Имя существительное имеет род

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Род имен существительных.

УМК «Школа России», учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3класс - Ч. 1, 2. -М.: «Просвещение» 2012г.

Учитель: Сипко Н.Н.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели:

Обучающая

Познакомить учащихся с алгоритмом определения рода род имен существительных ,формировать универсальные учебные действия при определении рода имён существительных

Развивающая

Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная

Воспитывать культуру поведения, привитие любви к русскому языку; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

формировать личностные УУД: чувство гордости за свою Родину, доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат;

познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;

регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;

коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и с взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;



Оборудование: полоски с цифрами и буками, карточки со словами, инструктивные индивидуальные карты, цветные карточки со словами.




План урока:


1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

2. Каллиграфическая минутка.

3. Орфографическая разминка.

4. Актуализация знаний.

5. Изучение нового материала:

а). Постановка учебной задачи;

б). Поиск решения;

в). Самостоятельный отбор материала.

6. Рефлексия урока. Итог.


Ход урока:

  1. Организация урока.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке. - Сегодня нам предстоит открыть новое знание.

Девиз нашего урока - «Хочу все знать!» (хором)


Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти! Запрещается лениться, Не болтать и не крутиться!

  1. Каллиграфическая минутка


Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики. - Итак, откройте свои тетради и аккуратно красиво запишите:

Третье февраля.

Классная работа.

- Начнём урок с проявления аккуратности и трудолюбия. Мы пропишем строчную букву к. Отрабатываем в ходе выполнения этого задания наклон, размер. Тема: Род имен существительных.

УМК «Школа России», учебник: Казакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3класс - Ч. 1, 2. -М.: «Просвещение» 2012г.

Учитель: Сипко Н.Н.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели:

Обучающая

Познакомить учащихся с алгоритмом определения рода род имен существительных, формировать универсальные учебные действия при определении рода имён существительных

Развивающая

Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная

Воспитывать культуру поведения, привитие любви к русскому языку; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

формировать личностные УУД: чувство гордости за свою Родину, доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат;

познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;

регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;

коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и с взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;



Оборудование: полоски с цифрами и буками, карточки со словами, инструктивные индивидуальные карты, цветные карточки со словами.




План урока:


1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

2. Каллиграфическая минутка.

3. Орфографическая разминка.

4. Актуализация знаний.

5. Изучение нового материала:

а). Постановка учебной задачи;

б). Поиск решения;

в). Самостоятельный отбор материала.

6. Рефлексия урока. Итог.


Ход урока:

  1. Организация урока.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке. - Сегодня нам предстоит открыть новое знание.

Девиз нашего урока - «Хочу все знать!» (хором)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Запрещается лениться,

Не болтать и не крутиться!

  1. Каллиграфическая минутка


Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики. - Итак, откройте свои тетради и аккуратно красиво запишите:

Третье февраля.

Классная работа.

  • Пропишем строчную букву к

- Начнём письмо с проявления аккуратности и трудолюбия. Мы отрабатываем в ходе выполнения этого задания наклон, размер.

- Найдите самое красивое, правильное написание, отметьте «короной» королеву букв.


  1. Орфографическая разминка.

Повторение правильного написания словарных слов (работа с классом) У доски: (1 человек)

  1. Найди «лишнее»:

  • .днажды, п. льто, сугроб.

  • Сах.р, зима, ябл.ко.

  • Комн.та, лиса, самолет.

  • С классом записать в тетрадь: береза, ветер, заяц, Москва, пальто, лопата, мальчик, девочка, лестница, праздник.

  • -К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные)

  • -Что такое имя существительное?

  • (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

  • Какое слово "лишнее"? Свой ответ обоснуйте. (Москва) это имя собственное, а остальные нарицательные)

  • -Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные) Назовите.

  • Как изменяется имя существительное? по числам. Измените.

4.Актуализация знаний

III. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация.

Вы много знаете о грамматических признаках имен существительных, умеете их различать. Но это еще не все. Сегодня вы узнаете еще об одном грамматическом признаке имен существительных.

Имя существительное имеет род

шаР + зОнт + Дом = 3, 2, 1 РОД

Какая тема урока? -

Род имён существительных.

Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

Учитель:. В русском языке очень много разных "тайн", в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке - раскрыть еще одну "тайну" данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные - собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

Подводящий диалог к формулированию данной темы.

- Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?

МАМА, ДЕВОЧКА, ДОМ, ПАПА, КНИГА, МАЛЬЧИК, ЯБЛОКО, (на разрезных карточках)

- На какие 2 группы можно разделить данные слова? (одушевлённые- кто?, неодушевлённые- что?)

Проблема: сможете ли вы разделить эти слова на 3 группы.

Работа в парах.

  1. Мама, девочка (она, моя)

  2. Папа, Мальчик (ОН, мой)

  3. Яблоко, дом, книга.

- По каким признакам соединили слова?

- Какие будут ваши предположения относительно других слов?

- В какую группу запишем слово яблоко?

- А может кто-то догадался как называется такое деление слов? Учитель раскладывает слова по местам

- Мы распределили слова по родам.

