- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-проект по математике на тему Неравенства
Урок-проект по математике на тему Неравенства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ибраимова З.А. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок - проект
Предмет: Математика
Тема проекта: «Решение неравенств»
Творческое название: «Путешествие в страну неравенств»
Аннотация:
Математика как наука обладает уникальным эффектом. Она по высказыванию М.В. Ломоносова «Ум в порядок приводит». В 3 -ем классе продолжается формирование у учащихся важнейших математических понятий, связанных с числами, величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии.
Существенным продвижением учащихся в области логико-математического развития является включение в курс понятий о высказываниях и предложениях с переменной . Дети приходят к выводу, что предложение с переменной не является высказыванием. В высказывание оно превращается тогда, когда вместо переменной подставляется какое - нибудь значение.
Данный проект подводит итог работы с неравенствами, рекомендует способы решения неравенств, применение их в жизненных ситуациях и подготавливает к более сложному материалу «Координатный луч», составление и решение неравенств по координатному лучу.
Основополагающий вопрос:
Зачем мы учимся решать неравенства?
Проблемные вопросы учебной темы:
-
Что такое неравенство, виды неравенств.
-
Способы решения неравенств.
-
Решение задач с использованием неравенств.
Темы исследований учащихся:
-
Когда появились неравенства?
-
Как решить неравенства?
-
Где в жизни я могу использовать неравенства?
Дидактические и организационные материалы;
-
Дидактические материалы.
-
Тесты.
-
Задачи, выражения.
-
Приглашения.
-
Медали-солнышки.
Дидактические цели:
*Развивать познавательный интерес к математике.
*Стимулировать творческую активность учащихся в процессе добывания новых
знаний.
*Использовать полученные знания в своей повседневной жизни.
*Формировать навыки работы в группах.
*Воспитывать любовь к математике, развивать логику мышления
*Привлекать родителей к участию в процессе осуществления проектной
деятельности.
Методические задачи:
*Обобщить знания о неравенствах .
* Закрепить знания решения неравенств различными способами.
*Учить кратко излагать свои мысли, доказывать.
Материалы и оборудование: компьютер, тесты, весы.
Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания:
1.Бюллетень.
2.Папка - раскладушка.
3.Мини - сочинения.
4. «Дерево решений»
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания:
Задачи этапа - -определение темы;
-творческого названия;
-основополагающего вопроса;
-проблемных вопросов;
-тема исследований учащихся;
-выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на 3 группы, которые получают задания.
Группа 1 «Исследователи» - собрать теоретический материал о неравенствах;
-доказать, что в природе существуют неравенства;
-оформить бюллетень.
Тема исследования: «Когда появились неравенства?»
Группа 2 «Теоретики» - решить неравенства различными способами;
- кратко изложить свои мысли;
- уметь доказать.
Тема исследования: «Как решить неравенства?»
Группа 3 «Практики» - подобрать материал на тему: «Где в жизни я могу
использовать неравенства?» (мини - сочинения);
-оформить математический бюлетень «Думай, считай,
отгадывай!»
Этап 2. Разработка проекта:
Задачи этапа -сбор и уточнения информации.
-ученики самостоятельно работают по группам;
- распределяют между собой задания;
-анализируют собранный материал;
- учитель наблюдает, помогает.
Этап 3. Оценка, результат:
Задачи этапа - анализ выполненных заданий;
-ученики готовятся к представлению материала на уроке -
Презентации.
Этап 4. Защита проекта:
Задачи этапа - коллективная защита; -ученики выступают перед
одноклассниками, родителями, учителями.
1.Актуализация знаний:
Учитель: - Ребята, наше занятие Клуба знатоков математики сегодня
будет не совсем обычным.
Сегодня у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
На занятии нам предстоит очень интересная исследовательская работа.
- Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы он
сделал для себя открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным,
активным, уметь поддерживать товарища)
-Перед вами «Дерево решений» (на магнитной доске)
Вы знаете это волшебное дерево. На нём могут созреть любые плоды,
а может, не вырасти ничего. Всё зависит от вас, от того, как вы
будете работать.
