Рабочая программа эстетического воспитания

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образование - городской округ город Рязань Рязанской области. Администрация города Рязани

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» г.Рязани



Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №___»

__________ /____________ /

Ф.И.О. подпись

Приказ № ___ от «__» ________ 201__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

эстетического развития и воспитания младших школьников: «Палитра внутреннего мира»



Учитель: Баклагина Светлана Константиновна





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_______________ ______

Ф.И.О. подпись

«___» _________ 20__ года






Пояснительная записка


«Истинное определение прекрасного таково: прекрасное есть жизнь…»

Н. Чернышевский С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. И одним из таких качеств является эстетическое воспитание. Обучение в школе должно послужить началом эстетического воспитания детей, приобретением ими на всю жизнь чувства прекрасного, умением понимать и ценить произведения искусства, приобщением к художественному творчеству. Целью настоящей программы является формирование у младших школьников способности управления культурным пространством своего существования. Для осуществления этой цели необходимо реализовать следующие задачи: образовательные: - обучение формированию способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом; развивающие: - развитие общего и художественного кругозора учащихся; - развитие общей и специальной культуры; - развитие художественного вкуса и обогащение эстетических чувств; воспитательные: - воспитание в учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, умения взаимодействовать; - воспитание чувства регулирования управления своим поведением в ситуациях с другими людьми; - освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.


Общая характеристика изучаемого предмета Направленность программы: художественно-эстетическая.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность изучаемого предмета: - актуальность программы обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, с которыми дети сталкиваются в современном мире, когда происходит постоянная подмена смыслов: низкое выдаётся за высокое, высокое начинает служить низкому; - выработка правильного эстетического самоопределения помогает детям не потеряться в потоке этих трансформаций, не сбиться с истинного пути; - занятия искусством существенным образом влияют на взгляды и убеждения учащихся, формируя их жизненную позицию, способствуя интенсивному развитию образного мышления, творческих качеств личности; - школьники, активно занимающиеся искусством, лучше успевают по другим учебным предметам, творчески осмысливают изучаемый материал, осваивают исследовательские методы приобретения знаний. Отличительные особенности данной программы: - программа разработана в соответствии с ФГОС и даёт возможность каждому ученику найти дело по душе, занятие, отвечающее его склонностям, способностям; - программа разработана для одного классного коллектива, классным руководителем которого является разработчик настоящей программы; - программа ставит целью не столько развитие специальных эстетических навыков детей, сколько развитие их восприятия искусства и действительности, изучения элементов теории и истории искусства, а также систему практических занятий по развитию самостоятельной творческой деятельности детей.


Описание места учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на 4 года с обязательным посещением театров, кино, Художественных музеев, выставок, библиотек, организацией встреч с детскими писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами, обсуждением просмотренных спектаклей, фильмов, концертных программ, проведением бесед о различных видах искусства. Возраст детей: 7- 10 лет. Программа нацелена помочь ученикам ощутить всё многообразие способов эстетического освоения действительности, поэтому тесно взаимосвязана со всеми учебными предметами и не требует отдельных часов из федерального компонента учебного плана. Базовые формы занятий: - беседы; - библиотечные и интегрированные уроки; - экскурсии; - организация выставок детских работ; - проектная деятельность; - классные тематические праздники; - театральные постановки. Уровень освоения программы - элементарная эстетическая грамотность.


Ожидаемые результаты и способы определения результативности Устойчивое развитие эстетического воспитания предполагает: - приобретение учащимися первоначальных эстетических знаний (первый уровень результатов); - формирование положительного отношения к художественным ценностям ( второй уровень результатов); - приобретение школьниками опыта самостоятельного художественно-эстетического творчества (третий уровень результатов). Формирование Универсальных Учебных Действий: личностные: - формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; - развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - формирование установки на здоровый, гармоничный образ жизни; метапредметные: - умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий; - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - различение допустимых и недопустимых форм поведения; - умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников; предметные: - умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос; - умение договариваться, находить общее решение, работать в группах; - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Схема экспертной оценки уровня эстетической воспитанности (Разработана на основе методики Н. П. Капустиной): Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств эстетической личности:

