- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики по теме Переместительное свойство умножения
Конспект урока математики по теме Переместительное свойство умножения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комарова Е.А. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока математики во 2 «А» классе
учителя начальных классов МОУ «Дубровская СОШ»
Комаровой Елены Алексеевны
Тема: Переместительное свойство умножения.
Тип: открытие новых знаний.
Цель: - познакомить учащихся с переместительным свойством умножения;
Предметные УУД: составлять числовые выражения, использовать действия сложения, вычитания, умножения; сравнивать произведения, полученные с использованием переместительного свойства; формировать умения применять переместительное свойство умножения на практике; закреплять навыки устных и письменных вычислений, а также названия компонентов при умножении; формировать умение решать задачи как устно, так и письменно; повторить правило нахождения периметра геометрических фигур; Метапредметные: Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; работать по заданному плану, соотносить выполненное задание с образцом; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, рисунки, краткая запись и математические выражения); Коммуникативные : использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя текст учебника, участвовать в диалоге и коллективном обсуждении; сотрудничать в совместном решении задачи на выяснение переместительного свойства умножения; отвечать на вопросы учителя
Демонстрационный материал:раздаточныйматериал: карточки, задания.
Ход урока:
№
Вопросы и задания учителя
Предполагаемые ответы учащихся
1
Мотивация
Поприветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных и весёлых
И сегодня второй класс
На урок позвал всех вас
Прозвенел звонок для нас!
Встали все и у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём ,
Урок математики начнём.
- Вы очень хорошо работали на прошлых урока и я уверена, что сегодня у вас все получится.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
2
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
-
Продолжите высказывания:
-
Умножение - это…
- Дима, а ты как думаешь?
-
Как называются компоненты действия умножения?
-
Как называется результат действия умножения?
-
На доске записаны выражения:
8+6+8614+14 +41
3+9+3+ 8 4+ 44+4
7+7+7+7 а+а+а
-
Определите, какие суммы можно заменить умножением, выпишите их и замените.(К доске приглашается по одному ученику, которые выполняют задание с комментарием, остальные учащиеся работают в тетрадях)
-
Оформление задания на доске:
7+7+7+7= 7 · 4
а + а + а = а · 3
-
Что вы используете при выполнении задания?
сложение одинаковых слагаемых
первый множитель, второй множитель
произведение
знание, что показывает каждый множитель
3
Сообщение темы и цели урока.
- Рассмотрите пару карточек. (показываю слагаемые 45 и 20) Что записано?
-Чем они похожи? СВЕТИТ СОЛНЦЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ 20+ 45 45 + 20
3 • 2 2 • 3
-Чем отличаются?
- Какое свойство можно применить?
- Сформулируйте это свойство.
- Рассмотрите пару карточек. (показываю предложение) - Что записано?
- Чем похожи предложения?
-Чем отличаются?
- Изменился ли смысл предложения?
-А можно местами менять предметы?
- Вот в этом конкретном случае зачем надо менять местами лампу и тетрадь?
- С точки зрения охраны здоровья ребёнка расскажите, в чём необходимость перестановки предметов.
- Покажите расположение предметов, где удобно работать ученику, который пишет правой рукой? (ребёнок переставляет на доске)
-А ученику, который пишет левой рукой?
-На что может повлиять то, что предметы на столе поменяли местами?
- Посмотрите на следующую пару карточек. - Что записано? (появляется карточка МНОЖИТЕЛИ)
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Слагаемые 45 и 20
числа одни и те же
Поменяли местами:
-Слагаемые 45 и 20
Переместительное
от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.
Предложения
Слова одни и те же
Слова «солнце» и «светит» поменяли местами
Не изменился
Предметы можно менять местами
Когда левша или правша пишет.
У правши лампа должна стоять слева,
а у левши - справа.
Если поменять место лампы, то тетрадь будет плохо освещена (тень от руки), и можно испортить зрение.
Множители
Изменится ли значение произведения от перестановки множителей.
4
«Открытие» детьми нового знания.
- У вас на столах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (прямоугольник)
- Ваша задача сосчитать сколько клеток вмещается в прямоугольник и записать в тетради. (вызвать к доске ученика)
- Все так записали? (вызвать к доске ученика)
- Что заметили?
-Как составляли выражение 5 ∙ 3?
-Как составляли выражение 3 ∙ 5?
-Что изменилось?
-Изменилось ли от этого количество клеток в прямоугольнике?
-Что скажете о значении произведения?
- Какой вывод можно сделать?
- Как в математике называется это свойство?
- Какой корень в слове переместительный?
- Объясните, почему свойство называется переместительным.