- Давайте же все будем внимательными, точными и активными, чтобы
достичь цели в исследовательской работе и на ДЕРЕВЕ выросли плоды
нашего исследования.
- Итак, все настроились на работу, проверили посадку, открыли
исследовательские журналы, записали число. (6 ноября)
- Сегодня у числа 6 День рожденья. Исследуйте его.
(Оно однозначное, состоит из 6 единиц, число 6
делится на 1, 2, 3 и 6, оно меньше 7, но больше 5)
-Итак, ребята, тема нашего занятия «Путешествие в страну Неравенств».
Мы уже встречались с ними на уроках математики, умеем решать пока
простые виды неравенств, но «Чтобы математику понять
И постичь неведомые таинства,
Надо научиться нам решать,
Кроме уравнений и неравенства.
- И перед нами будут стоять сегодня следующие вопросы:
Когда появились неравенства?
Что такое неравенство?
Как решать неравенства?
Что значит решить неравенство?
Где в жизни можно использовать нер-ва?
-Ответы на них мы должны дать в ходе нашего занятия.
-Исследуя тему «Неравенства», мы распределили эти проблемные вопросы по
группам и назвали их так:
-
Исследователи, где ребята «копали» историю неравенств.
-
Теоретики исследовали, как решать неравенства.
-
Практики доказывали, Как и Где можно использовать неравенства.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда».
Под таким девизом работали группы, исследуя свои вопросы.
Итак, приступаем к работе. Вспомним правила работы в группе. ( НАЗЫВАЮТ)
Слово предоставляется нашим исследователям:
Ученик-исследователь 1: Мы с ребятами искали ответ на вопрос «Когда появились неравенства?» В ходе исследования узнали много нового и интересного и, используя полученные знания по теме «Неравенства», выпустили математический бюллетень.
Бюллетень о неравенствах:
Ученик-исследователь 2:
Понятия «больше» и «меньше» наряду с понятием равенства возникли в связи со счетом предметов и необходимостью сравнивать различные величины. Понятиями неравенства пользовались уже древние греки в III в. до н. э.
Математика, как наука, обладает уникальным эффектом. Она, по высказыванию М.В. Ломоносова «ум в порядок приводит». В математике первостепенное значение приобрели НЕРАВЕНСТВА. По сути - это логическое выражение. Оно может быть либо верным, либо нет - в зависимости от того, что стоит справа и слева. Неравенство - это соотношения между числами или величинами, указывающие, какие из них больше других, где используются знаки «>» или «<». Например: в < с > а или а + 3 < 90.
Ученик исследователь 1: У неравенств такие же свойства как и у равенств. Неравенства возникли после того, как в результате работ немецкого математика ГАУССА и русского математика П. Л. Чебышева, была поднята роль приближенных значений.
В настоящее время всюду, где рассматриваются задачи с приближенными решениями, появляются неравенства.
Ученик-исследователь 3: Неравенства бывают числовыми, например: 48 : 6 < 9, с одной или несколькими переменными а + в > c .
Неравенство может быть верным 5*3 > 5*2 или неверным 5*3 < 10. Решая или доказывая неравенства, мы опираемся на основные свойства отношения «больше или меньше» между числами.
Учитель : Наши Исследователи еще хотят показать КАК ПРИШЛИ В НАШУ
ЖИЗНЬ НЕРАВЕНСТВА и ЧТО неравенства в жизни существуют
всюду. Давайте послушаем их.
Ученик-исследователь 4:
Я бы хотел доказать, что неравенства существуют в нашей жизни и очень часто. Свой эксперимент я покажу на весах. (СНАЧАЛО НА ЧИСЛОВЫХ)
Еще в 1 классе, изучая числа, мы учились сравнивать их. Представляли
число в количестве и даже сравнивали его на вес. Например: сравним число 9 и 7. (ВЗВЕШИВАЕМ) Что мы видим? 9 > 7, а 7 < 9.
А сейчас я покажу другой жксперимент.
На одну чашку весов я положу пряник, а на вторую - конфету.
Что мы видим? Чашка с пряником перевешивает чашку с конфетой.
Вес неравный. Делаем вывод: пряник тяжелее конфеты.
Мы получили неравенство: а < в или в > а
-А сейчас, ребята, расскажут о своих наблюдениях.
