Урок по русскому языку 3 класс по теме «Части речи»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Тема: Части речи в русском языке Цель:

- научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи;

развивать воображение и словарный запас учащихся;

воспитывать аккуратность, любовь к родному языку, творчество. - развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними. П - повышенный уровень М - максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Орг. Момент:


Ι. Актуализация знаний.


Начинается урок он пойдет ребятам впрок. Будем грамотно писать,на вопросы отвечать. Улыбнитесь мне и друг другу и в хорошем настроении мы начинаем наш урок.






_ Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше?

  • Напишите слова «Классная работа».

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставай,

Слушай, не перебивай.


Говори четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не все известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.
3 4

  1. Минутка чистописания.
Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы. - Какой звук вы слышали чаще всего? (Звук [ з ]) - Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий парный) - Какой буквой обозначается? (Буквой З) - Пропишем заглавную и строчную букву З (Показ слайда № 1) 2. Словарная работа. Игра «Фотоглаз»
  • Ребята, положите ручки. На экране вы видите слова. Сфотографируйте их глазками, запомните написание этих слов. Запишите слова в тетрадь через запятую.
Словарь: иней, декабрь, мороз, январь, ветер, праздник.(Слайд №2)
  • Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями, оцените работу.
  • Лексическое значение слова иней.
2. Введение в тему урока.
  • Как связаны эти слова по смыслу? (С темой «Зима») (Слайд №3 репродукция картины И.Шишкина «Зима»)
    • Составьте предложения на тему «Зима», используя эти слова.
    • Попробуйте составить распространенное предложение, используя только эти слова.
    • Почему не получилось? (Только существительные, нет других частей речи).
        • Какие части речи вы знаете?
        • Что вы о них знаете?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.




1 3 3 1. Работа в группах. Каждая группа получает задание: распределить слова по столбикам, составить из этих слов предложение и записать в тетрадь

Имя существительное

Название предмета

(кто?что?)

Имя прилагательное

Признак предмета

(какой? Какая? Какое? Какие?)

Глагол

Действие предмета

(что делать? Что сделать?)



1 группа: В декабре дует холодный ветер. 2 группа: На деревьях блестит белый иней. 3 группа: По небу плывут тяжёлые тучи. 4 группа: В декабре отмечают Новый год. 5 группа: За окном падает пушистый снег. 6 группа: На улице дует холодный ветер.

  • Представители от групп прочтите свои предложения и назовите слова, которые вы внесли в таблицу.
2. Формулирование темы и цели урока.
  • Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Части речи)
  • Прочитайте название раздела ( стр. 144). Что мы изучаем в этом разделе?

- Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.)
  • Какие слова вы не выписали? Можно ли их назвать словами? Можно ли к ним задать вопрос? А можно ли без них обойтись, нужны ли они в языке?
  • Что мы сейчас делали? (Поставили проблему. Предлоги с одной стороны нужны, а с другой стороны к ним нельзя задать вопрос. Надо разобраться.)
  • Ваши предложения? (Выделить такие вспомогательные слова в отдельную группу).
  • В предверии Нового года для вас приготовлен такой замечательный торт. Рассмотрим его.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Физминутка

  • Я называю слова, если это имя существительное, вы поднимаете руки вверх, имя прилагательное - руки в стороны, глагол - приседаете.
Снежинка, ледяной, воет, на, праздничный, год, зима, весёлый, радостный, и, встречать, отдыхать.

ΙII. Открытие новых знаний. 3 4Работа с определением и схемой. стр. 146-147. (Слайд №4) - На какие две группы разделены все слова в русском языке? - Сколько самостоятельных частей речи вы видите? - Какие знакомые служебные части речи вы видите, кроме предлога? - Чем различаются самостоятельные и служебные части речи? (Нельзя задать вопрос) - Обратите внимание у каждой части речи есть свои признаки это слои нашего торта? Какие? (Что обозначает часть речи, вопрос, грамматические признаки частей речи, роль в предложении) - Посмотрите сколько нового и интересного мы узнаем о каждой части речи.

  1. Правило стр. 148.

Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.




ΙV. Развитие умений - применение знания. 1 3 5 3 4 Наблюдение за частями речи. (Слайд № 5) - Как вы понимаете, деление слов на части речи - это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.) Послушайте музыку замечательного композитора П.И. Чайковского «Времена года». - О каком времени года написал композитор (О зиме) - Об этом замечательном времени года написаны многие музыкальные, художественные и литературные произведения. - Послушайте строки.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты!

-Кто автор этих великих строк? (А.А. Фет)

  • Распределите все слова на две группы: самостоятельные чисти речи и служебные части речи.
Самостоятельные части речи: колючий, светло-синий, ветви, развешан, иней, погляди, ты.
Служебные части речи: не, по, хоть.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.


4 4

  • Какие части речи вы знаете?
  • Кто понял тему очень хорошо поднимите синие квадратики, кто еще затрудняется - розовые.
  • На следующем уроке мы продолжим работу над этой темой и подробнее поговорим о самостоятельных и служебных частях речи.

VI. Домашнее задание. 1. Правило стр. 146-147 стр. 148, упр. 4. (Слайд № 6)

2. Прийти на урок в хорошем настроении, готовыми получать новые знания!

Деятельность учеников:

  • Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.
  • Определять грамматические признаки имён существительных.
  • Определять начальную форму имени существительного.
  • Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

7

© 2010-2022