Урок окружающего мира для 2 класса «Охрана растений»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок окружающего мира для 2 класса «Охрана растений»


КОНСПЕКТ урока

окружающего мира

по теме

«Охрана растений»


2 класс


Учитель: Азарнова Юлия Николаевна.

Тема. Охрана растений

(литературно-музыкальная композиция).

Путешествие по городу Экограду. Цели: познакомить с лекарственными растениями, красной книгой; воспитывать культуру поведения в лесу, любовь к природе, умение её охранять; развивать речь, мышление, память, актёрские и музыкальные способности. Оборудование: мультимедийный проектор, записи, Красная книга, выставка книг, план-карта по городу, рисунки растений, маски, кепки туристам.

Ход занятия. I. Орг. момент. II. Цели и задачи занятия. - Ребята, сегодня я хотела бы начать наше занятие с загадки. Послушайте её.

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший -

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. - Что это? (Дерево). - Как догадались? - Какие ещё группы растений вы знаете? (Кустарники, травы). - А вот сегодня мы поговорим о том, как охранять наших зелёных друзей. А поможет нам в этом наш друг - Экотопик. - Почему он так назван? (Этот человечек главный знаток экологии). - А что такое экология? (Наука о взаимосвязи между природой и человеком). - Верно. И Экотопик знает экологию. Давайте пригласим его к нам. Экотопик.- Здравствуйте, ребята! Я живу в Экограде. Это большой, цветущий, экологически чистый город, в котором много достопримечательностей и интересных мест. Сегодня я хочу пригласить вас на одну из улиц Экограда - улицу Зелёную, а остальное во время наших следующих встреч.
- Ну что же, отправимся в путь. Нас ждёт Экоград. Ребята, а как лучше нам совершить экскурсию: пешком или на автобусе и почему? (Пешком, чтобы не навредить природе), (Это полезно для здоровья). III. Основная часть. а) Встреча с крапивой. (Инсценировка). - Ну что же, в путь! Вперёд! Крапива. - Стойте, стойте! И меня с собой возьмите! Я тоже хочу в Экоград! (Берёт Экотопика за руку). Экотопик. - Ой! Ой! Больно! Что же это за кусачка такая?! - Ребята, а вы знаете, как её зовут? - Ну, что ж, ребята, раз она такая жгучая, может быть её совсем вырвать?! Крапива. - Подождите, послушайте сначала меня. Хоть огородники и считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза большая. Вы знаете, что я - лекарственное растение. Экотопик. - Ребята, посмотрите на неё! Ха - ха! Ну, насмешила! Где же интересно у неё таблетки и порошки спрятаны? Крапива. - Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Не зря в народе про меня говорят: «Одна крапива семерых врачей заменит». - Ребята, а почему так говорят? (Останавливает кровотечение, лечит горло). - Вот оказывается, какая крапива важная: и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Интересно, а много ли лекарственных растений вообще? Экотопик. - А об этом можно узнать в «зелёной аптеке» нашего города. Давайте зайдём туда и спросим. - Итак, наша первая остановка - «Зелёная аптека». б) «Зелёная аптека». - А вот и аптекарь. Предоставим ему слово: много ли лекарственных растений? Аптекарь. - Много, очень много. О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно, постепенно учёные изучили свойства разных растений и теперь используют многие для приготовления лекарств. Я слышала такое учёное мнение, что нет на Земле растения, которое не обладало бы лекарственными свойствами, вот только люди ещё не сумели разгадать тайну многих растений. Вот поэтому растительный мир часто называют «зелёной аптекой».

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны

И отступят все болезни. - А что нам расскажут растения сами о себе, о своих лечебных свойствах (двое ребят с рисунками). Земляника.

На тропинке лесной

Земляничка под сосной

Земляничка - невеличка

Хорошо цвела весной…

Ты простыл - не поленись

И отваром полечись. Подорожник.

Я ногу нацарапал,

Когда бежал к друзьям,

Но я совсем не плакал,

А вылечился сам

На ранку подорожник

И завязал бинтом.

Нам он как - хороший друг

Лечит ранки ног и рук. - Итак, ребята, от каких болезней можно применять землянику? - А когда помогает подорожник? Не зря в народе это растение называют «порезник», «ранник». - А какие ещё лекарственные растения вы знаете и при каких болезнях человек их может применить? - Да, замечательное богатство природы - лекарственные растения. Школьники часто собирают их и сдают в аптеки. Это очень нужная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе. А как это сделать ребята? ( 1. Собирать там, где много растений; 2. Часть растений оставлять. Почему? 3. Нельзя вырывать с корнем). Экотопик. - А некоторые растения, хоть они и лекарственные, но уже нельзя собирать. Почему? (Они стали редкими). Экотопик. - И вот сейчас я хочу пригласить вас, ребята, в необычный музей Экограда. Это музей одной книги. Это наша вторая остановка. в) Музей одной книги. - Вот эта книга. Как она называется? (Красная книга). - О чём в ней сообщается? (…) Выходят три ученика. Первый ученик.

