- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира для 3 классов «Что такое погода?»
Урок окружающего мира для 3 классов «Что такое погода?»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зыкова Г.И. |
Дата | 01.07.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира в 3 классе
по программе Л.В. Занкова
Автор: учитель начальных классов Зыкова Галина Ильинична
ГБОУ СОШ №840 г. Москва
Тема: Что такое погода? Цели: дать понятие «погода»; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду; учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков; развивать навыки самообслуживания, любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: климатическая карта мира, иллюстрации с изображением разных погодных условий (задержка рейса в аэропорту, городские улицы зимой и осенью, купание в реке и т. п.), запись песни «Непогода» на слова Н. Олева; приборы метеорологов (иллюстрации), карта погоды, иллюстрации - стихийные бедствия, жизнь на Земле в разные исторические периоды развития планеты, плакат-ребус, кроссворд, презентация, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко:
Встало солнце кислое,
Смотрит - небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение. - Что значит «кислое» настроение? Как оно проявляется у людей?
- Какое у вас сейчас настроение?
Чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок! II. Постановка целей урока. Введение в тему. Слайд №1 1. Работа в группах. Демонстрируются иллюстрации - с изображением разных погодных условий. Каждая группа получает карточки с текстами и определяет, о чем они. 1) По радио сообщили, что там, куда летят пассажиры, спустился туман. Не видно, куда сажать самолёт, поэтому рейс задерживается. 2) Жара. Лениво плывут кучевые облака. Воздух лёгкий и горячий. 3) Небо заволокло тучами. Ветер подул с возросшей силой, при каждом порыве завывая в трубе. Начинается пурга. 4) Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. Шумит злой ветер. Все тексты - описание погоды в разное время года. - Соотнесите текст с иллюстрацией. Что скажете о людях? (Они по-разному одеты, это зависит от времени года, от погоды.) - Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня. - Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.) - Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (Хорошая, теплая, ясная.) - В прошлом погодой называли солнечные безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падал густой снег, то, как вы думаете, что говорили о таком дне? (Непогода, ненастье.) 2. Музыкальная минутка.
Непогода
Изменения в природе
Происходят год от года,
Непогода нынче в моде,
Непогода, непогода.
Словно из водопровода,
Льет на нас с небес вода…
Полгода - плохая погода,
Полгода - совсем никуда!
Грома грозные раскаты
От заката до восхода,
За грехи людские плата
Непогода, непогода.
Не ангина, не простуда -
Посерьезнее беда!
Полгода - плохая погода,
Полгода - совсем никуда!
- Откройте учебник и прочитайте определение. (Погода - состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц.) - Что такое прогноз погоды? (Это научное предположение о будущем состоянии погоды.) - Где можно узнать прогноз погоды? (По радио, телевидению, в газете, в Интернете.) «Диктор» сообщает прогноз погоды, пользуясь планом-памяткой: 1. Полная дата. 2. Положение солнца. 3. Температура воздуха. 4. Облачность. Осадки. 5. Ветер. Его сила и направление. 6. Продолжительность дня. 7. Сравнение погоды сегодняшней со вчерашней. - Откройте рабочие тетради. Давайте проверим домашнее задание - Кому понравилось вести наблюдения? - Есть люди, для которых наблюдение за погодой является профессией. Кто знает название этой профессии? Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах. На этих картах линии, называемые изобарами, соединяют точки с одинаковым атмосферным давлением. Стрелки указывают направление ветра. Черточки на конце стрелки подсказывают скорость ветра в узлах. Условные знаки показывают величину облачности. Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. (Дети рассматривают фотографии спутников.)
- Вы наблюдаете за погодой каждый день. Ваши наблюдения вы можете делать по-научному. Для этого нужно вести календарь погоды, где она отмечается условными обозначениями: Слайд 5- 6
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает. Подумайте, чего из перечисленного не бывает. На самом деле никаких туч не бывает - есть только облака, которые играют огромную роль в жизни нашей планеты. Они не случайно появляются и исчезают в небе. Внешний вид облаков и характер их развития могут о многом рассказать. Вы сами можете определить, какой будет погода, если повнимательней присмотритесь к облакам. Слайд№7 - 14 Понаблюдайте, запишите результаты наблюдений и проверьте свой прогноз.
Перистые облака. Очень высокие
и легкие
Предвестники потепления
Перисто-кучевые облака. Полосы
клубящихся облаков
Предвестники скорого дождя
Высоко-кучевые облака. Маленькие плотные белые облачка высоко в небе
Завтра будет дождь
Грозовые облака. Более широкие
в верхней части
Предвестники грозы и сильного ливня
Густые кучевые облака
Очень скоро будет сильный ливень
Плоские кучевые облака
К теплому солнечному дню
Слоисто-дождевые облака. Сплошные серые облака, затягивающие все небо
В самое ближнее время будет нудный моросящий дождь
Прогноз погоды Гонит вечером пастух Зорек, Дочек и Пеструх. На мосту они мычат Да копытцами стучат. А хозяйки у дворов Ждут давным-давно коров, Ждут, какая из коров Раньше всех придет с лугов. Если чёрная - гляди - Завтра выпадут дожди. Светлой масти впереди - Ясный день назавтра жди. Ну а если - вот дела - Первой пёстрая пришла… Хочешь - думай на печи, Хочешь - радио включи. III. Обобщение и закрепление. Итог. Слайд №33 - Что включает в себя погода? (Температуру, давление, влажность, ветер, облачность, осадки.) - На погоду влияют различные факторы. Попробуйте назвать главный. (Солнце.) - С октября 1981 года специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов. Каким образом это происходит? Что вам известно о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (С самолетов в облака вводится твердая углекислота, она охлаждает воздух и за городом опадает в виде осадков.) Слайд №34 Домашнее задание: Приготовь рассказ о грозных явлениях природы. Найдите народные приметы и запишите в тетрадь. Р е б у с «О погоде». Если вы сумеете разгадать этот небольшой ребус, то прочтете высказывание Марка Твена - известного американского писателя - о погоде. Слайд №35
О т в е т: «Если вам не нравится погода, подождите немного».
Литература
Литература
1. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 кл. : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.
2. . Ефимовский, Е. С. Мудрые науки - без назидания и скуки: Похождения грамотея / Е. С. Ефимовский. - СПб. : ТИТ «Комета», 1994.
3. Детский мир от «А» до «Я» : детская энциклопедия в рассказах и картинках. - М. : Алекс ; Таллинн : Скиф, 1993.