  1. Любознательность
  2. Трудолюбие
  3. Бережное отношение к окружающему миру
  4. Отношение к школе
  5. Красивое в жизни школьника
  6. Отношение к себе
По каждому качеству ребёнку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня эстетической воспитанности. Нормы оценок: 5 - 4,5 - высокий уровень 4,4 - 4 - хороший уровень 3,9 -2,9 - средний уровень 2,8 - 2 - низкий уровень 1 шкала. Любознательность 5 б. Учится с интересом. Мечтательный. С развитой фантазией. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашние задания, находит дополнительный материал. Большое стремление получать новые знания. 4 б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Фантазирует редко. Домашние задания не всегда выполняет в полном объёме. 3 б. Интерес к учёбе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашним заданием. 2 б. Интереса к учёбе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашние задания. К новым знаниям безразличен. 1 б. Учиться не хочет. Новыми знаниями не интересуется. 2 шкала. Трудолюбие 5 б. Старается в учёбе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по классу и поручениям учителя. 4 б. Старается быть внимательным, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по классу и поручениям учителя. 3 б. Редко проявляет старание в учёбе. На уроках бывает невнимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по классу и поручениям учителя. 2 б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по классу избегает, поручения учителя не выполняет. 1 б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по классу только под присмотром учителя, от поручений отказывается. 3 шкала. Бережное отношение к окружающему миру 5 б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, постоянно выравнивает сдвинутые в классе столы и стулья. Интересуется природой, любит животных. Активен на экскурсиях, в походах в музеи, на выставки. 4 б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в экскурсиях, походах в музеи и на выставки. 3 б. К растениям и животным подходит только по необходимости. На экскурсии и в походы ходит редко. Природу не любит. 2 б. За растениями и животными не ухаживает. На экскурсии и в походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе. 1 б. Проявляет негативное отношение ко всему живому и окружающему. 4 шкала. Отношение к школе 5 б. Полностью выполняет правила учащихся. В отношениях с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы. 4 б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В обращении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени. 3 б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми непостоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя. 2 б. Пассивный, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует. 1 б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие. 5 шкала. Красивое в жизни школьника 5 б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. С удовольствием занимается художественным творчеством. В отношениях с людьми вежлив, галантен. 4 б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут. 3 б. Чаще небрежен в делах, неопрятен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть незаметным, но держится рядом. 2 б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов. 1 б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создаёт обстановку хаоса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым. 6 шкала. Отношение к себе 5 б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек. 4 б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой. Нет вредных привычек. 3 б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, непричёсанный. Возможно отсутствие привычки мыть руки. 2 б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу неумытый и непричёсанный. Необходим постоянный контроль за мытьём рук. 1 б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.