Красная книга! Почему она красная?

Красный цвет предупреждает нас - стой! Остановись!

Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно! Второй ученик.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето. Третий ученик.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок. Первый ученик. - Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Вот некоторые из них. Звучит гонг. Выходят четыре ученика с рисунками. Первый ученик. - Ландыш майский от неумелых сборов стал редким. А ведь, чтобы ему зацвести, должно пройти 10 лет! За это время мы закончим школу! Второй ученик. - Кувшинка белая - самое красивое растение водоёмов. Сейчас встречается очень редко. Эти водяные лилии страдают из-за своей красоты. Третий ученик. - Башмачок настоящий (или Венерин башмачок). Его так безжалостно рвут, что растение может совсем исчезнуть. А ведь зацветёт он на 48-ом году жизни! Четвёртый ученик. - Адонис весенний. Раньше люди считали его сорняком и делали всё, чтобы от него избавиться. А теперь этот цветок пытаются спасти. - А также. Первый ученик. - Водяной орех. Второй ученик. - Сон-трава. Третий ученик. - Ночная фиалка. Четвёртый ученик. - Багульник болотный. - Эти растения стали редкими и в нашей Пензенской области. Вы, наверное, встречали их. Теперь знайте, что эти растения редкие и нуждаются в особой охране. - Ребята, а как называются места, где растения находятся под особой защитой? (Заповедники). - Да, и в Пензенской области есть заповедники. Это Попереченская степь, Белокаменский парк, Морозовский дендрарий. - Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах. Экотопик, а где можно узнать в твоём городе о ботанических садах? Экотопик. - У нас на Зелёной улице есть библиотека. Давайте зайдём и встретимся с библиотекарем. г) Библиотека Экограда. - Итак, третья остановка - библиотека. …, ребята хотели бы узнать о ботанических садах. Библиотекарь. - Хочешь посмотреть, как растут бананы, ананасы, кофейные деревья? Для этого не обязательно ехать на их родину. Можно отправиться в ботанический сад. Главный ботанический сад находится в Москве. Это самый большой ботанический сад в мире. Здесь есть заповедный лес. Многим деревья в нём по 200 лет. Есть и цветники, растут здесь бананы и ананасы. Особая забота учёных сада - разведение тех растений, которым грозит исчезновение. - Хорошо. А ещё в библиотеке можно узнать очень много интересного о растениях. Библиотекарь (показывает на выставку книг).

Девочки и мальчики,

Читайте эти книжки,

Чтоб о растениях много знать,

Их от гибели спасать! - спасибо за интересную информацию. Но охранять мы должны не только редкие растения, но и все другие - ведь они тоже в любой момент могут стать редкими. - На что похож Экоград? (лес). д) Физминутка. - Давайте отдохнём в этом чудесном лесу. Все встали. Отдых под музыку леса. е) Сценка «Горе-туристы». - Наверное, поэтому многие люди и желают отдохнуть в лесу. А вот и туристы. Первый ученик.

Сегодня мы пошли гулять,

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад. Второй ученик.

Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей? Все. - Ничей! Третий ученик.

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

Урны нет, неси в кусты!

Мы с природою на «ты»! Четвёртый ученик.

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки -

В море пусть плывут посылки. Все.

Мы - цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше - лес и воды! Экотопик.

Что за шум в лесу моём!

Что случилось, не поймём!

За такое поведенье

Вас судить - моё решенье! Все.

Экотопик, будь добрей!

Мы не знали, пожалей! - Ребята, что туристы делали неправильно? ж) Школа Экограда. - Ну, что, ребята, давайте научим этих горе-туристов. Пригласим их в нашу экологическую школу. Это следующая остановка. И расскажем им правила поведения на природе и покажем запрещающие знаки. 1 правило: Не ломай ветки деревьев! 2 правило: Не повреждай кору деревьев! 3 правило: Не рви цветы в природе! 4 правило: В лесу старайся ходить по тропинкам! 5 правило: Не жги костры! 6 правило: Не оставляй беспорядок после себя! (Дети с рисунками). - Ну, теперь, наши туристы и вы, ребята, ещё раз повторив, правила, а может быть, узнав новые, будите правильно вести себя на природе. IV. Итоги. Экотопик. - А сейчас наша экскурсия подошла к концу, но я с вами не прощаюсь и думаю, что ещё не раз встречусь с вами, ребята. - Итак, о чём узнали на занятии? Что нового? Что вспомнили?


© 2010-2022