Конспект урока по чтению на тему: А. С. Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ». ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Школа: МБОУ «СОШ №28»

Учитель: Костылина Татьяна Викторовна

УМК: « Начальная школа XXI века»


Тема урока А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».

Цели урока



Задачи:

Предметные:

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Образовательная

продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. Развивать умение выразительно читать произведение,

передавая интонацией настроение;

работать со «сказкой о рыбаке и рыбке»;

Коррекционно-развивающая:

учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание.

Учить читать произведения вслух.

Воспитательная:

воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений.

учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки;

Основные понятия

Бояре, дворяне, невежа, была б на посылках, перечить. Остаться у разбитого корыта.

Тип урока

Обобщающий.

Ресурсы 1.Учебник Л.А.Ефросинина Литературное чтение. 2. Л.А.Ефросинина Тетрадь по литературному чтению. 3.Презентация к уроку. 4. Индивидуальные карточки.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности


Целеполагание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

Клип « В гостях у сказки».

(До слов: «потому что он видел все сам…»

Я думаю, что под эту замечательную мелодию вы подготовились и настроились на продуктивный урок.

-Посмотрите на доску.

Какие желания бы вы хотели сегодня исполнить на уроке литературного чтения?

-предлагаю вам заполнить табло желаний.

(На доске карточки. См.прил. 1)

- Это наши желания. Сможем ли мы сразу исполнить их?

-Почему?

-Совершенно верно. Если внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно понять, над какой темой урока мы будем сегодня работать.

-Обратите внимание на форму карточек и их цвет, о чем вам говорят они?


Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Совместно выбирают подходящие к уроку чтения карточки.

-Нет.

-Не знаем темы урока.


-Круг-это «заменитель» жанра сказки, а цвет- это «заменитель» темы «о волшебстве и приключениях».

-Мы будем продолжать знакомиться со сказками.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.



Проверка д/з

-Как называется раздел, который помогает нам знакомиться с нашими любимыми сказками? -С какой сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке?
-Понравилась вам эта сказка, заинтересовала? -Кто автор этого произведения? На этот вопрос вы ответите письменно в рабочей тетради на стр. 86 №1. Запишите имя отчество и фамилию полностью. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. -Как же его зовут?
(слайд с портретом 3) -Краткую справку об этом великом поэте приготовил нам Демченко К.
- Кто скажет, с какого этапа мы начинаем каждый наш урок? -Что же было задано?





Проверка каждого задания. После ответа происходит обсуждение ответа, самооценка, оценка одноклассниками, выставляется оценка учителя (аргументировано по критериям) На слайде: правильность, выразительность, умение показать настроение героев.

- Там чудеса…

-Сказка о рыбаке и рыбке.


отвечает

Приложение 2

-Проверка домашнего задания.

-Задание по выбору(разноуровневые задания):

1. Выразительно прочитать часть.

2. Выучить ее наизусть.

3. Инсценировать 1 часть.

Слайд 4



Кому не терпится прочитать продолжение сказки? Но прежде, чем мы начнем читать …

-Прочитайте слова А.С.Пушкина на доске, подумайте и попробуйте сказать, на какой вопрос вы мне должны ответить в конце урока?

- А что поможет нам ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить о героях сказки?


-Начинаем читать.

Слайд 5

«Сказка ложь,да в ней намек! Добрым молодцам урок».

-Чему научила нас сказка? (на доске открываю, закрытую листами надпись)

-Мы должны дать характеристику героям, узнать какие хорошие и плохие поступки они совершают.

Принятие учебной задачи.

Открытие новых знаний

1 этап. Чтение.

Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Откройте стр. 154 часть 4 И до слов «Старичок к старухе воротился» читаем шепотом. Далее дочитывает учитель, по ходу чтения проводит словарную работу. Часть 5 читают хорошо читающие ученики.
-Какие чувства у вас остались после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?
-Можно ли назвать конец сказки хорошим?






































- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Восприятие текста.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

Выражение своих чувств, мыслей.



Физкультминутка

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

для глаз

Слайд 6

2 этап. Работа с текстом после чтения.


Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме;





Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;


Откройте стр.158 и прочитайте вопрос 3. - Итак, давайте выясним. Какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста. Слайд с качествами.
-Каким же вы видите старика?


-Прочитайте отрывки из текста, доказывающие, что старик был именно таким.
-Скажите, старик был положительным героем? Или все таки у него были качества, не соответствующие положительным героям? Например, такие качества, как безвольность,безотказность?От каких двух слов образовано слово «безвольность»,»безотказность»? -Что это значит?
-Эти качества полезны только тогда, когда оправданы .Но в сказке А.С.Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти. -Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. -Например?





-Молодцы.


-А какой же была старуха?



-Зачитайте. -Как же была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
-Да, она осталась у разбитого корыта. Кстати, выражение « остаться у разбитого корыта» употребляется в речи до сих пор. А что оно означает?



-А какому герою мы с вами еще не дали характеристику?
-Как вы думаете, какая была рыбка? -Почему?
А теперь, вспомните все о чем мы с вами говорили и самостоятельно выполните задание 2 в рабочей тетради.

Принятие учебной задачи.

Отвечают на вопрос, объясняют.

-мягкий, он выполнял приказания старухи, податливый, безвольный, смиренный, безотказным.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Без воли, без отказа

Не может настоять на своем, не может отказать.



- Если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

-Властной, злобной, жадной, грубой, требовательной, неблагодарной.

-Осталась у разбитого корыта.

-Остаться ни с чем, потерять все что имел.

-золотой рыбке.

- Благодарная, добрая, справедливая.

Физкультминутка

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка под музыку: «Три желания»



А теперь прочитайте задание № 3 в рабочей тетради. Начнем выполнять его вместе. Ответ записываем цитатой. Вспомните, что такое цитата.

-Что же просила старуха в первый раз? Зачитайте. -Как описывает А.С.Пушкин море, к которому пришел старик с этой просьбой?
-Второе желание старухи?
-Каким стало море?



В третий раз, что захотела старуха?

-Как отреагировало море?


Четвертое желание?

-А море?


-И последнее пятое желание?

-И каким же море стало на этот раз?

-Подумайте и скажите, можно ли море назвать еще одним героем сказки? -Почему?





-Как вы думаете, почему на последнем желании, рыбка ничего не ответила и ушла в глубокое море?

-Цитата-дословная выдержка из текста.

-Надобно ей новое корыто.

-Слегка разыгралось.

Слайд с иллюстрацией.

-Избу просит сварливая баба»

-Помутилось синее море.

СЛАЙД

-«Хочу быть столбовою дворянкой»

-«Не спокойно синее море»

СЛАЙД

-«Хочу быть вольною царицей»

-«почернело синее море»

Слайд

-«Хочу быть владычицей морскою»

-«На море черная буря»

СЛАЙД

-Выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.

-Добро небезгранично. Она положила конец желаниям старухи властвовать.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.


Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Коммуникативные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Какова была цель нашего урока?

Можете ответить на этот вопрос?

Молодцы! Можно сказать, что цель нашего урока достигнута?

- Понравилась вам сказка А.С. Пушкина? Захотелось вам прочитать еще какие-нибудь сказки Пушкина?

А где вы можете их найти?

Ну а теперь я предлагаю табло наших желаний, которое мы составили в начале урока, превратить в табло результатов урока.

-Прикрепите к центральной фигуре карточки самых удавшихся своих действий. У каждого на столах, приклеивают.

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

-С помощью характеристики главных героев, их поступков, сказать, чему научила нас сказка.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.


-В домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в интернете.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить чтение по ролям.
2. Найти и прочитать другие сказки А.С.Пушкина
3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.







Приложение 1

Табло желаний

СКонспект урока по чтению на тему:А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».( 2 класс)лушать

Читать

Узнавать новое

Рассуждать

РКонспект урока по чтению на тему:А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».( 2 класс)Конспект урока по чтению на тему:А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».( 2 класс)ешать математические задачи

Выделять орфограммы

ОКонспект урока по чтению на тему:А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».( 2 класс)Конспект урока по чтению на тему:А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».( 2 класс)Конспект урока по чтению на тему:А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».( 2 класс)твечать на вопросы





Приложение 2

«Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов -французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети»

10



© 2010-2022