Сценарий урока ОРКСЭ Любовь и уважение к Отечеству

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Сценарий урока ОРКСЭ Любовь и уважение к Отечеству


Сценарий урока ОРКСЭ Любовь и уважение к Отечеству







Сценарий урока ОРКСЭ Любовь и уважение к Отечеству

























Сценарий урока ОРКСЭ Любовь и уважение к Отечеству






Сценарий урока ОРКСЭ Любовь и уважение к Отечеству
«Основы мировых религиозных культур» Тема: «Любовь и уважение к Отечеству» Цель урока - воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей, к людям всех национальных и религиозных культур Задачи урока: а) прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку; б) углубить и расширить понятие слова «Отечество»; в) развивать познавательный интерес к истории и культуре своей страны, развивать устную речь учеников; г) реализовать межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством. Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, город, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм. Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, пазлы, Интернет-ресурсы - Список учебной литературы для учителя:
  • «Основы мировых религиозных культур» авторов А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной,Е.С.Токаревой
- Учебные пособия для учеников:
  • «Основы мировых религиозных культур» авторов А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной,Е.С.Токаревой
- Видеоматериалы:
  • Диск к модулю мировых религиозных культур
  • Презентация, созданная учителем
- Дидактический материал:
Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьёй учебника, работа в группах, составление пазлов, игра.


Ход урока I. Организационный момент: Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сопутствует удача!. Итак, мы начинаем!
  1. Повторение д/з
Слайд 2
  • Кому вы рассказали об особенностях уважения к долгу, свободе, ответственности, труду?
  • Что особенно заинтересовало собеседника в твоём рассказе?
  • Чем они дополнили твой рассказ?
  • Какие твои вопросы вызвали у него затруднения?
  • Как вы думаете, почему?
  • Расскажите, что вы изобразили на своих рисунках?

  1. Присоединение к теме урока:

- Прослушайте стихотворение и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить?) Один из учеников, заранее подготовленный, выходит к доске и выразительно наизусть рассказывает следующее стихотворение: Слайд 3 На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь. И даже улицы родной Мы не найдём на карте той. Но мы всегда на ней найдём Свою страну - наш общий дом! - Спасибо! Итак, ребята, о чём это стихотворение? + Это стихотворение о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине.
Слайды 4, 5 - Верно, ребята! А что есть Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро-ди-на. Что оно обозначает? Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). - Ребята, а какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина? Назовите их. 1) Словарная работа Слайд 6 Родина - род - родитель Моя страна, государство, Россия, Отечество - Отчизна - отец - отчий дом. Слайд 7 - Спасибо, ребята! Давай подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством? Слайд 8 Родина - это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: "Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью - потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…" Слайды 9,10,11 2) Психологический настрой на урок Под музыку « С чего начинается Родина?» - Закройте глаза, загляните внутрь вашей души. Что вы видите? Есть ли у вас любимый уголок? Слайд 12 Сценарий урока ОРКСЭ Любовь и уважение к Отечеству




Я здесь живу Мой дом мои родители место учёбы , мои Моя школа друзья
Я- (национальность) Моя Республика Я - (гражданин) Сценарий урока ОРКСЭ Любовь и уважение к Отечеству Я







Слайд 13 Девиз урока: «Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь к тебе, все наши помыслы с тобой» М.Шолохов
  • Как вы понимаете слова писателя?
(Писатель очень любит свою Родину, часто думает о ней, восхищается ею.)
IV. Сообщение темы урока (формулируют учащиеся): + Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как звучало слово «Россия», а это наша Родина. + Я считаю, что на уроке мы будем говорить о том, любви к своей Родине, в песне были слова «все люблю». + Я считаю, что на уроке мы будем говорить о красах нашей Родины, так как иллюстрации были очень яркими.
- Какие вы молодцы! Наш урок будет посвящен любви и уважению к Родине, к Отечеству.
  1. Основная часть урока:
а) вопрос, открывающий обсуждение по теме урока: - Ребята, мы с вами в течение этого курса познакомились с великим духовным наследием, которое многие века одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религиях, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили и как жили, поддерживая друг друга и помогая, друг другу. Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций.
Как называется государство, в котором вы живёте?

