Конспект урока математики по теме Переместительное свойство умножения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока математики во 2 «А» классе

учителя начальных классов МОУ «Дубровская СОШ»

Комаровой Елены Алексеевны

Тема: Переместительное свойство умножения.

Тип: открытие новых знаний.

Цель: - познакомить учащихся с переместительным свойством умножения;

Предметные УУД: составлять числовые выражения, использовать действия сложения, вычитания, умножения; сравнивать произведения, полученные с использованием переместительного свойства; формировать умения применять переместительное свойство умножения на практике; закреплять навыки устных и письменных вычислений, а также названия компонентов при умножении; формировать умение решать задачи как устно, так и письменно; повторить правило нахождения периметра геометрических фигур; Метапредметные: Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; работать по заданному плану, соотносить выполненное задание с образцом; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, рисунки, краткая запись и математические выражения); Коммуникативные : использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя текст учебника, участвовать в диалоге и коллективном обсуждении; сотрудничать в совместном решении задачи на выяснение переместительного свойства умножения; отвечать на вопросы учителя
Демонстрационный материал:раздаточныйматериал: карточки, задания.

Ход урока:

Вопросы и задания учителя

Предполагаемые ответы учащихся

1

Мотивация

Поприветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных и весёлых
И сегодня второй класс
На урок позвал всех вас

Прозвенел звонок для нас!
Встали все и у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём ,
Урок математики начнём.

- Вы очень хорошо работали на прошлых урока и я уверена, что сегодня у вас все получится.

- Открыли тетради, записали число, классная работа.







2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности


  • Продолжите высказывания:

  • Умножение - это…

- Дима, а ты как думаешь?


  • Как называются компоненты действия умножения?


  • Как называется результат действия умножения?


  • На доске записаны выражения:

8+6+8614+14 +41

3+9+3+ 8 4+ 44+4

7+7+7+7 а+а+а


  • Определите, какие суммы можно заменить умножением, выпишите их и замените.(К доске приглашается по одному ученику, которые выполняют задание с комментарием, остальные учащиеся работают в тетрадях)


  • Оформление задания на доске:

7+7+7+7= 7 · 4

а + а + а = а · 3

  • Что вы используете при выполнении задания?


сложение одинаковых слагаемых


первый множитель, второй множитель


произведение


знание, что показывает каждый множитель

3

Сообщение темы и цели урока.



- Рассмотрите пару карточек. (показываю слагаемые 45 и 20) Что записано?
-Чем они похожи? СВЕТИТ СОЛНЦЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ 20+ 45 45 + 20



3 • 2 2 • 3





-Чем отличаются?

- Какое свойство можно применить?
- Сформулируйте это свойство.





- Рассмотрите пару карточек. (показываю предложение) - Что записано?
- Чем похожи предложения?
-Чем отличаются?



- Изменился ли смысл предложения?

-А можно местами менять предметы?

- Вот в этом конкретном случае зачем надо менять местами лампу и тетрадь?

- С точки зрения охраны здоровья ребёнка расскажите, в чём необходимость перестановки предметов.



- Покажите расположение предметов, где удобно работать ученику, который пишет правой рукой? (ребёнок переставляет на доске)
-А ученику, который пишет левой рукой?
-На что может повлиять то, что предметы на столе поменяли местами?




- Посмотрите на следующую пару карточек. - Что записано? (появляется карточка МНОЖИТЕЛИ)
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Слагаемые 45 и 20

числа одни и те же


Поменяли местами:

-Слагаемые 45 и 20

Переместительное

от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

Предложения

Слова одни и те же

Слова «солнце» и «светит» поменяли местами

Не изменился

Предметы можно менять местами

Когда левша или правша пишет.


У правши лампа должна стоять слева,
а у левши - справа.







Если поменять место лампы, то тетрадь будет плохо освещена (тень от руки), и можно испортить зрение.

Множители

Изменится ли значение произведения от перестановки множителей.

4

«Открытие» детьми нового знания.

- У вас на столах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (прямоугольник)

- Ваша задача сосчитать сколько клеток вмещается в прямоугольник и записать в тетради. (вызвать к доске ученика)

- Все так записали? (вызвать к доске ученика)

- Что заметили?

-Как составляли выражение 5 ∙ 3?

-Как составляли выражение 3 ∙ 5?

-Что изменилось?

-Изменилось ли от этого количество клеток в прямоугольнике?

-Что скажете о значении произведения?

- Какой вывод можно сделать?

- Как в математике называется это свойство?

- Какой корень в слове переместительный?

- Объясните, почему свойство называется переместительным.