Ученик-исследователь 5: Наблюдая в жизни, изучая неравенства я пришел к выводу, что неравенством можно показать вес грузовой машины и легкового автомобиля. а > в или в <
Ученик- исследователь 6:
А я хочу показать неравенством кто выше: утенок или котенок. Их также можно сравнить неравенством и по весу: с < d d > с
Ученик -исследователь 7: Исследуя тему «Неравенства», я решила, а почему бы не сравнить наш дом и дом бабушки по высоте и площади, показать это неравенством: x > y или y< x.
Учитель: Спасибо, исследователям. Вы хорошо исследовали и доказали, что неравенства в нашей жизни существуют, их можно видеть всюду, а мы на уроках математики будем учиться их решать.
- А сейчас, мы проведем математическую разминку, где покажем, как мы уже умеем решать неравенства.
Разминка - тесты (устно)
1.Найдите неравенства: (т. к. нер-ва это сравнение чисел и величин
с помощью знаков больше или меньше) а) а + в = с в) с > а
б) а + в > c г) а + в = с + а верно (б, в)
2. Поставь знак, чтобы получилось верное неравенство:
а) 9o 5 < 50 ( +, -, х, :) верно (+, -, х)
б) 20o 2 > 12 ( +, -, х, : ) верно (х, -, +)
3. Подбери и вставь числа, чтобы получились верные неравенства:
а) 14 + 20 < o * 8 (5, 15, 8 ) прав. (5, 8)
б) 5 * 3 > 5 * o ( 4, 2, 5) прав. (2)
4. Найди верное неравенство:
а) 5 * 3 < 10
б) 64 : 8 > 5 * 7 верно (в)
в) 48 : 6 < 10
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь слово даем ТЕОРЕТИКАМ. Они покажут способы решения неравенств.
Ученик-теоретик 1: Перед нами стоял проблемный вопрос «Как решить неравенство?» Мы долго думали, решали, спорили и пришли к выводу, что неравенство можно решить разными способами.
Я докажу решение неравенства Х - 37 < 29 путем подбора. Неравенство будет верным, если вместо переменной Х подставлю числа, которые в значении разности дадут число меньше 29.
Подбираю числа. Начинаю с 38, т. к. 38 больше 37 и разность равна 1, а 1 < 29. Дальше исследую другие числа больше 38. К примеру, число 47. 47 минус 37 равно 10, а 10 меньше 29. Неравенство верно. Проверю числом 70.
70 - 37 равно 33, а 33 больше 29 на 4, поэтому беру число ни 66, а 65. Так как
65 - 37 < 29. Делаю вывод, что решением неравенства будут числа от 38 до 65.
Ученик-теоретик 2: А я хочу доказать решение неравенства с помощью
уравнения.
Итак, дано неравенство У - 15 > 30. Сначала узнаю, при каком значении неизвестного получится равенство. Для этого составляю уравнение У-15 = 30. Решаю его.
Нам неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое: У= 30+15. Считаю правую часть У = 45. Проверяю:
45 - 15 = 30. 30 = 30. Следовательно, корень уравнения равен 45.
Возвращаемся к неравенству. Подставляем в неравенстве число 45. Получаем: 45 - 15 = 30. Следовательно, надо увеличить уменьшаемое, чтобы разность стала больше, чем 30. Значит, решениями неравенства будут числа больше 45. Проверяю:
46 - 15 > 30, т. к. 31 больше 30. Или: 100 -15 > 30.
Тоже верно, потому что 85 больше 30.
Учитель: Молодцы, ребята, умело доказали способы решения неравенства.
-А теперь, пришло время отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА.
Командир группы теоретиков: Мы предлагаем для закрепления решить неравенства тем способом, который удобен и понятен вам.
(На доску вывешиваются 2 неравенства)
Работа в журналах: / у доски 2 уч-ся одновременно/
1. Решить неравенство (путем подбора)
а) Х : 7 < 6 Х= 35, 28, 21, 14, 7, 0
35: 7 < 6
5 < 6
( в правой части большее число, чем в левой. В левой будет меньше 6, это 35:7=5, 28:7=4,
21:7=3, 14:7=2, 7:7=1)
При Х равном 35, 28, 21, 14, 7, это неравенство будет верным.