Россия - какое красивое слово.
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россия. Чтение стихотворения уч-ся

Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это Родина - твоя,
Земля твоя родная. Слайды 14,15,16,17 б) работа с материалом учебника (стр.79): - Что объединяет всех людей, живущих в нашей стране? Ответы учеников: общие традиции, мы любим своих родителей, учимся. - Молодцы, ребята, вы произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь? Откройте свои учебники на странице 79 и прочитайте второй абзац и пятый. Итак, ребята, к кому или чему может быть наша любовь? Что или кто является предметом любви?
в) работа в группах: - А поможет нам ответить на этот вопрос следующая работа. Сейчас вы разделитесь на группы по три человека, ваше задание собрать пазлы, которые находятся у вас на столах, (ребята собирают пазлы с изображением Московского кремля, достопримечательностей Новосибирска, герба Краснозерского района, счастливой семьи и др.). На основе полученных картинок ученики самостоятельно делают вывод о том, что любить можно свою семью, друзей и близких, родной город, село, район, Отечество. - Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь? Слайды 18,19,20 Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной. - Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь? + Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя. Слайд 21 - Верно, ребята! Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель, говорил: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но нам какое дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?» - А как может проявляться любовь к Отечеству? Ответы учеников: помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботиться о своих родных и близких.