Содержание предмета
  1. Беседы.
На уроках литературного чтения: « О чём рассказали осенние листья?», « Зимняя сказка», «Сонаты весны», « Сказочный мир». Раз в две недели организовывать внеклассное чтение художественных произведений в форме « Семейного чтения». На уроках окружающего мира: « Природа - неиссякаемый источник красоты», « Каждому ли открывает природа свою красоту?», « Вещи и жизнь человека», « Удивительное рядом», « Чем красив наш город», « Красота в твоём доме». На уроках математики: « Симметрия простых вещей», « Узоры и орнаменты геометрических форм в нашей жизни». На уроках ИЗО: « Природа и художник», « Красота мнимая и подлинная», « Роль цвета в интерьере», « Художественный стиль интерьера», « Жанры живописи». На уроках технологии: « Декоративное искусство и быт», « Эстетическая оценка окружающей среды». На уроках русского языка: « Красота линий букв», « О чём поведала каллиграфия?»
  1. Художественное просвещение.
Знакомство с картинами известных художников, написание сочинений по картинам, игры с художественной направленностью, просмотры как художественных, так и документальных фильмов. Особое внимание следует уделять развитию эмоциональной реакции на произведение. Только вызвав эмоциональный отклик на произведение, можно добиться его воздействия на сознание, взгляда ученика, поэтому знакомство с произведениями искусства нужно начинать с эмоционального восприятия, а не с логического анализа. Вначале ученики говорят, какое настроение вызывает данная картина или скульптура, фильм или книга, какие чувства пробуждает и только потом выявляется, каким образом создатель заставил нас переживать или радоваться, смеяться или грустить.
  1. Интегрированные уроки.
На уроках литературного чтения могут прослушиваться произведения композиторов, создаваться иллюстрации к прочитанному. На уроках математики может прослеживаться связь с изобразительным искусством и технологией при создании, например, объёмных геометрических фигур или изображении геометрического орнамента. На уроках русского языка могут присутствовать элементы изобразительного искусства и музыки. Уроки окружающего мира тесно связаны со звуками тех или иных стихий и природных явлений, созданием поделок из природного материала.
  1. Встречи с людьми искусства.
Посещение городской и областной библиотек по тематическим разработкам. « Наш земляк - Сергей Есенин», « Удивительная страна Читаньдия», « Мои любимые сказки», « Герой, на которого хочу быть похож». Встречи с детскими писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами, актёрами из детских театров.
  1. Прослушивание классической музыки.
Ежедневное прослушивание классической музыки на уроках во время самостоятельной работы учащихся.
  1. Организация выставок детских работ.
В классе или в фойе школы организовывать периодические выставки детских рисунков, поделок, фотовыставки с дальнейшим их обсуждением.

  1. Экскурсии.
Это могут быть запланированные по учебным предметам экскурсии на природу (окружающий мир), а также необходимые для более глубокого осмысления и понимания тех или иных образов в литературе (листопад, журчание ручейка) и изобразительном искусстве ( пейзажи на природе, рисование с натуры). Открывая для себя неповторимость, красоту новых мест, красок, форм, звуков в окружающем мире, дети приобретают эмоциональный опыт, который является благодатной почвой для развития эстетической потребности в прекрасном. Испытывая на себе непосредственное воздействие окружающего, они чувствуют особую радость. Здесь важно учить их видеть самим красоту окружающего, а не только слышать о ней от учителя. Развивают эту способность видения и активизируют мыслительную деятельность вопросы, заставляющие детей вглядываться, анализировать, находить своё решение, высказывать свою точку зрения: - На что это похоже и почему? - Какое вызывает настроение? - Что прежде всего бросается в глаза? - Что самое существенное? Учить воспринимать зачастую скрытую от детей красоту окружающего мира, увидеть, например, в причудливом корне, необычном камне, засыпанных снегом деревьях художественные образы - значит развивать их фантазию, творческое воображение, художественный вкус. На экскурсиях дети могут фотографировать особо заинтересовавшие их здания, уголки природы, и из этих фотографий можно организовать фотовыставку.
  1. Самостоятельная художественно-творческая деятельность.
Иллюстрации к произведениям, картины настроения, поделки, изготовление костюмов для праздников, сочинение стихов и рассказов, фотографии, создание диафильмов и рукописных книг.
  1. Театральные постановки.
Занимаясь в классном кукольном театре «Маленький принц», дети разыгрывают отрывки произведений во время уроков литературного чтения, окружающего мира, русского языка, математики и выступают на праздниках с целыми постановками сказок и историй.
  1. Организация и проведение классных и школьных тематических праздников.


