- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса Культука добрососедства. 2 класс
Рабочая программа курса Культука добрососедства. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова Т.А. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Керчи Республики Крым « Школа № 26»
Рассмотрено : Согласовано: Утверждаю:
на МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ г.Керчи
начальной школы ____________Короткова И.В. РК «Школа № 26»
руководительМО- «____»_______________2015 ____________О.Д.Гудков
__________Белорус Е.В. «___»_____________2015г.
Протокол № ___
от «___»__________2015г.
Рабочая учебная программа
курса « Культура добрососедства»
для 2-В класса
Составил:
учитель начальных классов
Попова Татьяна Александровна
на основе программы интегративного курса
«Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф.,
Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
2015г-2016 уч.г.
Пояснительная записка Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И.,Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
- воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
- формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
- формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
- приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
- воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю - Крыму;
- формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
- воспитание толерантности как основного принципа демократии;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
- формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
- знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
- формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
- приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
- формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
- особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
- адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
- единство изучения России и Крыма как субъекта России;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
- использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
- Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
- названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
- как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
- 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
- 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
- 5-6 названий национальных блюд;
- несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
- «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
- об экологии, о роли природы в жизни человека;
- об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
- о ремеслах, мастерах Крыма;
- о национальной одежде и кухне народов Крыма;
- о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
- о семейных святынях;
- о ценностях, которые объединяют все народы;
- рассказать, как готовится его любимое блюдо;
- одеть куклу в элементы национального костюма;
- вести диалог с товарищами;
- сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
- с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
- использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
Тематическо - тематическое планирование
«Культура добрососедства»
34ч (1ч в неделю)
№
по плану
№
по
факту
Тема
занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Дата
по плану
по факту
1
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства»
Географическая среда (4 часа)
2
Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека
3
Крымский лес. Крымский лес - многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека
4
Крымский лес. Крымский лес - многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека
5
Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в нашем регионе Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать
6
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями
История (6 часов)
7
«Памятник» - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)
8
Этносы Крыма. Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. Знать 3-5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур
9
Где и как учились раньше дети в Крыму. Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители
10
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся
11
Музей в нашей жизни Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев
12
Музей в нашей жизни
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее
Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев
Традиционная и современная культура (12 часов)
13
Архитектура Крыма Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии
14
Строим город будущего. Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека
15
Строим город будущего. Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека
16
Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом
17
Обряды различных этносов Крыма. Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища
18
Обряды различных этносов Крыма. Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища
19
Новоселье. Новоселье - праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья
20
Новоселье. Новоселье - праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья
21
Гостеприимство. Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях
22
Ремесла Крыма. Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.
23
Государственные праздники Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
24
Государственные праздники Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
Язык соседа (4 часов)
25
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе
26
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе
27
Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье - праздник моей семьи и моих соседей» Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством
28
Национальный фольклор Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях
Аксиология (2 часа)
29
Святые места Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства
30
Памятники и святые места, которые нас объединяют Памятники и святые места, которые нас объединяют Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий
Конфликтология (4 часов)
31
Мы разные, но мы едины. Каждый из нас особенный, но у нас много общего Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом
32
Мы разные, но мы едины. Каждый из нас особенный, но у нас много общего Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом
33
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
34 Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций Всегда ли нам легко общаться.