Урок русского языка на тему Антонимы 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык.

Тема: Антонимы. 2 класс

Цель:- обобщить и углубить знания, полученные в 1 классе; закрепить знания о синонимах

- тренировать умение в подборе антонимов к заданным словам, определять

лексическое значение антонимов;

- развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, память, речь учащихся;

- воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, доброжелатель-

ность.

Оборудование: в кабинете установлена берёзка с листочками разного размера, под берёзой гриб, словарные слова, нарисованные кормушки, ребус, наглядный материал к заданиям урока, таблицы «синонимы», «антонимы».

Ход урока.

1.Орг. момент

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Психологический настрой.

- Глазки закрыли

И повторили:

Я хочу учиться.

Я буду учиться.

Я готов к работе.

2. Постановка цели.

- Ребята, а вы бывали в лесу? Сегодня на уроке мы отправимся в лес, да не простой, а в сказочный лес. Идем мы туда ,чтобы повторить материал прошлого урока и изучить новую тему. Закрыли глаза… . Мы в лесу.

3. Чистописание.

- Для хорошей и быстрой работы в лесу нужно подготовить свои руки.

Массаж рук.

- Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Работа в тетради.

з з з з з

за за за за

4. Словарная работа.

- В лесу звери бывают? Сейчас мы повстречаем лесного зверя, а какого вы узнаете отгадав загадку.

Хвост мой длинный и пушистый,

Рыжий, красный, золотистый.

Очень людям хвост мой люб,

Так как нужен им для шуб,

Но это мне не нравится,

Хотя мой хвост и славится. ( лиса)

Заходит ученица 4 класса, одетая в костюм лисы.

- Здравствуйте ребята, добро пожаловать в наш лес. Чтобы вам здесь было интересно, я приготовила загадки.

Учитель: - Если вы отгадаете загадки, то узнаете слова, которые мы должны запомнить.

Лиса:

На лесной опушке

Стояли две подружки:

Платьица белены,

Шапочки зелены. (берёза)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая- для лета,

Для зимы- другого цвета. (заяц)

Лиса:

- за этими листочками спрятаны слова, которые вы отгадали. Давайте откроем эти слова по буквам. Кто знает, как правильно пишутся эти слова?

(хором называют буквы, учитель открывает листочки)

- Запишите эти слова. Поставьте ударение. Сколько слогов? Какой слог ударный? Правописание какой гласной нужно запомнить? Подчеркните их.

5. Актуализация знаний.

Лиса: - Ребята, какую тему вы изучили на прошлом уроке? Что такое синонимы?

Учитель:- Посмотрите на лисичку. Она красивая? Подберите синонимы к слову «красивая». Как ещё можно сказать о лисичке?(обаятельная, симпатичная, хорошенькая, привлекательная)

- Какого цвета мех у лисы? Подберите синонимы к слову «рыжий». (оранжевый, золотисрый, красный)

- Ну что, лисичка, ты довольна знаниями ребят?

Лиса:- Да, вы молодцы! Мои задания вы выполнили. Теперь я могу идти к другим ребятам. Но уходя, я оставляю вам ребус, разгадав который, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

(лиса уходит, а дети разгадывают ребус)

6. Работа по теме урока.

- Кто помнит из 1 класса, что такое антонимы?

(чтение правила в учебнике)

- Посмотрите на это дерево. Как оно называется? Найдите на берёзе антонимы.(устно)

Ствол светлый - полоски тёмные

Ствол толстый - ветки тонкие

- Что растёт под берёзой? (гриб)

Гриб низкий - берёза высокая

На дереве весной распускаются листочки - это правда.

Грибы ранней весной растут - это ложь.

- От яркого солнечного света и тепла на берёзке распустились листочки. Все ли листья одинаковы? (нет) Одни маленькие, другие большие. Такие большие листья выросли, потому что они не простые. В них берёзка заготовила для вас задания. Каждый из этих листочков пронумерован, номер листочка соответствует номеру задания. Берёзка будет нам отдавать свои листочки, а мы должны выполнить все её задания. Приступим?!

1) Повесь кормушку. (письменно)

К заданным словам подобрать антоним, заполнить пустую кормушку.

Тепло - …

Мягкий - …

Строить - …

Свет - …

Счастье - …

Здоровый - …

2) Закончи предложения, используя во второй части антонимы к подчеркнутым в первой части словам. (письменно)

Он упал, но быстро (…).

Ученье свет, а неученье (…).

Откладывай безделье, да не откладывай (…).

Физминутка

Если пары слов являются антонимами - хлопаем, не являются - топаем и машем головой.

Шкаф - стул, холодно - тепло, карандаш - стол, да - нет, утро - ночь, парта - потолок, холод - жара, магнитофон - шкаф.

3) Зрительный диктант.

Работа по учебнику. Списать, подчеркнуть антонимы.

4) Добавь слово, противоположное по значению. (устно)

Скажу я слово: «далеко»,

А ты ответишь:…(близко).

Скажу я слово: «высоко»,

А ты ответишь: …(низко).

Скажу я слово: «потолок»,

А ты ответишь: …(пол).

Скажу я слово: «потерял»,

И скажешь ты : … (нашёл).

5) Подобрать синонимы и антонимы к словам.

Жара - зной, пекло, тепло, жарища

- холод, мороз, прохлада

Бесстрашный - храбрый, смелый

- трусливый, пугливый

6) Собери антонимы по парам, определи их лексическое значение.

Родина - чужбина

Страна в которой человек родился - чужая страна

Одевать - раздевать

Надевать на кого- либо одежду / снимать с кого- либо одежду

Давать - брать

Вручать, передавать из рук в руки / принимать в руки

Расцветать - отцветать

Начинать цвести, распускаться / заканчивать цвести, засыхать

Быль - небыль

Рассказ о реальных событиях / вымышленная история

- Есть на берёзке ещё большие листочки? (нет) Значит мы выполнили все берёзкины задания. Пора вернуться из леса. Закройте глазки… раз, два, три. Мы вернулись, открывайте глаза.

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнение, выучить правило.

8. Итог.

Игра с мячом « Назови антоним»-фронтальный опрос.

Тепло, горе, ночь, свет, больной, ломать и т.д.

- Что такое антонимы?

9. Оценки за урок.

Долгожданный дан звонок -

Это кончился… (урок).


© 2010-2022