Имя существительное

ж.р; м.р; ср.р;

У. Оказывается у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы писать, говорить грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных. - Есть языки, где вообще нет родов - английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.

- Запишите слова, распределяя их по группам. (вариант - запись по памяти, для сильных)

Y. Первичное закрепление.

Проверим правильность наших предположений. Откройте учебник и прочитайте правило на странице 19. (правило читают 3 учащихся)

YI. Физкультминутка.

Я прошу подняться вас - это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» - поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Сейчас мы послушаем песню «С чего начинается Родина»

Включить аудиозапись песни.

Картинки по теме «Родина»

YII. Работа с сигнальными карточками 2). Развитие связной речи. Составление текста.

- Рассмотрите картинки, которые я подготовила к сегодняшнему уроку.

- Найдите объекты, относящиеся к мужскому, среднему, женскому роду ( по рядам). Как вы это сделаете?

- Составьте и запишите 2-3 предложения с найденными словами так, чтобы они образовали небольшой текст.

- Найдите в тексте все имена существительные и обозначьте их род. Какие возникли сомнения в ходе выполнения задания? (как определить род существительного множественного числа). Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

YIII. Домашнее задание. Запись в дневниках. Правило на стр.19. упр. 404

IХ. Итог урока. Слайд № 4

- Послушайте стихотворение.

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род- оно моё:

Моё окно, село моё.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имён существительных?

Х. Рефлексия.

- Вернёмся к началу урока (к словам - качествам). Где и какие качества нам пригодились?

-Для чего мы проявили их?

-Какова была цель нашего урока?

- Докажите, что мы достигли цели…

Учитель читает стихотворение. Учащиеся отвечают «Да» или «нет ».

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Оцените сою работу на уроке.

Спасибо за урок

IY. Совместное «открытие» нового знания.

У. В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, так же как и у людей, есть свои особенности. Желаете ли вы знать об имени существительном больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: сможете ли вы разделить эти слова на 3 группы.

Работа в парах.

  1. Мама, девочка (она, моя)

  2. Папа, Мальчик (ОН, мой)

  3. Яблоко, дом, книга.

- По каким признакам соединили слова?

- Какие будут ваши предположения относительно других слов?

- В какую группу запишем слово яблоко?

- А может кто-то догадался как называется такое деление слов? Учитель раскладывает слова по портфелям.

- Мы распределили слова по родам. Имя существительное ж.р; м.р; ср.р;

У. Оказывается у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы писать, говорить грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных. Тема нашего урока «Род имён существительных».

- Как вы понимаете слово род? (это семья, родня)

- Какова наша учебная задача на уроке? (научиться определять род имён существительных).

Y. Первичное закрепление.

Проверим правильность наших предположений. Откройте учебник и прочитайте правило на странице 19. (правило читают 3 учащихся)

YI. Физкультминутка.

Сейчас мы послушаем звуки моря и полюбуемся животными моря.

YII. Работа с сигнальными карточками. Презентация «Звуки моря».

- Определить род у названий животных моря.

- Оцените свою работу.

YIII. Домашнее задание. Запись в дневниках. Правило на стр.19. упр. 404

IХ. Итог урока. Слайд № 4

- Послушайте стихотворение.

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род- оно моё:

Моё окно, село моё.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имён существительных?

Х. Рефлексия.

Учитель читает стихотворение. Учащиеся отвечают «Да» или «нет ».

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Оцените сою работу на уроке.

Спасибо за урок!

IY. Совместное «открытие» нового знания.

У. В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, так же как и у людей, есть свои особенности. Желаете ли вы знать об имени существительном больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: сможете ли вы разделить эти слова на 3 группы.

Работа в парах.

  1. Мама, девочка (она, моя)

  2. Папа, Мальчик (ОН, мой)

  3. Яблоко, дом, книга.

- По каким признакам соединили слова?

- Какие будут ваши предположения относительно других слов?

- В какую группу запишем слово яблоко?

- А может кто-то догадался как называется такое деление слов? Учитель раскладывает слова по портфелям.

- Мы распределили слова по родам. Имя существительное ж.р; м.р; ср.р;

У. Оказывается у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы писать, говорить грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных. Тема нашего урока «Род имён существительных».

- Как вы понимаете слово род? (это семья, родня)

- Какова наша учебная задача на уроке? (научиться определять род имён существительных).

Y. Первичное закрепление.

Проверим правильность наших предположений. Откройте учебник и прочитайте правило на странице 19. (правило читают 3 учащихся)

YI. Физкультминутка.

Сейчас мы послушаем звуки моря и полюбуемся животными моря.

YII. Работа с сигнальными карточками. Презентация «Звуки моря».

- Определить род у названий животных моря.

- Оцените свою работу.

YIII. Домашнее задание. Запись в дневниках. Правило на стр.19. упр. 404

IХ. Итог урока. Слайд № 4

- Послушайте стихотворение.

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род- оно моё:

Моё окно, село моё.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имён существительных?

Х. Рефлексия.

Учитель читает стихотворение. Учащиеся отвечают «Да» или «нет ».

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Оцените сою работу на уроке.

Спасибо за урок!

Имя существительное имеет род


© 2010-2022