-(появляется карточка ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО)
- Кто попробует переместительное свойство умножения записать латинскими буквами.
- Запишите в тетради а·в=в·а
-Сейчас мы узнаем, зачем нужно знать это свойство умножения.
- Замените умножение - сложением (к доске 2 ученика)
2· 10 = 10 · 2 =
- Когда было удобнее вычислять?
(карточка УДОБНЕЕ ВЫЧИСЛЯТЬ)
- Зачем нужно знать это свойство?
5*3=
Можно записать 3*5=
Одному рисунку соответствует два выражения.
Сосчитали: 5 клеток в одном столбике и таких столбиков 3, т.е. по 5взяли 3 раза.
Сосчитали: 3 клетки в одной строчке и таких строчек 5,
т.е. по 3 взяли5 раз.
Множители поменяли местами.
Не изменилось
Значение произведения не изменилось
от перестановки множителей значение произведения не изменяется.
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ
корень -мест-
Переместительное свойство умножения позволяет менять местами числа
а·в=в·а
Удобнее, когда по 10 брали 2 раза.
Чтобы удобнее вычислять.
5.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра на внимание «Муха» (15 клеточек)
6.
Работа над задачей
Задание в тетради (на листе)
-Составь задачи по рисункам (про цветы в вазе)
-Соедините рисунки и соответствующие им выражения.
-Какое выражение подходит к первому рисунку?
-Какое выражение подходит ко второму рисунку?
-Решите задачи: чертёж, решение, ответ. (у доски работает два ученика)
-Одинаковы ли задачи?
-Одинаковы ответы?
-Изменилось ли значение выражения?
-Изменился ли смысл выражения от перестановки множителей?
-Какой вывод сделаем?
На доске появляется карточка МЕНЯТЬ СМЫСЛ ВЫРАЖЕНИЯ.
(В одной вазе было 5 цветков. Сколько цветков было в 3 таких вазах?
В одной вазе было 3 цветка. Сколько цветков было в 5 таких вазах?)
Подходит выражение
5 ∙ 3
Подходит выражение
3 ∙ 5
Нет.
Да.
Нет, значение выражения не изменилось.
Да, смысл выражения изменился.
Вывод: переместительное свойство умножения позволяет менять смысл выражений.
7.
- Выпиши в тетрадь номера правильных равенств.
1) 123 + 45 = 45 + 123
2) 298 ∙ 45 = 5 ∙ 298
3) 5 ∙ 100 = 100 ∙ 5
4) 40 ∙ 20 = 2 ∙ 40
- Какие номера равенств выбрали?
- Какое свойство помогло выбрать правильно?
-Чем помогло переместительное свойство сложения и умножения?
- Значит, переместительное свойство действий позволяет нам сравнивать, не вычисляя.
На доске ставится карточка СРАВНИВАТЬ, НЕ ВЫЧИСЛЯЯ.
1, 3, равенства
Помогло переместительное свойство действий сложения и умножения.
Нашли верные равенства, не вычисляя.
8
Работа по обобщению и применению переместительного свойства сложения и умножения
Работа в тетради
Найдите пары выражений, из которых можно составить верные равенства. Запишите их.
а+в
а • в
а - 7
в+ а
в • а
7 - а
-Кто быстро выполнит задание, может придумать и записать в тетради свои похожие равенства.
-Проверим, какие пары вы выбрали, и почему.
-Какая пара выражений вызвала затруднения?
-Почему?
Ученики записывают верные равенства.
Слагаемые поменяли местами, значение суммы не изменилось.
Множители поменяли местами, значение произведения не изменилось
На вычитание
переместительное свойство выполняется не для всех действий.
9
Работа с учебником (стр.56)
-Откроем учебник и убедимся в правильности наших выводов.
- Читаем правило: от перестановки множителей значение произведения не изменяется.
- В домашней работе вы еще потренируетесь применять это свойство для вычислений.
10.
Итогурока
-Вспомним, что сегодня на уроке мы выяснили:
-Что можно менять местами в математических выражениях?
-Зачем менять местами числа?
Можно менять местами слагаемые. Можно менять местами множители.
-Для более удобных вычислений,
-Для изменения смысла выражений,
-Для сравнения выражений без вычислений
11
Рефлексия
-Зажгите свет в своих тетрадях:
-
Вы научились применять переместительное свойство и можете помочь другим (Зелёный кружочек)
-
Вы считаете, что научились применять переместительное свойство, но другим объяснит не сможете. (Жёлтый кружочек)
-
Вы считаете, что вам ещё трудно применять переместительное свойство(Красный кружочек)
12
Домашнее задание: учебник стр.56 №3,5.