ПОЛИФОКУСНОЕ ВИДЕНИЕ ОБЪЕКТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЛИФОКУСНОЕ ВИДЕНИЕ ОБЪЕКТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель мастер-класса: трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности.

Задачи:

- определить актуальность исследовательской деятельности в соответствии с требованиями стандарта на ступени начального общего образования;

- представить технологию полифокусного видения объекта младшими школьниками в рамках исследовательской деятельности;

- повысить профессиональную компетентность учителей начальной школы по развитию универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ.

- Что является отличительной особенностью Стандарта II поколения?

- Перед вами лежат солнечные лучики, запишите на них свои ассоциации:

(учителя пишут на лучах солнца свои ассоциации и вывешивают на доску, комментируют)

- Представьте свои ассоциации

Я согласна с вами, в Стандарте второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия.

А что Вы понимаете под универсальными учебными действиями?

- Совершенно верно, это система действий самого ребёнка, которая способствует к его развитию и самосовершенствованию.

- Так каким же должен быть ученик начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС?

Портрет выпускника начальной школы

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Как видим требования для "маленького человека" высоки.

Как научить ребенка самостоятельно добывать, применять знания? Как сделать так, чтобы ребенок был индивидуальностью? Эти вопросы давно волновали меня. Решение их я нашла. В этом мне помогает проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Результаты работы:

За 4 года учащимися моего класса были подготовлены к защите около 30 творческих и исследовательских работ на различные темы.

На протяжении нескольких лет мои ученики принимали участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», проводимым Издательским домом «Первое сентября» г. Москвы.

Одним из вариантов показателей эффективности исследовательской деятельности являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах различного уровня.

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Как поддержать и сохранить в детях это стремление? Решение выглядит удивительно просто - обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Только организовать его нужно по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

И наша задача «Научить учиться!!!» посредством развития универсальных учебных действий.

Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность на уроке.

Вспомните, структуру традиционного урока.

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Первичное закрепление.

6. Самостоятельная работа.

7. Итог урока.

Запишите в таблицах структуру современного урока.

Проверка по слайду.

Как видим, при переходе на новые стандарты, учитель обнаруживает, что необходимо формировать не только предметные УУД, но и личностные и метапредметные.

Большую помощь в организации метапредметных технологий на уроке мне оказали статьи российского психолога, педагога - Юрия Вячеславовича Громыко "Мыследеятельностная педагогика"

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом литературы, окружающего мира, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории. Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал осознавать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал историю возникновения понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае - знания.

(Организованности мышления - «знание», «знак», «проблема», «задача»).


Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок.

В качестве иллюстрирующего примера приведу урок по окружающему миру по теме «Экологическая безопасность» по программе «Школа России» Плешаков А.А. 3 класс.

Один из методологических приемов, который можно включить в свою работу на уроках - это обучение детей работе по схеме полифокусного видения объекта.

Схема полифокусного видения объекта, - выглядит следующим образом:

ПОЛИФОКУСНОЕ ВИДЕНИЕ ОБЪЕКТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В зависимости от того, из какого фокуса знания смотришь на изучаемый объект, как его конструируешь, так он и выглядит.

На уроке сначала рассмотрим понятие «Экология» с разных точек зрения:

с исторической

с географической

с биологической

с точки зрения основ безопасности жизнедеятельности.

После рассмотрения понятие «экология» выходим на следующее понятие - «экологическая безопасность».

Проходя сквозь эти разные фокусы (точки зрения), учащиеся получают возможность пережить эффект "переодевания": как только попадаешь в одну знаниевую позицию (надеваешь один "костюм") - актуализируется один ряд категорий и понятий, а примериваешь на себя другую позицию - мышление начинает работать по-другом, как надевает на себя другой «костюм». Поняв один раз этот "фокус-покус", учащиеся с удовольствием начинают играть в эту игру, подыскивая новые ракурсы рассмотрения объекта. Тем самым учащихся приобретают МЕТАпредметные знания.

Тема урока: Экологическая безопасность.

