят корабли, мебель. Листья и ветки - это? … крона.

- Возьмите лист дуба, (Слайд № 12) - Рассмотрим его. Листья дуба продолговато-яйцевидные, голые, блестящие, с выступающими жилками.

- Каким цветом листья дуба осенью? (Слайд № 12) Листья кладут при солении огурцов, поэтому у бабушки огурцы хрустящие и крепкие, вкусные.

- Внимание на экран. Цветы дуба. Слайд № 13) - Как называется плод у дуба? - Найдите у себя. - Возьмите в руки. - Из желудей (Слайд № 14) (плодов дуба; картинка на экране и натуральные предметы) приготавливают кофе. Есть животные, которые питаются желудями - это мышь, кабан, белка. В детстве этот великан очень беспомощный и капризный. Он не выносит ни мороза, ни ветра, ни ярких солнечных лучей. Поэтому прорасти и жить первые год-два он может только под защитой других деревьев или кустарников. Но зато потом он пережи­вает все рядом растущие растения и остается на поляне один... Дуб - растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. Вывод:

Дуб - могучее дерево (Слайд № 11)

Прочная древесина

Дубильные вещества

Кораблестроение

Мебель


4. Остановка "Почемучка". (Слайд №15).

б) Обобщающая беседа.

- Почему первые год-два он может расти только под защитой других деревьев или кустарников?

- Что содержит кора дуба? (Дубильные вещества).

- Где используют кору? (В медицине).

- Кто питается жёлудями?

- Как человек использует жёлуди? (кофе, корм свиньям, поделки - показать).

- Чтобы огурцы были хрустящие, что кладут в банки? (Листья дуба).

5. Остановка "Держись за ... , дуб землю глубок ". (Дубок). (Слайд № 16)

- Вставьте слово, чтобы пословица завершилась.

- Объясните смысл. (Мощный корень долго живёт).

VI. Закрепление.

а) Работа с конвертами. «Составь фразу».

Ученикам раздаются карточки со словами.

1. Дуб - самое … (могучее) дерево, растущее у нас.

2. Мощный ствол дуба, покрыт … (плотной), … (крепкой) корой.

3. Дуб держится на прочных корнях.

(Ученики вставляют в прорези альбомно­го листа свою фразу. Затем по указанию учителя каждый читает свое пред­ложение по цепочке).

4. Древесина дуба применяется при строительстве … . Дубовая …. и дубовый … считаются лучшими.

- Прочитайте.

- Запомнить все предложения и затем воспроизвести по памяти.

- Повторите все предложения.

б) Игра «Как ты знаешь дуб».

- Выберите листья дуба, плоды.

Загадка.

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь).

- Отгадка на столе.

- Всё уберите.

6. Остановка "В ГОСТЯХ У СКАЗОЧНОГО ЛЕСНИКА ".

Лесник - Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. Я приготовил для вас сюрприз, внимание на экран. (Слайд № 17)

VII. Итог.

- О каком дереве говорили?

- К какой группе относится?

- Какую пословицу запомнили?

© 2010-2022