-(появляется карточка ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО)

- Кто попробует переместительное свойство умножения записать латинскими буквами.

- Запишите в тетради а·в=в·а

-Сейчас мы узнаем, зачем нужно знать это свойство умножения.

- Замените умножение - сложением (к доске 2 ученика)

2· 10 = 10 · 2 =

- Когда было удобнее вычислять?

(карточка УДОБНЕЕ ВЫЧИСЛЯТЬ)

- Зачем нужно знать это свойство?

5*3=

Можно записать 3*5=

Одному рисунку соответствует два выражения.

Сосчитали: 5 клеток в одном столбике и таких столбиков 3, т.е. по 5взяли 3 раза.

Сосчитали: 3 клетки в одной строчке и таких строчек 5,

т.е. по 3 взяли5 раз.

Множители поменяли местами.

Не изменилось

Значение произведения не изменилось

от перестановки множителей значение произведения не изменяется.

ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ

корень -мест-

Переместительное свойство умножения позволяет менять местами числа

а·в=в·а


Удобнее, когда по 10 брали 2 раза.

Чтобы удобнее вычислять.

5.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра на внимание «Муха» (15 клеточек)

6.

Работа над задачей

Задание в тетради (на листе)

-Составь задачи по рисункам (про цветы в вазе)

-Соедините рисунки и соответствующие им выражения.

-Какое выражение подходит к первому рисунку?

-Какое выражение подходит ко второму рисунку?

-Решите задачи: чертёж, решение, ответ. (у доски работает два ученика)

-Одинаковы ли задачи?

-Одинаковы ответы?

-Изменилось ли значение выражения?

-Изменился ли смысл выражения от перестановки множителей?

-Какой вывод сделаем?

На доске появляется карточка МЕНЯТЬ СМЫСЛ ВЫРАЖЕНИЯ.


(В одной вазе было 5 цветков. Сколько цветков было в 3 таких вазах?

В одной вазе было 3 цветка. Сколько цветков было в 5 таких вазах?)

Подходит выражение

5 ∙ 3

Подходит выражение

3 ∙ 5

Нет.

Да.

Нет, значение выражения не изменилось.

Да, смысл выражения изменился.


Вывод: переместительное свойство умножения позволяет менять смысл выражений.

7.


- Выпиши в тетрадь номера правильных равенств.

1) 123 + 45 = 45 + 123

2) 298 ∙ 45 = 5 ∙ 298

3) 5 ∙ 100 = 100 ∙ 5

4) 40 ∙ 20 = 2 ∙ 40

- Какие номера равенств выбрали?

- Какое свойство помогло выбрать правильно?

-Чем помогло переместительное свойство сложения и умножения?

- Значит, переместительное свойство действий позволяет нам сравнивать, не вычисляя.

На доске ставится карточка СРАВНИВАТЬ, НЕ ВЫЧИСЛЯЯ.

1, 3, равенства

Помогло переместительное свойство действий сложения и умножения.

Нашли верные равенства, не вычисляя.

8

Работа по обобщению и применению переместительного свойства сложения и умножения


Работа в тетради

Найдите пары выражений, из которых можно составить верные равенства. Запишите их.

а+в

а • в

а - 7

в+ а

в • а

7 - а

-Кто быстро выполнит задание, может придумать и записать в тетради свои похожие равенства.

-Проверим, какие пары вы выбрали, и почему.


-Какая пара выражений вызвала затруднения?

-Почему?

Ученики записывают верные равенства.

Слагаемые поменяли местами, значение суммы не изменилось.

Множители поменяли местами, значение произведения не изменилось

На вычитание

переместительное свойство выполняется не для всех действий.

9

Работа с учебником (стр.56)

-Откроем учебник и убедимся в правильности наших выводов.

- Читаем правило: от перестановки множителей значение произведения не изменяется.

- В домашней работе вы еще потренируетесь применять это свойство для вычислений.

10.

Итогурока


-Вспомним, что сегодня на уроке мы выяснили:
-Что можно менять местами в математических выражениях?


-Зачем менять местами числа?






Можно менять местами слагаемые. Можно менять местами множители.

-Для более удобных вычислений,

-Для изменения смысла выражений,

-Для сравнения выражений без вычислений

11

Рефлексия

-Зажгите свет в своих тетрадях:

  • Вы научились применять переместительное свойство и можете помочь другим (Зелёный кружочек)

  • Вы считаете, что научились применять переместительное свойство, но другим объяснит не сможете. (Жёлтый кружочек)

  • Вы считаете, что вам ещё трудно применять переместительное свойство(Красный кружочек)


12

Домашнее задание: учебник стр.56 №3,5.


© 2010-2022