Для становления позитивного отношения к ценности необходим опыт её эмоционального переживания и рефлексии. Такой опыт может возникнуть в процессе взаимодействия в группе сверстников в подготовке праздников, спектаклей, концертных программ.
  1. Проектная деятельность.
Творческий процесс особенно эффективен, когда дети испытывают чувство радости от открытия нового, ранее неизвестного им. Огромное значение в этом имеет проектная деятельность.
  1. Введение словаря по эстетике.
1 класс: знакомство со следующими понятиями: архитектура, вдохновение, виды искусства, вкус художественный, воображение художественное, выразительность, декоративность, жанр, живопись, идея художественная, изобразительные искусства, изящное, композиция, мелодия, народное творчество, натюрморт, пейзаж, рисунок, ритм, скульптура, творчество коллективное, творческий процесс. 2 класс: знакомство со следующими понятиями: безобразное, взаимодействие искусств, вкус эстетический, воспитание художественное, воспитание эстетическое, вымысел художественный, гармония, грация, деятельность эстетическая, импровизация, информация эстетическая, карикатура, культура эстетическая, литература художественная, мастерство художественное, мифология, наслаждение эстетическое, образ художественный, оценка художественная, пластичность, произведение художественное, талант художественный, театральное искусство, хореография, цирк. 3 класс: знакомство со следующими понятиями: аллегория, восприятие эстетическое, гениальность художественная, графика, дизайн, жизнь художественная, интерпретация, интуиция художественная, ирония, кинематограф, комическое, конфликт художественный, критика художественная, метафора, мода эстетическая, мышление художественное, оригинальность творческая, отношение эстетическое, отражение художественное, пародия, правда художественная, пропорция, садово-парковое искусство. 4 класс: знакомство со следующими понятиями: авангардизм, ампир, барокко, возрождение, гипербола, готика, гротеск, драматическое, золотое сечение, идеал эстетический, импрессионизм, интрига, канон, киноискусство, кич, классицизм, коллизия, культура эстетическая, мелодраматическое, метод художественный, модернизм, наследие художественное, оценка эстетическая, пафос, преемственность в искусстве, реализм, романтизм, сарказм, симметрия, созерцание эстетическое, сознание эстетическое, стиль, сюрреализм, трагедия, традиции и новаторство, фабула, фарс, фольклор, эмпрессионизм, эстетика, язык художественный. Тематическое планирование



Темы Количество часов 1 - 2 класс 3 класс 4 класс 1 Беседы 10 ч 10 ч 10 ч 2 Художественное просвещение 20 ч 25 ч 30 ч 3 Интегрированные уроки 2 ч 6 ч 10 ч 4 Встречи с людьми искусства 2 ч 4 ч 10 ч 5 Прослушивание классической музыки 156 ч 156 ч 156 ч 6 Организация выставок детских работ 4 ч 8 ч 8 ч 7 Экскурсии 6 ч 10 ч 10 ч 8 Самостоятельная художественно-творческая деятельность 130 ч 130 ч 130 ч 9 Театральные постановки 4 ч 10 ч 15 ч 10 Классные праздники 8 ч 8 ч 8 ч 11 Проектная деятельность 4 ч 8 ч 16 ч 12 Введение словаря по эстетике 22-24 ч 22 ч 42 ч

Всего: 370 ч 397 ч 445 ч



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Компьютер с мультимедиапроектором.
  2. Диски с художественными и документальными фильмами.
  3. Портреты художников и композиторов.
  4. Репродукции картин великих художников.
  5. Дидактические игры.
  6. Записи концертных программ оркестров и сборники классической музыки.
  7. Ширма.
  8. Набор перчаточных кукол.
  9. Фотоаппараты учащихся.


Список используемой литературы


  1. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учеб.-метод. пособие / М., 2003.
  2. Ершов П. М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков: искусство понимания себя и других, логика общения в жизни и на сцене./ Дубна, 2009.
  3. Искусство и школа: книга для учителя / М., 1981.
  4. Левин В. А. Воспитание творчества. / М., 2007.
  5. Родари Дж. Грамматика фантазии. / М,, 1977.
  6. Лёвшина И. С. Как воспринимается произведение искусства. / М., 2003.
  7. Сазонов Е. Ю. Город мастеров. / М,, 1984.
  8. Герасимова С. А. Система эстетического воспитания школьников. / М., 1983.

9


© 2010-2022