Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 класс



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.


  1. Общая характеристика курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс -66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68ч (34 учебные недели). Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.




  1. Содержание учебного предмета



Раздел

кол-во часов 1

Авторская программа

Рабочая программа Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой



1



1

2 Что и кто?



20



20

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? 3 Как, откуда и куда?



12



12 Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? 4 Где и когда?



11



11 Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? 5 Почему и зачем?





22





22


Почему солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?



Циклограмма тематического контроля


Тема раздела

Виды работы





Что и кто?

Проект «Моя малая родина» Практическая работа. Определение образцов камней. Практическая работа. Определение частей растений. Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

Экскурсия №1

Практическая работа. Работа с гербарием Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. Практическая работа. Изучение строения шерсти животных.





Как, откуда и куда?
Проект «Моя семья» Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. Практическая работа. Приготовление «морской» воды. Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды.

Где и когда?
Проект «Мой класс и моя школа».

Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

Практическая работа. Определение на глобусе экватора.

Почему и зачем?
Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. Проект «Наши домашние питомцы.

Практическая работа. Как правильно чистить зубы.






























  1. Тематическое планирование



№ урока

Тема

урока

Тип урока

Виды деятельности обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечание


предметные

метапредметные

личностные


1

Задавайте

вопросы!


Урок изучения нового материала

Индивидуальная. Работа в парах

Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.

Текущий контроль

2 Что такое Родина?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.

Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить.

Оценивать свои достижения на уроке.


Самоконтроль. Практическая работа

3

Что мы знаем о народах России?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Работа в парах

Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Текущий. Самоконтроль.

4

Что мы знаем о Москве?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы;


Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать учебную задачу урока и стремиться её вы-полнить.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

Текущий.

5

Проект «Моя

малая Родина».

Урок - проект

Индивидуальная. Коллективная.

С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины.


Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Взаимоконт-роль.

6

Что у нас над

головой?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Работа в парах

Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей

тетради).

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Взаимоконтроль.

7

Что у нас под

ногами? Практичес-кая работа «Определе-ние образцов камней».

Комбинированный

Индивидуальная.

Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

Индивидуаль-ный опрос.

8 Что общего у разных растений? Практичес-кая работа «Определе-ние частей растений».

Комбинированный

Индивидуальная.

Работа в парах

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Текущий. Самоконтроль.

9 Что растёт на подоконнике? Практичес-кая работа. Определение с помощью атласа-определите-ля комнат-ных растений.

Комбинированный

Индивидуальная.

Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Взаимоконт-роль. Фронтальный опрос

10

Что растёт на клумбе?

Практичес-кая работа «Определе-ние с помо-щью атласа-определите-ля названия растений цветника».

Комбинированный

Индивидуальная

Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке.


Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).

Заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Текущий. Самоконтроль. Практическая работа.

11 Что это за листья? Пра-ктическая ра-бота «Работа с гербари-ем».

Комбинированный

Индивидуальная. Работа в группах.


Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.

Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.


Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Взаимоконтроль. Текущий

12

Что такое

хвоинки?

Комбинированный

Индивидуальная.


Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы и в целом, оценивать результат работы.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Текущий. Самоконтроль. Опрос

Экскурсия

13

Кто такие

насекомые?

Комбинированный

Индивидуальная.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.


Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Текущий. Самоконтроль.

14

Кто такие рыбы?

Комбинированный

Индивидуальная, работа в парах.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Осуществлять самопроверку; работать в паре, извлекать необходимую информацию из различных источников.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Текущий.

15

Кто такие птицы? Практичес-кая работа «Изучение строения птичьих перьев».

Комбинированный

Индивидуальная.


Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Текущий. Самоконтроль.

16

Кто такие звери? Практиче-ская работа «Изучение строения шерсти животных».

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальная.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя.

Перерабатывать полученную информацию; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Текущий. Самоконтроль.

17

Что окружает нас дома?

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная.

Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Текущий. Самоконтроль.

18

Что умеет

компьютер?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.


Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Текущий. Самоконтроль.

