- Преподавателю
- Начальные классы
- Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов
Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дьячкова Е.А. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов
Все наши замыслы, все поиски и построения
Превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) - качественно новая задача, поставленная перед школой. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
· способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
· умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
· способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
· умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы. Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки, решения задач творческого и поискового характера, учебное проектирование и т.д.) Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки). Формы оценки:
- индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос;
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Примерная технологическая картаформирования УУД для 1 класса
Формирование УУД, 1 класс
осуществлять итоговый контроль по образцу учителя; «Проба на внимание»
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха Познавательные УУД использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий Рассказ о ежике
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
Методика «Кодирование»
строить сообщения в устной и письменной форме; Рассказ по серии картинок осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Задание «Предметы и их признаки» проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; Визуальные аналогии Коммуникативные УУД сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества Задание «Рукавички» сформированность действий, направленных на учёт позиций собеседника «Левая и правая стороны» строить монологическое высказывание Задание «Составь рассказ»