Родительское собрание Принципы родительского воспитания

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

Принципы родительского воспитания


  • Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

  • Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

  • Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

  • Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.



Задача: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения: признание собственного ребёнка, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, поощрения и наказания ребенка.
Подготовительная работа: анкетирование детей (приложение), подготовка памяток для родителей (приложение)
^ Ход собрания
1. Вступительное слово.
Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье. Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживём до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную одним из героев: «Счастье - это когда тебя понимают». Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность.
Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Что надо помнить нам, родителям, чтобы наши дети с радостью общались с нами, а не искали защиты и поддержки вне дома? На эти и другие вопросы мы попробуем сегодня ответить.
^ 2. анализ результатов анкетирования учащихся.
Классный руководитель оформляет в виде статистики мнения учащихся по проведенному анкетированию.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми, являются 6 принципов:
Принятие ребёнка Признание ребёнка Родительская любовь Доступность родителей Воспитание ответственности и дисциплины Родительский авторитет

Принятие ребенка - это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принимать ребенка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.
Любили тебя без особых причин:
За то - что ты внук, За то, что ты сын,
За то, что малыш, За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)
Признание ребенка - это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей - это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его дос­тоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободря­ют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.
Ребенок дол­жен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
Признание - это в ка­кой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совер­шенное им.
Ребенок должен быть признан и его достоинства должны быть оценены для того, чтобы он имел стимул для своего дальнейшего совершенствования и развития.
Признание может существенно повлиять и на учебные успехи и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают знания ребенка, а также позволяют ему эти достижения проде­монстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собствен­ную значимость и убедиться в собственных возможностях.
Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.
Родительская любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причин только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявления любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.
Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее хо­лить и лелеять в подростковом - пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адек­ватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти тре­бования останутся невыполненными. Если ребенок физически и ду­ховно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической и психологической потреб­ности, которая остается неизменной на всем протяжении взросле­ния ребенка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхнос­ти. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иро­нии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Быть доступным - это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Если у взрослых нет вре­мени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со сво­ими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
Однако родители должны помнить, что проводить время с соб­ственным ребенком - это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка - это значит вовре­мя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным - это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребенку и в конечном счете - к самому себе.
Воспитание ответственности и самодисциплины. Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.
На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление от­ветственности перед ними.
Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Од­ним из главных условий является наличие у ребенка в семье опреде­ленных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.
Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то ро­дители должны выяснить их происхождение и дать возможность ре­бенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и униже­ние для того, чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей - научить ребенка брать ответственность за свои поступ­ки на себя.
Воспитывать у ребенка ответственность - это значит использо­вать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
Авторитет. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение роди­телей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение ро­дителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета.
Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уваже­ния со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, не­приязнь, обиду оставит надолго.
Авторитетность родителей в глазах ребенка - это прежде всего же­лание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, не­возможно.
Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ре­бенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабан­ные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.
Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.
Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, это отсутствие боязни крити­ки со стороны своих детей.
^ Правила благополучного родителя

  • Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

  • Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

  • Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

  • Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

^ 3. Практическая часть Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка? Перед вами на партах лежит листок. Слева напишите слова, которыми вы поощряете, хвалите ребенка, а в другой - которыми ругаете(Родители выполняют предложенное задание в течение 3 минут). Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести. Заключительный этап родительского собрания. Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы для проведения заключительного этапа нашего лектория. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (через 5 минут каждая группа знакомит своими советами всех родителей). « Ласковые ладошки» ( Учениками заранее готовятся обведенные по контурам своей руки шаблоны, на которых написаны ласковые теплые слова, как они хотели бы, чтобы их называли родители)

  1. ^ Подведение итогов

Классный руководитель вручает родителям памятки-рекомендации по развитию положительных эмоций у ребёнка и перечисление ритуалов, которые нравятся детям.
Приложение
Родительское собрание
«Принципы родительского воспитания»
Анкета для учеников

  1. Представь ситуацию: «Ты оказался на необитаемом острове».С кем бы ты хотел там жить?

  2. Хвалят ли тебя дома?

  3. Называют ли тебя дома ласковыми словами?

  4. Часто ли тебя наказывают?

  5. Кто тебя наказывает?

  6. С кем ты любишь проводить выходные дни?

  7. С кем ты делишься своими тайнами, мечтами?

  8. С кем ты поделишься радостной новостью?

  9. С кем ты поделишься печальным известием?

  10. Есть ли у тебя дома домашние обязанности?


Памятка для родителей


Папы и мамы! Помните!
- От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и при­нятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я - хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я - плохой».
- Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность за­висит от того, что мы туда бросаем.
- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть напол­нены любовью и надеждой.
- Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
- Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявле­нии положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразлич­ным лицом.
- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радо­стнее.
^ Ритуалы, которые нравятся детям
- Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутствен­ное слово или жест.
- Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
- В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для де­тей и родителей.
- Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
- На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для дру­гих членов семьи.
- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
- Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей бо­лезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

Помните!


  • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

  • Ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным.

  • Ребёнок живёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.

  • Ребенок растет в терпимости - он учится понимать других.

  • Ребенка хвалят - он учится быть благодарным.

  • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.

  • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.

  • Ребёнка высмеивают - он учится быть замкнутым.

  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.

Д. Карнеги






5

© 2010-2022