19

Что вокруг нас может быть

опасным?

Комбинированный

Индивидуальная.

Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.


Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Текущий. Самоконтроль.

20

На что похожа наша планета?

Комбинированный

Индивидуальная.

Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли.

Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

Текущий. Самоконтроль. Практическая работа.

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

Контроль знаний

Индивидуальная. Работа в группах.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Контрольная работа

22

Как живёт семья? Проект «Моя

семья».

Урок - проект

Индивидуальная.

Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Взаимоконтроль.

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыт, пока-зывающий загрязнение и очистку воды.

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Текущий. Самоконтроль.

24

Откуда в наш дом приходит электричест-во?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная, работа в парах.

Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии.

Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Текущий. Самоконтроль.

25

Как путешеству-ет письмо?

Комбинированный

Индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа.

Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки.

Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Текущий. Самоконтроль

26

Куда текут реки? Пра-ктическая работа «При-готовление «морской» воды».

Комбинированный

Индивидуальная.

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

Текущий. Самоконтроль.

27

Откуда берутся снег и лёд? Пра-ктическая работа «Изучение свойств сне-га и льда".

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальная.

Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Текущий. Самоконтроль. Практическая работа.

28

Как живут

растения? Практичес-кая работа «Приемы ухода за комнатными растениями».

Комбинированный

Индивидуальная.

Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Фронтальная беседа

29

Как живут

животные?


Комбинированный

Индивидуальная.

Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка.


Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

Текущий. Самоконтроль.

30

Как зимой помочь птицам?

Комбинированный

Индивидуальная.

Фронтальная.

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Текущий. Самоконтроль. Практическая работа.

31

Откуда берётся и куда девается

мусор?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.



Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Текущий. Самоконтроль.

32

Откуда в снежках грязь? Практичес-кая работа «Исследова-ние снежков и снеговой воды».

Урок изучения нового материала

Индивидуальная

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Текущий. Самоконтроль. Практическая работа.

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

Контроль знаний

Индивидуальная.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.


34

Когда учиться

интересно?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Работа в парах.

Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;


Формулировать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Текущий. Самоконтроль.

35

Проект «Мой класс и моя

школа».

Урок - проект

Индивидуальная.


Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Текущий. Самоконтроль.

36

Когда придёт

суббота?

Комбинированный

Индивидуальная.

Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.


Текущий. Самоконтроль

37

Когда наступит лето?

Комбинированный

Индивидуальная.

Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Текущий. Самоконтроль.

38

Где живут белые медведи? Практичес-кая работа «Определе-ние на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды».

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Текущий. Самоконтроль. Практическая работа.

39 Где живут слоны? Практичес-кая работа «Определе-ние на глобусе экватора».

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.


Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Текущий. Самоконтроль.

40

Где зимуют

птицы? Практичес-кая работа «Изготовле-ние корму-шки из бумажного пакета».

Комбинированный

Индивидуальная.

Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Текущий. Самоконтроль.

41

Когда появилась одежда?

Комбинированный

Индивидуальная.

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Текущий. Самоконтроль.

42

Когда изобрели велосипед?

Комбинированный

Индивидуальная.


Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Текущий.

43

Когда мы станем взрослыми?

Комбинированный

Индивидуальная.

Работа в парах.

Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.


Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.


Текущий. Самоконтроль.

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Контроль знаний

Индивидуальная.


Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.


Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

Текущий. Самоконтроль.

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Комбинированный

Индивидуальная.

Фронтальная.

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Взаимоконтроль.

46

Почему Луна бывает разной?


Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Текущий. Самоконтроль.

47

Почему идёт дождь и дует

ветер?


Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра.


Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Текущий. Самоконтроль.

48

Почему звенит звонок? Пра-ктическая работа «Изу-чение возникнове-ния и распространения звуков».

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха.


Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Практическая работа

49

Почему радуга разноцветная?

Комбинированный

Индивидуальная.

Фронтальная.

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.

Знание последовательности цветов радуги.


Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Текущий. Самоконтроль.