Цель: формирование первоначальных знаний об экологической безопасности.

Задачи урока:

построить урок на основе философских понятий «знание - незнание»,

рассмотреть понятие экология с разных точек зрения,

вывести понятие экологическая безопасность, на основе понятий «экология» и «безопасность»,

развивать компетентности учащихся (коммуникативную, информационную, аналитическую)

воспитывать положительное отношение к окружающей нас среде, к людям, к окружающему нас миру.

Оборудование: название наук: биология, история, география, ОБЖ, экология, экологическая безопасность, значки ученых (сова), зеленая лента, силуэт дерева, карточки с заданиями, карточки с информационными указателями, песочные часы, силуэт человека, понятие экологическая безопасность на отдельных листах, напечатанные фразы - цепи загрязнения (см. Приложение 1, Приложение 2).

Ход урока

Подготовительный этап

Организационный момент

- Сегодня я предлагаю вам на урок окружающего мира стать - учеными.

Хочу вручить вам эмблему клуба «Юный ученый». Вы можете после нашего урока продолжить работу в данном направлении.

Этап получения знаний

Вхождение в тему:

- Как вы думаете, что означает знание?

(Ответы детей)

- А если человек, что-то не знает, к чему это может привести?

(Дается пояснение данных понятий, на основе противоречий начинается работа по теме урока)

- Значит сегодня на уроке, незнание для нас переродится в знание.

На доске вывешены названия наук: биология, история, география, ОБЖ. По центру пустой овал со знаком вопроса.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите?

Д: учащиеся перечисляют науки.

- Какая наука может объединять, все записанные на доске составляющие?

- Нам с вами, как ученым, предстоит вспомнить эту науку, которая может объединить все науки, что, записаны на доске. Для этого каждый поработает индивидуально.

Индивидуальное задание:

- Каждый из вас получает научную карту. Нужно выполнить задание по карте.

Учащиеся выполняют индивидуально задание на карте. Отвечают на вопрос. (См. Приложение 2.) На выполнение задания учитель отводит определенное количество времени. Контроль при помощи песочных часов.

- Каждому ученому нужно собраться на ученый совет. Посмотрите на цвет карты, объединитесь в группы.

Группа биологов

Группа историков

Группа географов

Группа ученых по основам безопасности жизнедеятельности

Работа в группе:

Каждая карта помечена цветом, задания разработаны с учетом предметности (экологии), рассматриваемой с точки зрения разных наук: биологии, истории, географии, ОБЖ. Учащиеся объединяются в группы для совместной работы согласно цвету на своей карточке.

В группе учащиеся:

анализируют задания, выполненные индивидуально. Для этого меняются заданиями по часовой стрелке, получают карту с ответами. Проверяют работы друг друга, выставляют оценки, готовятся к выступлению. Учащиеся получают вопрос: (должны посмотреть, представить свою точку зрения) «Что за наука объединяет все предложенные?».

Этап понимания: первичная проверка понимания; вторичная проверка понимания. Формирование умений и навыков

Выступление групп:

Учащиеся представляют свою точку зрения, что за наука объединяет все предложенные, какие знания получили, работая в группе. В процессе работы учащихся заполняется схема, где экология рассматривается с разных точек зрения. Данное понятие озвучивается учащимися или дается учителем после заполнения схемы:

История: в развитии истории прослеживается улучшение, модернизация многих предметов. Но чем современнее предмет, тем больший вред он наносит природе.

Биология: В природе есть живые организмы, которые помогают перерабатывать природный мусор. Санитаров природы нужно беречь.

ОБЖ: Мы должны соблюдать правила поведения в природе, чтобы быть здоровыми.

География: Наша Волгоградская область богата и могуча. Нам нужно следить за чистотой родной природы.

- Так какая наука объединяет все?

- Экология.

- Что изучает эта наука?

- Экология - наука, которая изучает отношения живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экология - наука о нашем природном доме.

Экология - наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей их средой.

- Представьте, что мы поместим на одну чашу весов экологию, а на другую человека, в каком положении будут находиться чаши?

