Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 4 класс Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 классов составлена в соответствии с нормативными документами: 1.ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) 2. Основной образовательной программой начального общего образования. 3. Положением о рабочей программе педагога МБОУ СОШ № 19. 4. Примерной программы по русскому языку. 5. Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому языку для 4 класса под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год). В 4 классе добавлен 1 час из вариативной части на изучение русского языка по согласию родителей. Общий объем учебного времени в 4 классе составит 204 часа (6 часов в неделю). Данные часы распределены на темы, при изучении которых обучающиеся испытывают наибольшее затруднение, поэтому они требуют больше времена на отработку. Также добавлены часы на уроки развития речи.
1 четверть - 53 часа 2 четверть - 43 часа 3 четверть - 56 часов 4 четверть - 52 часа Фактически - 204 часа






Тематический план курса
№ п/п Название раздела Количество часов по программе Количество часов (с вариативной частью) Количество Контрольных работ Уроки развития речи Изложения Сочинения
Вводный урок 1 2 1

1 Повторение 15 20 2 1

Предложение. Текст. 35 39


2 Простое предложение. Предложения с однородными членами 13 13 1 1 1 3 Сложные предложения с союзами и, а, но 11 13 1 1 1 4 Предложения с прямой речью 11 13 1 1 1
Слово Части речи и члены предложения





Имя существительное 45 51


5 Что мы уже знаем об имени существительном 5 7

1 6 Изменение имён существительных по падежам 12 14


7 Три склонения имён существительных 7 9 1
1 8 Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных 8 8 1

9 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 13 13 1 1 1
Имя прилагательное 20 22


10 Что мы уже знаем об имени прилагательном 5 5


11 Словоизменение имён прилагательных 4 4


12 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных 11 13 1 1 1
Глагол 36 48


13 Что мы уже знаем о глаголе 4 5


14 Словоизменение глаголов 2 2


15 Правописание безударных личных окончаний глаголов 17 22 1 1 1 16 Разбор глагола по составу 13 19 1
2 17 Повторение 18 22 1 1 1
ВСЕГО 170 204 13 8 11

График проведения контрольных работ


№ Тема контрольной работы Дата 1. Контрольное списывание 02.09 2. Входной контрольный диктант 09.09 3. Контрольный диктант «Удивительный случай» 24.09 4. Контрольный диктант «Последняя песня» 09.10 5. Контрольный диктант за 1 четверть «Бобренок» 24.10 6. Контрольный диктант «Кабан Васька» 16.11 7. Административный контрольный диктант за 1 полугодие 19.12 8. Контрольный диктант «На реке» 12.01 9. Контрольный диктант «Музыкант» 27.01 10. Контрольный диктант «Пахучее облако» 22.02 11. Контрольный диктант за 3 четверть «Весна» 16.03 12. Контрольное списывание 04.04 13. Контрольный диктант «Рассвет в лесу». 29.04 14. Контрольное изложение «Странный дуэт» 07.05 15. Административный итоговый диктант 11.05




Требования к результатам обучения Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:
  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;
  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
  • различать главные члены предложения;
  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • различать словосочетание и предложение;
  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
  • различать деление слов на слоги и для переноса;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать звуки [и] и [й'] и буквы, их обозначающие;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
  • верно употреблять прописную букву.
использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;
  • составления предложений на заданную тему;
  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
  • орфографической грамотности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой Й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
  • употребления прописной буквы в именах собственных;
  • работы со словарём (использование алфавита);
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пункто- граммами.



Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса Формы контроля Метапредметные Наблюдение, индивидуальная карта творческих достижений (ИКТД), портфолио, индивидуальное безотметочное оценивание Предметные Наблюдение, индивидуальная карта творческих достижений (ИКТД), тестирование, индивидуальное безотметочное оценивание Личностные Портфолио, индивидуальная карта творческих достижений (ИКТД)
Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса Программа к завершённой предметной линии и системе учебников Примерная программа федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года). Образовательная система «Школа 2100» сборник программ Учебник, учебное пособие Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник. 4 класс. В 2 ч. - М.: Баласс, 2013. Рабочая тетрадь для обучающихся В.Т.Голубь. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык 4 класс. - Воронеж, 2012. Н.А.Исаева. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс. - М.: Баласс. 2013. Дидактический материал Таблицы по русскому языку для 4 класса. Раздаточный материал. Материалы для контроля (тесты и т.п.) Канчурина Р.Г. Мониторинг качества знаний в начальной школе. 4 класс. - Волгоград, «Учитель», 2011. Кремнева С.Ю. Словарные диктанты. 4 класс. - М.: ЭКЗАМЕН, 2011. Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4-го класса. - М.: Баласс. 2013.
Методическое пособие с поурочными разработками Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя Список используемой литературы Г.А.Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 4 класс - М.: Владос. 2011. Е.В.Языканова Развивающие задания 4 класс - М.: Экзамен. 2011. Цифровые и электронные образовательные ресурсы
  1. http//zdd.1september.ru
  2. http// couo. ru. main.
  3. http// Liveinternet. ru
  4. http// metodika. ru.
  5. http// schooi - coiiection edu. ru.

Характеристика класса Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, обучающихся 4 Е и специфики данного классного коллектива. В 4 Е классе обучается 26 учеников, из них 12 мальчиков и 14 девочек. Большинство из них 2005 года рождения. По результатам диагностики «Уровень готовности к школьному обучению» в классе 5 человек имеют высокий уровень, 15 - средний и 1 - низкий. Результаты диагностики подтверждаются в течение 2 и 3 класса, когда с первых дней обучения сформировалась группа учеников (8 человек), способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, имеющих достаточно высокий уровень развития и проявляющих ярко выраженные лидерские качества. Ученики этой группы внимательны и активны на уроках, стараются показать наилучший результат. Между собой общительны. Остальные учащиеся (14 человек) не проявляют на уроках высокую активность, но справляются с домашними заданиями, за исключением 4 человек, с неустойчивым, рассеянным вниманием, с замедленным темпом мыслительной деятельности, на уроках не проявляют никакой активности, домашние работы выполняют только с родителями. В 4 классе пришли два новых ученика - Косован Георгий и Жангирашвили Лиана. Ранее обучающиеся учились также по программе «Школа 2100» и расхождений в учебном плане не имеют. У большинства детей сформированы универсальные учебные действия: осмысленное чтение, запоминание и воспроизведение по памяти, ведение диалога, чтение таблиц, схем, решение задач, проблем; выделение главного, формулировка вопросов, проблем; составление плана; создание собственного текста, действие по инструкции, использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации и пр. Учащиеся в классе работоспособны: работают в быстром темпе, способны быстро переключать внимание, кроме 4 человек, у некоторых повышен уровень тревожности, эмоциональный фон, среди них есть и пассивные дети. При проверке письменных работ, особенно изложений и сочинений требуется уделять внимание ребятам, имеющим логопедические проблемы. Дисграфия: Неженцев Максим, Дектерев Юрий, Федулов Александр, Белейчик Юрий, Гудков Тимур, Гелеверя Яна. Дислексия: Неженцев Максим. Проблемы со звукопроизношением: Федулов Александр, Вангелий Максим, Стельникович Иван, Белейчик Юрий, Дектерев Юрий. Большинство семей, в которых воспитываются учащиеся 4 Е класса, имеют одинаковый социальный статус. Но также существуют неполные семьи. Преимущественно все родители интересуются успеваемостью детей и выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведении классных и внеклассных мероприятий.
Образовательные технологии, основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях 1. Эффективно-речевой деятельности 2. Рефлексивного обучения 3. Диалогового обучения и воспитания 4. Дифференцируемого обучения и воспитания 5. Проблемного обучения 6. Перспективно опережающего обучения.

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах;
  • работа в группах.

9


© 2010-2022