50 Почему мы любим кошек и собак?

Комбинированный

Индивидуальная.

Работа в парах.

Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Взаимоконтроль

51

Проект «Мои

домашние

питомцы».

Урок - проект

Индивидуальная.


Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Текущий. Самоконтроль.

52 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Самоконтроль Практическая работа.

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Комбинированный

Индивидуальная.

Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе.

Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Текущий. Самоконтроль.

54

Зачем мы спим ночью?

Комбинированный

Индивидуальная.

Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Текущий. Самоконтроль.

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Практиче-ская работа «Сортировка упаковок из-под продуктов».

Комбинированный

Индивидуальная.

Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.

Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Текущий.

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практичес-кая работа «Как пра-вильно чистить зубы».

Комбинированный

Индивидуальная.

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Практическая работа.

57

Зачем нам телефон и телевизор?

Комбинированный

Индивидуальная.


Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Текущий

58

Зачем нужны

автомобили?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Текущий. Самоконтроль.

59

Зачем нужны

поезда?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

Текущий

60

Зачем строят

корабли?

Урок изучения нового материала

Индивидуальная.

Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля.

Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Текущий.

61

Зачем строят

самолёты?


Урок изучения нового материала

Индивидуальная.


Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

Текущий. Самоконтроль.

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?


Комбинированный

Индивидуальная.

Работа в парах.

Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Текущий. Самоконтроль.

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Комбинированный

Индивидуальная.


Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

Текущий. Самоконтроль.

64

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Комбинированный

Индивидуальная.


Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Контроль

65 Итоговая тестовая работа.

Контроль знаний

Индивидуальная.


Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Умение оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Контрольная работа

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

Контроль знаний

Индивидуальная.


Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Умение оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Контроль










  1. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса


1. Печатные пособия.

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2014.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2014.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А. А. Плешаков. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. - М. : Просвещение, 2014.

5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2014.

6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.

7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2011.

8. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. - М. : Просвещение, 2014.

2. Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).

3. Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова.

4. Материально-технические средства.

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления






  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по окружающему миру К концу 1 класса обучающиеся должны знать:

  • свой домашний адрес и адрес школы;
  • правила безопасности при переходе улицы;
  • правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
  • основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе
Обучащиеся должны уметь:
  • различать объекты неживой и живой природы;
  • различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
  • рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
  • сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости)


Итоговая тестовая работа по окружающему миру. 1 класс

1 вариант А 1. Какое время года изображено на картинке ? Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Отметь знаком «х».

1) осень

2) зима

3) лето

4) весна



А 2. Найди картинку, на которой изображен лист тополя. Отметь знаком «х».

Рабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 класс



А 3. Какой гриб изображен на картинке? Отметь знаком «х»

1) шампиньонРабочая программа по окружающему миру 1 класс

2) лисичка

3) белый гриб



А 4. Отметь знаком «х» только под съедобными грибами.

Рабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 класс



А 5. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?

Отметь правильный ответ знаком «х».

1) можно повредить яйца

2) птица бросит гнездо

3) птица испугается

А 6. К какой группе относятся животные: ёж, белка, мышь, лось?

Отметь знаком «х».

1) рыбы

2) земноводные

3) млекопитающие (звери)

4) птицы

А 7. К какой группе относятся животные, у которых 6 конечностей?

Отметь знаком «х».

1) пауки

2) насекомые

3) пресмыкающиеся

4) млекопитающие А 8. Соедини стрелками название органа чувств и название чувств: Глаза слух Язык зрение Уши вкус Нос осязание Кожа обоняние А 9. Как называется орган человека, который может улавливать различные запахи? Отметь знаком «х». 1)Ухо 2) глаз 3) рука 4) нос А 10. Отметь знаком «х» слова, которые характеризуют здорового человека. 1) Не курит 4)занимается физкультурой 7) часто болеет 2) закаленный 5) имеет хороший аппетит 8) много гуляет 3) бледный 6) всегда в хорошем настроении 9) ловкий А 11. Зачем нужно знать свой организм? Отметь знаком «х».

1) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье

2) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться

3) чтобы умело использовать свои возможности

В 12. Продолжи предложения.

Я живу в стране ___________________________ .

Столица моей Родины - город _________________ .

В 13. Кто является главой государства в России? Напиши.

_______________________________________________________________

С 14. Найди государственный флаг нашей страны и раскрась его.







С 15. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясни, почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________







2 вариант А 1. К какому времени года относится эта картинка ?

Отметь знаком «х».Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

1) осень

2) зима

3) лето

4) весна



А 2. Найди картинку, на которой изображен лист березы. Отметь знаком «х».

Рабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 класс



А 3. Какой гриб изображен на картинке? Отметь знаком «х»Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

1) шампиньон

2) лисичка

3) белый гриб

А 4. Отметь знаком «х» только под ядовитыми грибами.

Рабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 класс



А 5. Что нужно делать, если ты в лесу нашел гнездо с яйцами диких птиц?

Отметь свой ответ знаком «х».

1) потрогаю руками яйца

2) возьму домой

3) не буду трогать и брать

А 6. К какой группе относятся животные: журавль, иволга, пингвин?

Отметь знаком «х».

1) рыбы

2) земноводные

3) млекопитающие (звери)

4) птицы

А 7. К какой группе относятся животные, у которых 8 конечностей?

Отметь знаком «х».

1) пауки

2) пресмыкающиеся

3) насекомые

4) млекопитающие А 8. Соедини стрелками название органа чувств и название чувств: Глаза слух Язык зрение Уши вкус Нос осязание Кожа обоняние А 9. Как называется орган человека, который помогает слышать звуки? Отметь знаком «х». 1)Ухо 2) глаз 3) рука

4) нос А 10. Отметь знаком «х» слова, которые не характеризуют здорового человека. 1) Не курит 4)занимается физкультурой 7) часто болеет 2) закаленный 5) имеет хороший аппетит 8) много гуляет 3) бледный 6) всегда в хорошем настроении 9) ловкий А 11. Зачем нужно знать свой организм? Отметь знаком «х».

1) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье

2) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться

3) чтобы умело использовать свои возможности

В 12. Продолжи предложения:

Наше государство называется _______________________________ .

Столица нашей Родины - город ___________________________ .

В 13. Какие государственные символы России ты знаешь? Напиши. _________________________________________________________________

С 14. Найди государственный флаг нашей страны и раскрась его.







С 15. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясни, почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________





Ключи

1 вариант А 1. - 3)

А 2.

Рабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 класс

А 3. - 3)

А 4

Рабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 класс А 5. - 5) А 6. - 3) А 7. - 2) А 8. Глаза слух Язык зрение Уши вкус Нос осязание Кожа обоняние А 9. - 4) А 10. 1) Не курит 4)занимается физкультурой 7) часто болеет 2) закаленный 5) имеет хороший аппетит 8) много гуляет 3) бледный 6) всегда в хорошем настроении 9) ловкий А 11. - 1) В 12. Россия, Москва. В 13. Президент С 14



С 15. Пропали птицы и другие животные, которые строят домики в дуплах старых животных. Некому поедать вредителей молодых деревьев.

2 вариант А 1. - 1)

А 2.

Рабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 класс



А 3. -2)

А 4.

Рабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 классРабочая программа по окружающему миру 1 класс А 5. - 3) А 6 . - 4) А 7. - 1) А 8. Глаза слух Язык зрение Уши вкус Нос осязание Кожа обоняние А 9. - 1) А 10. 1) Не курит 4)занимается физкультурой 7) часто болеет 2) закаленный 5) имеет хороший аппетит 8) много гуляет 3) бледный 6) всегда в хорошем настроении 9) ловкий А 11. - 1) В 12. - Россия, Москва. В 13. Гимн, флаг, герб. С 14.



С 15. Пропали птицы и другие животные, которые строят домики в дуплах старых животных. Некому поедать вредителей молодых деревьев.




© 2010-2022