  • Какие еще государства вы знаете?
-А что такое государство? -Что для вас значит быть гражданином своей страны? - Как вы думаете, в чем заключается мораль гражданина? Слайды 22, 23, 24 -.Работа с понятиями государство, гражданин. Запись определений в тетрадь г) Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся История нашего государства начиналась давно. Оно формировалось как государство многонациональное, в него входили люди разных национальностей. д) Задание. Вставить пропущенные слова в тексте. Текст из учебника с.78 (3 абзац) Слайд 25 В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали---------------- .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история- ---------- в нашей стране. В ----- князь ------ крестил Русь- на нашу землю пришло ------- В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ------- . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные ------------- России. Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Но в истории нашей страны были и тяжелые времена. И тогда на защиту своего Отечества поднимался народ. Образ Родины Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Дерево - это образ нашей Родины. Каждый листик- это семья. Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна Родина. Что нас объединяет! ( Культурные традиции, историческая память, вера, язык).
Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас, так как именно человек является носителем исторической памяти. Кто из вас расскажет о родословной своей семьи? Рассказ детей. (Д/з: Дети написали своих родных по крови людей на разноцветных (у каждого ребёнка свой цвет) дубовых листочках. После рассказа дети прикрепляют листочки на дерево. У нас получилось разноцветное дерево.
А.Блок писал: «Родина- это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку». Так давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему. Посмотрите на другое дерево. ( два дерева: одно цветущее, а другое высыхающее) Почему оно стало таким? ( Его не поливали, за ним не ухаживали, оно получало мало света) Такое не должно случиться с нашей Родиной. А что мы должны для этого сделать? ( Давайте бережно относиться к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её)
Давайте продолжим украшать наше дерево. (Дети отгадывают загадки на обратной стороне желудей и приклеивают к дереву. Загадки о Родине, Отчизне, Отечестве, любви, известных людях и т.д.)
е) Загадки: Деревца-красавицы, Белым станом славятся. Льют по дубу слёзоньки Русские ...
(Берёзоньки.) Раздаётся в поднебесье Утром радостная песня. Кто взлетел с утра в зенит, Колокольчиком звенит? (Жаворонок.) Изгнал из страны Супостатов-французов Наш славный герой, Полководец ...( Кутузов)
У тебя, краса-река, Женское обличье, Даже имя у тебя Женское, девичье. (Река Лена.)
Я - город-герой, Стою над Невой. (Санкт-Петербург.) С городом этим Трудно сравниться. Главный в стране он, Это - ... (Столица.)
Отчизну она защищает, Наш мир и покой охраняет. В ней - авиация, пехота И бойцы морского флота. (Армия.)
Учитель Посмотрите, какое у нас красивое дерево! Как хороша наша Родина! И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Они питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад. Это наша история. Если народ не имеет глубоких корней - то это бедный народ. Так в чем же могущество нашей страны? Дерево - это образ нашей Родины. Каждая семья - это веточка на дереве. Мы все разные - листочки бывают разные и большие и маленькие, но все мы связаны друг с другом, мы живем, потому что у нас есть Родина. Человек не может без Родины. Без корней веточка не может зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу - духовные плоды. Родина это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные и близкие, все наши соседи, все люди, живущие рядом, их мы называем соотечественники, потому что у нас общее Отечество, т.е. одна Родина. Всех нас объединяет общая история нашего Отечества, общая вера, общие ценности. - Что дорого каждому из нас? Дети называют ценности (мама, семья, дом, мир, любовь).
Родина, синоним - Отчизна, - это место, родное для человека, Это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки. «Моя Родина» - можно сказать и по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина - это все, что свято для человека: его семья, мать, его вера, его земля, его язык. Это все, что человек любит, хранит, защищает, бережет. Моя Родина - Россия - это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина - это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина - это традиции и культура моих предков. л) Работа в группах. Задание: "Дуэль аргументов" "Мы разные, но мы все вместе" Найти общее, что объединяет людей разных национальностей. Ответы ребят фиксируются на доске в виде дерева с корнями (любовь, единство, семья, толерантность) С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы. Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Память человека связана с тем местом, где он родился. И из любви к малой Родине, складывается любовь к своему Отечеству. А Отечество - это мы. Слайд 26 V. Физминутка
Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо - и защищать. Все, что мы любим, нуждается в защите. Если обидели тебя - можно стерпеть, и даже обязательно нужно удержаться от мести, от такого же ответа, чтобы не было драки. Ведь зло злом победить нельзя. Но добро необходимо защищать и если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого - долг настоящего человека встать на защиту. Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков. Защита Отечества долг каждого гражданина. О ком из защитников Родины вы можете рассказать? Слайд 27 Кто любит Родину, тот ее защищает от врага, тот возделывает ее землю, выращивает хлеб, чтобы все были сыты, строит дома, села и города, добывает нефть, выплавляет металл, устраивает добрую и счастливую жизнь вокруг. Настоящий патриот любит Родину бескорыстно. Родину любят, какой бы она ни была. Родину не выбирают. Слайд 28 Патриотизм - это иностранное слово, в переводе означающее - любовь к своей Родине, к своему Отечеству. Основа патриотизма - любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки. Нет патриотизма без памяти, памяти - без языка. Человек, который любит свою Родину - любит и свой язык, свою историю и свои национальные традиции, знает и изучает их.
- Как вы думаете, почему поэтам дороги такие скромные, глухие места, неброские пейзажи, в которых нет ничего величественного? Рассуждения детей. Родная сторона мила, какой бы она не была. Но каждый может сделать что-то, чтобы Родина была еще краше и лучше. Труды на благо Отечества - это честная и хорошая работа в любой сфере человеческой деятельности, когда человек трудится не только ради денег, но и ради того, чтобы его труд приносил пользу другим людям. Нет на земле человека, который бы не хотел видеть свою Родину лучше и краше. Чтобы наш родной уголок радовал глаз, мы должны беречь и возделывать свою землю.
  • Что мы можем сделать в нашем селе, в нашей стране уже сегодня, чтобы наш общий дом стал лучше? Если человек любит свою Родину, он бережет ее, бережет каждое дерево, все живое, хранит и приумножает.
  • Что мы с вами можем сделать на благо нашей Родины?
Дети размышляют. ( Не губить леса, сады, не засорять реки - охранять и беречь, например, сделать скворечники для птиц весной, лучше учиться, чтобы стать полезным людям, хорошим специалистом в своей сфере и т.д. ).
г) Игра: - Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек - водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. - Спасибо, ребята! Понравилась вам игра? (ученики рассаживаются по местам). Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины - это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери. Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.
VI. Закрепление. Значение слов «любовь», «уважение»
Давайте ещё раз прочитаем тему урока. Чем же наполнен весь наш урок? Любовью, уважением к Родине Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество.( к доске прикрепляется красный круг со словом Отечество) Рисунок. защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников. ( по каждому слову лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске) Слайд 29 А каких выдающихся новосибирцев знаете вы?
-А теперь объедините всё и скажите что значит уважать Отечество? -Помнить о прошлом. -Помогать фронтовикам и пенсионерам. -Почитать традиции родителей. - Быть гостеприимным. - Изучать историю своей Родины.
Сегодня мы вырастили дерево и ухаживали за ним. Мы подарили ему свет, тепло своих сердец, любовь и уважение. Наше дерево стало сильным и крепким, так давайте сделаем наш мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь!
VII. Рефлексия - Итак, ребята, давайте подведём итог
Слайд 30 - Продолжите предложения: Я узнал … Я научился … Я хочу…
Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное - вы любите и уважаете своё Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви, частичку счастья и мира в душе.
( Учитель всем дарит голубков из бумаги).
А что вы хотите подарить мне, своему соседу, родителям, окружающим вас людям? ( дети дарят словесные картинки: например, «Я хочу Вам подарить тепло майского солнышка», «Я хочу подарить Алёше тепло маминых рук, чтобы они его согревали даже в разлуке с дорогим человеком» и т.д.)




























