Конспект урока по литературному чтению Сказка о рыбаке и рыбке

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Отдел образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» пгт Троицко - Печорск

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Номинация: конспект урока

Категория учащихся: I ступень обучения (1-4 классы)

Предмет: литературное чтение

Форма представления методической разработки:

План-конспект урока с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Изъюрова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов.

МБОУ СОШ № 2

пгт. Троицко-Печорск

2012





Аннотация: Такие уроки способствуют усилению интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышается качество обучения на всех ступенях образовательной системы. На таких уроках наглядность получается яркая, красочная, учителю можно использовать разнообразные формы работы Все это обеспечивает интерес учащихся. Такой урок вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.































Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………….4-7

  2. План - конспект с использованием ЦОР………………………………………………………………………………. 8-16

  3. Приложение………………………………………………………………………………………………………………….17

  4. Заключение……………………………………………………………………………………………………………… 18



























Пояснительная записка. Цифровые образовательные ресурсы и электронные образовательные ресурсы - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить (постепенно и органично, в реальном процессе) вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников. Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. ЦОР уместны на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование - презентация); как групповой (учитель - ученики, учитель - родители), так и собственно учительской. Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых: технологичность и функциональность; комплексное воздействие на стадии презентации-восприятия; виртуальная сопричастность личностным ценностям (на основе собственных видео-фотоматериалов); воспроизводимость (банк, виртуальный каталог) и т.д. За три года работы учителя с ЦОР выявлена следующая закономерность: уменьшается доля индивидуальных проектов и выполненных по заданию учителя, и увеличивается доля совместных, самостоятельных (групповых). Основные педагогические цели использования ЦОР: - интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий (повышение эффективности и качества процесса обучения; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации; повышение активности познавательно деятельности); - развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества (развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации). Актуальность методической разработки объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Цель методической разработки - оказать методическую помощь в проведении уроков с использованием интернета и активных ссылок. Задачи: - заинтересовать учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в работе - развивать стремление учителя к ИКТ - грамотности и ИКТ - компетентности;

Новизна: Создание конспектов с использованием цифровых образовательных ресурсов в нашем учреждении является новшеством.

План-конспект урока с использованием ЦОР

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель: Изъюрова И.Б., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2 пгт Троицко-Печорск»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс.

Номер урока в теме: 27

Базовый учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Литературное чтение

Цель урока: создать условия для первоначального представления произведения и его героев.

Личностные УУД: Формирование картины мира

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

Знание основных моральных норм

Регулятивные УУД: Обеспечение организации учебной деятельности учащихся

Целеполагание

Познавательные УУД: Выделение и формулирование познавательной цели

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Анализ объектов.

Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, суждение.

Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов

Основным объектом метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий(УУД)

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы, устный и письменный опрос, персонифицированный и неперсонифицированный

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

Метапредметные результаты

УРОВНИ



1 уровень 2 уровень 3 уровень

Регулятивные

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок

Приобретения навыка саморегуляции

Познавательные

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Умение использовать знаково- символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, решения учебно- познавательных и практических задач

Коммуникативные

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

Умение слушать и вступать в диалог,

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Владение монологической и диалогической формами речи

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

Особенности оценки метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам, текущей, тематической или промежуточной оценки….)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах

Урок для учащихся, которые владеют знаниями ПК. Необходимое техническое оборудование: компьютер (у каждого ученика и учителя) с выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран ,ЦОР, используемые на уроке. Рекомендации: при создании конспектов уроков с использованием ЦОР :необходимо пользоваться техническим оборудованием, с которым будешь работать на уроке. В школах установлены контент-фильтры, это препятствует работе с некоторыми активными ссылками.

Подготовительная работа: учителю заранее необходимо познакомить учащихся с памяткой при работе с ссылкой;

оформление выставки рисунков учащихся (домашнее задание ) ;

план работы с активными ссылками для учащихся заранее копируется.

Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.

Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя

.

1 мин.

2.

Проверка домашнего задания.

Организация выставки рисунков учащихся к сказкам А.С. Пушкина, которые им знакомы. ( «Сказка о попе и его работнике Балде», «сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» , «Сказка о золотом петушке») на доске .до урока

Учащиеся показывают рисунок и называют сказку.

5 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся.

№1 (Использование этой ссылки позволяет учащимся увидеть иллюстрации сказок А. С. Пушкина)

images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%D0%BC%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&stype=image&lr=10945&noreask=1

№2 (Использование этой ссылки позволяет учащимся увидеть портрет А. С. Пушкина)

liveinternet.ru

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слово учителя:

Работа с ссылкой №1

Что вы открыли?

Назовите сказки, которые вам знакомы.

Кто автор?

Работа с ссылкой №2

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.
В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в их доме.
Эти две замечательные сказочницы подарили Саше мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.
Сказки А.С. Пушкина - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Отгадайте загадку:

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыбка)

В какой сказке А. С. Пушкина

она встречается?

Эту сказку в нашей стране прочитал каждый.

В чем же секрет такой популярности? Мы попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

Сформулируйте тему и цель урока.

Учащиеся вспоминают произведения А. С. Пушкина

Учащиеся рассматривают портрет А. С. Пушкина





Учащиеся отгадывают загадку

Определяют тему урока и формулируют цели урока

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели:

-Познакомиться со сказкой;

-Определить главную мысль сказки;

-Научиться выразительно читать;

-Узнать новые слова

5 мин.

4.