- Должны находиться в равных условиях, потому что если человек будет плохо относиться к природе, это плохо отразиться на нем, и так же наоборот.

-А как вы думаете, каким понятием можно назвать взаимодействие экологии и человека, их равное взаимодействие?

- Экологическая безопасность. Что такое экология мы знаем, безопасность - знаем из предыдущих уроков.

Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь.

- Поэтому экологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

У каждого из вас лежит карта с определением «Экологическая безопасность», перечитайте, пожалуйста, еще раз это определение и запомните его.

- У меня возник такой вопрос: если человек загрязняет реку, ловит рыбу, рыба заражена, что может произойти?

- Человек может отравиться.

- Правильно, похожи составляющие на цепочку, как в сказке «Репка».

- Да.

- Такие цепи, называются цепи загрязнения.

- Давайте приведем примеры. Проследим, какие цепи загрязнения можем встретить и как можем себя уберечь.

Этап применения

- Как настоящие ученые, при помощи игрового упражнения «…, а если вдруг…» проведем дискуссию на тему «Экологическая безопасность».

Для этого каждый из вас будет брать и говорить утверждение из своего выступления, добавляя в конце слова: «…, а если вдруг…» - это начало фразы. Любой желающий говорит конец, и вывод как это влияет на экологическую безопасность.

- Например, черви перерабатывают умерших животных, а если вдруг их не станет, то отходы (листья, останки животных) будут накапливаться, разлагаться, будет распространяться инфекция, и т.д. - это плохо и для человека и для природы.

Этап обобщения

- Давайте подведем итог.

- Какие мы с вами сделали открытия?

Учащиеся повторяют понятие экологическая безопасность, цепь загрязнения.

Домашнее задание

  • Найдите дополнительный материал по теме «Экологическая безопасность», приготовьте сообщение и расскажите на следующем уроке о вашем домашнем открытии.

  • Нарисуйте экологический знак, который поможет быть нам и нашей природе в безопасности. (Из рисунков учащихся организуется выставка в классе.)

Выставление оценок

Вы сегодня все замечательно поработали. Оценки вы получаете за индивидуальную работу по картам.

Этап подведение итогов

- У меня в руках зеленая лента. В рамках нашего урока символом чего она может быть?

- …

- Я хочу, чтобы эта лента символизировала в вашем классе «Экологическую безопасность». Завяжем узелок экологической безопасности на память. Начинает учитель: продолжи фразу

- Экологическая безопасность - это когда я высаживаю с ребятами на пришкольном участке цветы, мы делаем воздух чище.

- …..Каждый учащийся проговаривает свою фразу….

Ленту учитель прикрепляет на силуэт дерева.

- Это дерево будет напоминать, что вы должны бережно относиться к окружающей среде. Так незнание нам сегодня на уроке помогло приобрести - знание.

С древних времен людям известно Золотое правило этики. Оно гласит: «Поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Примерно так же будет звучать и Золотое правило экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Вывод: Как мы видим, использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов и во внеурочной деятельности позволяет приобщить школьников к началам исследовательской деятельности и приобретает особую актуальность в условиях ФГОС.

Рефлексия

- Коллеги, какие же качества личности, по-вашему, являются важными для того, чтобы ребёнок в начальной школе был успешным, хотел и умел учиться? (Ответы учителей)

- Обобщая ваши ответы, вернёмся к портрету выпускника начальной школы.

Коллеги, посмотрите, как его определяет Стандарт нового поколения. Выпускник начальной школы должен любить свой народ, свой край, свою Родину, уважать и принимать ценности семьи, быть любознательным, активным, готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. А будет ли он таким, зависит, прежде всего, от Учителя, от нас с вами!!!!!!

- Мне хочется услышать ваше мнение о нашей совместной работе. Продолжите фразу…

- «Я узнала, что….»

- «Мне было ….»

- «Я была не согласна …..»

- «В своей работе я ……..»

- «Сегодня для меня было новым, то что ….»

Благодарю за внимание!

8


© 2010-2022