Приложение к слайду 27

Герои Великой Отечественной войны


Василий Георгиевич Клочков (1911-1941)
Ноябрь 1941 года. Москва объявлена на осадном положении. На Волоколамском направлении в районе разъезда Дубосеково насмерть стояли во главе с политруком Клочковым 28 бойцов стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова.
16 ноября фашисты бросили против них роту автоматчиков. Но все атаки врага были отбиты. На поле боя гитлеровцы оставили около 70 трупов. Через некоторое время фашисты двинули против 28 храбрецов 50 танков. Бойцы во главе с политруком мужественно вступили в неравный бой. Один за другим падали на землю доблестные воины, сраженные фашистскими пулями. Когда кончились патроны, а гранаты были на исходе, политрук Клочков собрал вокруг себя оставшихся в живых бойцов и с гранатами в руках пошел на врага.
Ценой собственной жизни панфиловцы не пропустили рвавшиеся к Москве танки врага. 18 подбитых и сожженных машин оставили гитлеровцы на поле боя.
За беспримерный героизм, мужество и отвагу политруку В. Г. Клочкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны у разъезда Дубосеково героям-панфиловцам воздвигнут памятник
Елена Федоровна Колесова (1921-1942)
В морозную ноябрьскую ночь 1941 года под Москвой в тыл противника ушел отряд девушек-разведчиц, который возглавляла двадцатилетняя москвичка комсомолка Елена Колесова. За образцовое выполнение этого задания Леля Колесова была награждена орденом Красного Знамени. С апреля 1942 года группа Колесовой действовала в одном из районов Минской области. Под руководством своего отважного командира группа собирала и передавала сведения о расположении гитлеровцев, переброске войск и боевой техники противника, миновала шоссейные и железные дороги, взрывала вражеские эшелоны, мосты. 11 сентября 1942 года в неравном бою с карателями у деревни Выдрица Минской области Елена Колесова погибла. Имя героини носила пионерская дружина московской школы №47, где она работала пионервожатой, учительницей. Славной разведчице, отдавшей жизнь за свободу и независимость нашей Родины, 21 февраля 1944 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Анатолий Константинович Авдеев, наводчик орудия истребительного противотанкового артиллерийского полка, 1925 года рождения.
5 июля 1944 года орудийному расчету Авдеева было приказано не допустить прорыва фашистских войск из окружения в районе Волма (Белоруссия). Заняв открытую огневую позицию, бойцы в упор расстреливали гитлеровцев. Бой продолжался 13 часов. За это время орудийный расчет отбил 7 атак. Кончились почти все снаряды, и смертью храбрых погибло 5 человек орудийного расчета. Враг опять идет в атаку. Прямым попаданием снаряда орудие Авдеева выходит из строя, и погибает последний солдат из расчета. Оставшись один, Авдеев не уходит с поля боя, а с автоматом и гранатами продолжает вести бой. Но вот израсходованы все патроны и последняя граната. Комсомолец хватает топор, лежащий рядом, и уничтожает еще четырех фашистов.
Задача выполнена. Враг не прошел, оставив на поле боя перед орудием Авдеева до 180 трупов солдат и офицеров, 2 самоходных орудия, пулемет и 4 автомашины.
Указом Президиума Верховного Совета СССР славному сыну русского народа Авдееву присвоено звание Героя Советского Союза.

14


© 2010-2022