Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов

Все наши замыслы, все поиски и построения

Превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) - качественно новая задача, поставленная перед школой. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
· способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
· умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
· способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
· умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы. Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки, решения задач творческого и поискового характера, учебное проектирование и т.д.) Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки). Формы оценки:

  • индивидуальные, групповые, фронтальные;
  • устный и письменный опрос;
Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга. Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Задачи мониторинга:
  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года). Во 2, 3, 4 классах диагностика УУД проводится один раз, в конце учебного года. Для ослеживания формирования метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), рекомендуется составлять технологические карты, которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий. В технологических картах указаны УУД, нормативные показатели универсальных действий, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции универсальных действий. Также представлены диагностики, с помощью которых учитель оценивает сформированность УУД.

Примерная технологическая картаформирования УУД для 1 класса

Формирование УУД, 1 класс

Вид УУД УУД Диагностика Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу Выполнение задания с использованием последовательности, заложенной в образце планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (с помощью учителя) Рисование бабочки
осуществлять итоговый контроль по образцу учителя; «Проба на внимание»
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха Познавательные УУД использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий Рассказ о ежике
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

Методика «Кодирование»


строить сообщения в устной и письменной форме; Рассказ по серии картинок осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Задание «Предметы и их признаки» проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; Визуальные аналогии Коммуникативные УУД сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества Задание «Рукавички» сформированность действий, направленных на учёт позиций собеседника «Левая и правая стороны» строить монологическое высказывание Задание «Составь рассказ»
Для оценки сформированности УУД применяются различные диагностики, которые помогают отследить формирование конкретных учебных действий. Опираясь на технологическую карту формирования УУД, учитель проводит диагностику каждого учащегося и заполняет индивидуальную карту сформированности УУД. На основе данных индивидуальной карты учитель составляет сводную карту сформированности УУД всего класса. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. Полученные данные можно так же заносить в индивидуальные или сводные карты сформированности УУД. Оценочная деятельность учителя - важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.
© 2010-2022