2. Решить неравенство с помощью уравнения.
5 * х > 10 5 * x = 10
x > 10 : 5 х = 10 : 5
х > 2 x = 2 (неизвестное число - второй множитель,
он равен 2, значит в нерав-ве множитель
надо увеличить, взять 3 …. 10 и т.д
5 * 3 > 10 5 * 2 = 10
15 > 10 10 = 10
Гимнастика для глаз: нарисовали глазами овал, а теперь нарисуйте овал
по-больше; А сейчас нарисуйте квадрат и впишите
в него треугольник.
- Молодцы, ребята, глазки отдохнули и опять за работу.
Учитель: Нашим практикам достался серьезный вопрос. Они выясняли, где
в жизни могут использоваться неравенства. Давайте послушаем их.
(РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ с помощью нер-ва 2-мя способами)
Ученик - Практик 1: К примеру, на праздник «Золотая осень» мы собираем
композиции из цветов. В букете было 43 дубочка. Когда
мы взяли из букета несколько цветов, то в нем осталось больше 15.
Сколько же цветов мы могли взять, чтобы составить другую композицию?
На доске дается краткая запись задачи: БЫЛО - 43
ОСТАЛОСЬ - 15
ВЗЯЛИ - ?
Если мы взяли неизвестное число цветов, то обозначим их через Х. Составляем неравенство 43 - Х > 15. Решаем путем подбора. Левая часть должна быть больше правой. Подбираю: 43 -1 = 42, а 42 > 15. Беру следующее число, например 23. 43 - 23 = 20. А 20 > 15 на 5, поэтому число надо увеличить и предельным числом в этом неравенстве может быть 27, т.к. 43 - 27 = 16, 16 > 15.
Следовательно, мы могли взять от 1 до 27 цветочка для составления композиции.
Ученик - практик 2: (дается краткая запись задачи, ребята по ней составляют условие к задаче и решают с помощью уравнения)
На школьном дворе мы с ребятами собирали каштаны. Для своей поделки использовали 14 каштанов и у нас осталось меньше 14. Сколько всего каштанов мы собрали?
У - 14 < 14 У - 14= 14
27 - 14 < 14 У= 14 + 14
13 < 14 У= 28 проверяем:
Неравенство верно. 28 - 14 = 14
14 = 14 Значит, число собранных каштанов должно быть меньше, чем 28. Этому неравенству подходят числа от 27 до 15, т. к. 15 - 14 равно 1,
а 1 меньше 14.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы теперь знаете, что и задачу можно решать
с помощью неравенства, т. е. неравенства в жизни можно
использовать всюду.
Подведение итогов:
1. Когда появились неравенства? (Неравенства появились очень давно. Нерав- ва в математике первыми доказали математики Гаусс и Чебышев)
2. Так что же такое НЕРАВЕНСТВО? (Нерав-во - это сравнение чисел величин с помощью знаков больше и меньше)
3. Как решаются неравенства? (Нер-ва решаются путем подбора и с помощью
уравнения)
4. Что значит решить неравенство? (…значит найти все значения Х, которые
подходят данному неравенству)
5. Где в жизни можно использовать неравенства? (При сравнении любых предметов, в решении задач, даже можем узнать насколько больше или меньше одно число от другог
6. Приведите примеры из жизни с использованием неравенств. (По росту уч-ся, по весу портфелей, размер классной доски, размеры ученического стола и учительского, рост учителя и ученика и т. д.)
Учитель: Верно, ребята. Неравенства в жизни всюду и мы вместе доказали это.
Посмотрите на это неравенство: х * 7 + 45 : 9 > 75 - ( 20 : 4). Сложно? Интересно? Совсем скоро вы научитесь решать и такие неравенства!
А сейчас скажите, кто был сегодня на уроке внимательным, активным и точным?
Какая группа провела серьезную работу в исследовании неравенств? (Ученики обмениваются мнениями: Что получилось?
Рефлексия: Над чем надо поработать?)
(активные участники награждаются символическим Солнышком со
словом «СПАСИБО!»)
Оценивание.
10