- Преподавателю
- Начальные классы
- Преемственность в обучении «Малышкина школа» – начальная школа в системе РО Л. В. Занкова
Преемственность в обучении «Малышкина школа» – начальная школа в системе РО Л. В. Занкова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Донченко Е.Н. |
Дата | 12.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Донченко Е.Н.
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 3 ЗМР РТ»
Тема статьи:
«Преемственность в обучении «Малышкина школа» - начальная школа
по системе РО Л.В. Занкова»
Сегодня время диктует необходимость пересмотра не только целей и задач современной школы, но и пересмотра самого содержания обучения, его методов, форм организаций. Еще в начале 30-х годов психолог Л. С. Выготский высказал и обосновал идею о ведущей роли обучения в развитии ребенка, согласно, которой обучение ориентировано « не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» … Процессы обучения и воспитания в каждом возрасте находятся в тесной зависимости не столько от уже наличных, организовавшихся и созревших особенностей ребенка, сколько от его особенностей, находящихся в «зоне ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе своего развития ребенок может решать целый ряд новых для себя задач « под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами», т.е. как писал Л.С. Выготский, « развитие из сотрудничества … развитие из обучения - основной факт … На этом основано все значение обучения для развития, а это, собственно, и составляет содержание понятия зоны ближайшего развития». Из этого следует, что развитие ребенка зависит от нас, взрослых, от того как мы организуем его учебную деятельность. Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи со снижением возраста поступления в школу. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье, как выстроить цепочку преемственности в обучении начальная школа и средняя. Да, безусловно, обучение должно проходить до начальной школы, т.к. эффективность очень высока. Она зависит от того, чему и как мы учим ребенка, что требуем от него, в каком темпе идет это обучение, и главное - от того, насколько методы и технологии обучения соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям. Если дошкольник умеет читать, знает основы элементарного математического счета и развит интеллектуально по возрасту, то это не значит, что он готов к обучению в школе. Психофизиологическую готовность можно считать его зрелостью в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально - волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. «Важно развитие школьной мотивации, способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речи, его общения, а также развитая мелкая моторика руки и зрительно - двигательная координация (М.М.Безруких, С.П,Ефимова «Ребенок идет в школу», Москва, АСАДЕМА, 2000 ). Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики и особенно движений руки и пальцев. Волнуются родители. Ребенок идет в школу! Как он будет учиться? Все ли ему понравится? Справится ли, он с учебной программой? Как сложатся отношения с одноклассниками и учителями? Перед детьми откроется замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и будущее. Он узнает, много о животном мире и растениях, научится правильно читать и понимать прочитанное. Чтобы ребенок был успешным учеником, с раннего возраста родители должны развивать у своих детей: внимание, память, сообразительность, любознательность, начальные навыки обучения (чтение, письмо, счет), физическую ловкость, волевые качества, аккуратность, умение общаться с другими детьми, дружелюбие. Родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной учебы в дальнейшем. Следует открывать как можно больше миров своим детям: мир интересных книг, мир увлекательного чтения, мир прекрасных путешествий, мир исторических тайн и преданий, мир искусства. Родителям нельзя забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребенок доверчив и открыт любому новому начинанию. И эта самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребенка нужные положительные качества. А поддержать познавательный интерес малыша и сделать так, чтобы он остался с человеком на всю жизнь, ведь это основная мотивация к обучению. Думая о «завтрашнем» дне, педагоги нашей гимназии решили организовать работу «Малышкиной школы». Ежегодно посещают «Малышкину школу» более ста человек, и они легче преодолевают период адаптации в первом классе, что позитивно сказывается на учебе и на творческом формировании личности ученика. Подготовка к школе - это и физическая закалка, и психологический настрой детского сознания, и забота о нравственном состоянии, о мыслительных возможностях ребенка. Ведь в школе семилетний человек сразу должен войти в колею нового режима: спокойно сидеть долгие 40 минут, и не просто сидеть, а трудиться. Для него это нелегко. А как сложно усвоить разницу между буквами «Е» и «Э» - для этого надо быть наблюдательным, уметь запоминать. И совсем не так просто, как кажется, не упустить ни слова из всего, сказанного учительницей, или отвечать на вопросы перед всем классом. Поэтому, детей надо готовить к труду, самому повседневному, к ежедневным усилиям, внушать, что «5» и «4» - это награда за хорошо сделанную работу. Любой родитель стремится хорошо подготовить своего ребенка к обучению в школе, для этого и создана наша «Малышкина школа». С одной стороны «Малышкина школа» реализует интересы родителей, желающих, чтобы их ребенок оказался хорошим учеником при обучении в гимназии, а с другой стороны реализует интересы нашей гимназии, которая нуждается в комплектовании первых классов и безболезненной адаптации детей к условиям обучения. Цель работы «Малышкиной школы»:
- это помочь детям, родителям и самой гимназии узнать друг друга;
- это сделать первый год пребывания ученика в гимназии более спокойным и комфортным;
- это подготовить дошкольников к обучению в гимназии на высоком уровне.
- организация индивидуальной среды обучения, обеспечивающей самореализацию каждого ребенка;
- воспитание ребенка как деятельностной личности, способной к творческому самовыражению, к поиску решений проблем и к организации своей деятельности;
- развитие речевой деятельности и интеллектуального потенциала дошкольников;
- развитие логического мышления и пространственного мышления детей;
- развитие интереса к обучению и создание условий для освоения дошкольниками основ культуры речи, этикета и общения.
- повышение интереса детей к обучению;
- формирование точного представления о роли учителя в обучении и воспитании;
- развитие коммуникативно-речевых навыков;
- развитие усидчивости и волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- улучшение навыков зрительно-двигательной координации;
- повышение уровня умственного и эмоционального развития;
- успешная направленность дошкольника на реализацию «собственной программы ребенка», учитывающей уровень его развития, функциональные возможности, состояние здоровья и «факторы риска».
- быстрый темп изучения;
- осознание процесса обучения;
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- достижение оптимального результата в общем развитии детей, в том числе и сильных, и слабых.