Актуализация знаний

Ссылка №3 (Использование этой ссылки позволяет учащимся прослушать сказку)

nachalka.info/audio?id=1004650&pn=16

Ссылка №4 (Использование этой ссылки позволяет учащимся просмотреть сказку в картинках)

miloliza.com/illyustratsi-skazki-pushkina/skazka-rybake-rybke.html -

Ссылка №5 (Использование этой ссылки позволяет учащимся просмотреть текст сказки)

pushkin.niv.ru/pushkin/text/skazki/o-rybake-i-rybke.htm

Использование этой ссылки позволяет учителю зайти на сайт электронных словарей

vseslova.ru/

Учитель открывает ссылку №3

Слово учителя:

Прослушайте сказку и запомните

слова, которые вам незнакомы.

Первичное прослушивание сказки и просмотр иллюстрации

Работа с электронным словарем. Учащимся , которым трудно вспомнить незнакомые слова , можно обратиться к тексту сказки (Ссылка №5)

Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод - сеть рыболовная.
Откуп - плата.
Простофиля - глупый, несообразительный человек.

Кликать - звать.
Пуще - больше.
Корысть - выгода.

Чупрун - чуб, хохол.

Светелка - комната, отделенная от кухни

Вороты - воротами

Столбовая дворянка- дворянка старинного и знатного рода.

Пряник печатный- пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.
БРАНИТЬСЯ - Бранить друг друга, ссориться. Выражать своё недовольство в грубых, резких словах.

Учащиеся работают с ссылкой № 4

Учащиеся слушают сказку и рассматривают иллюстрации к ней

Дети рассуждают о прослушанном.

Проводят сравнительный анализ.

Работа с электронным словарем.

(Использование этих ссылок позволяет учащимся найти значения незнакомых слов)

vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=svetelka светелка

vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=nevod - невод

vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=otkup - откуп

vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=zemlyanka - ветхая землянка

vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=prostofilya - простофиля

vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=klikat - кликать

vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=pusche - пуще

vseslova.ru/index.php?dictionary=law&word=korist - корысть

vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=chuprina - чупрун

vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=vorota - вороты

vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=stolbovie_dvoryane - столбовая дворянка

vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=branitsya - браниться

10 мин.

5













.

Изучение нового материала













Ссылка №5 (Использование этой ссылки позволяет учащимся просмотреть текст сказки)

pushkin.niv.ru/pushkin/text/skazki/o-rybake-i-rybke.htm



Слово учителя:

Работа с текстом по ссылке №5

Кто главные герои сказки?

Как ведет себя рыбка?

- Почему она помогает старику?

- Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»?

- Как показывает это автор сказки? Расскажите.

Кто из них решил не повиноваться старухе?

- Как это видно?

- Найдите строки, которые указывают, что рыбка сердится на старуху.

Работа в парах по карточкам (ребятам предлагаются 2 вида карточек)

.







- Давайте вспомним, чем заканчивается сказка?

-Подготовка к выразительному чтению.

Выработка критериев выразительного чтения

Какая есть другая сказка, где рыба исполняет желания?

Дети читают текст

Дети отвечают на вопросы по тексту



Работа в парах

1 карточка

В каком порядке старуха высказывала свои желания?

.1

Попросила избу

2

Захотела быть владычицей морскою.

3

Попросила корыто.

4

Желает быть столбовой дворянкой.

5

Хочет быть царицей

2 карточка

В каком порядке менялось море?

.1

Помутилось синее море

2

Море слегка разыгралось.

3

Почернело синее море.

4

Не спокойно синее море.

5

На море чёрная буря.

Выразительное чтение сказки обучающимися.

Ответы детей.

15 мин.













Ссылка № 6 (Использование этой ссылки позволяет учащимся просмотреть, что такое пословица)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/32f9ce88-af6b-4045-bfad-4c8191a6d07a/%5BNS-LIT_2-05%5D_%5BTQ_003%5D.swf-1

Ссылка № 7 (Использование этой ссылки позволяет учащимся просмотреть пословицы)

riddle-middle.ru/pogovorki_i_poslovicy/zhadnost

Ссылка № 8 (Использование этой ссылки позволяет учащимся просмотреть пословицы)

allforchildren.ru/kidfun/proverb_liberality.php

Ссылка № (Использование этой ссылки позволяет учащимся просмотреть пословицы)

posloviz.ru/category/zhadnost/

Задание для учащихся:

Вспомним, что такое пословица.

Откройте ссылку №6

Используя ссылки № 7 , №8 и №9 (по выбору детей) подберите пословицы, которые подходят к сказке

Работа с ссылкой № 6

Работа с ссылками № 7 , №8 и №9

Учащиеся выбирают и доказывают свою точку зрения

6.

Подведение итогов урока

В чем же секрет такой популярности?

Каких целей урока мы достигли?

Дети делают вывод

Ответы детей

2 мин.

7.

Объяснение домашнего задания

Сочинение на тему: «Однажды я поймал золотую рыбку…..»

2 мин.






Приложение к плану-конспекту урока

Карточка №1 Карточка №2

В каком порядке старуха высказывала свои желания?

В каком порядке менялось море?

.1

Помутилось синее море

Попросила избу

2

Море слегка разыгралось.

Захотела быть владычицей морскою.

3

Почернело синее море.

Попросила корыто.

4

Не спокойно синее море.

Желает быть столбовой дворянкой.

5

На море чёрная буря.

Хочет быть царицей

При подготовке к уроку были использованы материалы:

window.edu.ru school-collection.edu.ru

slovoopolku.ru fcior.edu.ru

Заключение

Возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет позволяет :

-наполнить урок звуком естественных процессов;

- продублировать текст голосом диктора;

- создать необходимый музыкальный фон для работы;

- включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией героя ;

- наглядность получается яркая, красочная;

- есть возможности включения игрового момента;

- усвоения знаний за счет разнообразия форм работы.

Все это обеспечивает интерес учащихся. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.



© 2010-2022