Урок обучения грамоте Звук и буква Цц (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок обучения грамоте 1 кл.

Тема: Звук и буква «Ц ц».

Цели: Сформировать понятие о звуке «Ц» как о твёрдом согласном звуке; познакомить с буквами «Ц ц»; развивать фонетический слух, технику чтения, внимание, речь учащихся, воображение. Прививать любовь к чтению.

Оборудование: предметные картинки: Михаил Потапыч, цапля, скворец, цветные нитки для каждого учащегося, таблица «Помогите Незнайке», запись голоса скворца, конверты с разрезанными предложениями, конверты со звуковыми моделями.

I. Орг. момент

Ребята, к нам сегодня на урок пришёл Михаил Потапыч с новой буквой. Сейчас он проверит, как вы научились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку

Учитель: Внимание! Проверь дружок

ГУрок обучения грамоте Звук и буква Цц (1 класс)отов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книги, ручка и тетрадка?

Дети ( вместе): Каждый день - всегда, везде:

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

Молодцы!

II. Повторение пройденного.

Давайте вспомним с вами и расскажем Михаилу Потапычу, какие буквы мы уже знаем (показываю буквы, дети называют)

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласных (а, о, у, ы)

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных (е,ё, ю, я, и)

Какие вы знаете особые буквы? (е, ё. ю, я)

Почему они особые? (обозначают 2 звука)

Когда они обозначают 2 звука? (если эти буквы находятся в начале слога или после гласной)

Какие вы знаете твёрдые согласные, не имеющие пары по мягкости? (ж, ш)

А какой мягкий согласный не имеет пары по твёрдости? (ч)

Молодцы, я думаю, Михаил Потапыч остался доволен вашими знаниями и предлагает нам выучить ещё одну букву.

IУрок обучения грамоте Звук и буква Цц (1 класс)II. Работа над новым материалом

1. Отгадайте загадку:

Длинным клювом тонким

Схватила лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? (цапля)

Посмотрите на рисунок

Цапля- большая болотная птица с длинной шеей, длинным клювом и длинными ногами.

Разделим слово «цапля» на слоги

Сколько слогов?

Назовите первый слог

Сколько в нём звуков?

Назовите первый звук (ц)

2. Артикуляция звука ц

а) губы в улыбке, зубы видны

б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются

в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы

г) по середине языка идёт сильная воздушная струя.

Посмотрите на соседа и потренируйтесь сами

3. Характеристика звука

Какой это звук, гласный или согласный?

Твёрдый или мягкий?

Придумайте слова, начинающиеся на звук ц.

А теперь придумайте слова с мягким звуком ц. Получилось?

Этот звук особенный, он всегда суровый, твёрдый, нет у него мягкой парочки.

5.Давайте построим звуковую модель этого слова

6.Физкультминутка «Цапля»

Цапля важная, носатая,

Целый день как статуя.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не пускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(дети стоят попеременно на левой и на правой ноге)

7.Работа над чистоговоркой

Це, це, це - вот вам сказка о яйце,

цо, цо, цо - курица снесла яйцо.

цу, цу, цу - киска тянется к яйцу.

ца, ца, ца - брысь, котёнок от яйца!

цу, цу, цу -не пускать его к яйцу!

цо, цо, цо - сами мы съедим яйцо.

цы, цы, цы - отогнали? молодцы!

8.Знакомство с буквой ц

(показываю карточки с буквой цЦ) Кто её соседи по кассе букв?

На что похожа буква ц? Для чего нужна большая буква Ц?

Вот какая буква ц

С коготочком на конце

Коготок -царапка,

как кошачья лапка.

Эта буковка- цеплялка,

с хитрой, целкой лапою:

Подходи, кому не жалко,

Мигом оцарапаю.

9.Конструирование буквы из цветных ниток. Нарисуйте пальчиком букву на спинке у соседа по парте.

10. Чтение слогов с буквой ц

Помоги Незнайке

Урок обучения грамоте Звук и буква Цц (1 класс)

IV.Закрепеление

1. Работа с учебником

а) чтение слов в столбиках, хором, индивидуально.

б) чтение пеамятки хором

в) чтение загадки

На шесте - дворец

во дворц е- певец. (Скворец)

Урок обучения грамоте Звук и буква Цц (1 класс)

г) Прослушивание аудиозаписи пения скворца.

Послушайте, как красиво поёт скворец. А вы знаете, ребята, что скворца можно научить говорить. Он умеет повторять звуки. И часто, проходя мимо скворечника, можно услышать мяуканье или человеческую речь.

д) чтение загадки только губами, затем шёпотом, затем в полный голос, опять шёпотом, только губами.

е) Физкультминутка

Михаил Потапыч предлагает размяться

Топай, мишка,

Хлопай, машка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

ж) Чтение сказки «Дружные зайцы» учителем

О ком текст?

Какой оказалась лиса в этой сказке?

з) «жужжащее» чтение сказки

и) возьмите карандаш и подчеркните слова с буквой ц

к) чтение текста по «цепочке»

V.Обобщение

1.Логическое упражнение «Продолжи ряд слов»

волк- волчица

медведь-

лис-

заяц-

2. Работа в парах. Задание - собрать предложения из отдельных слов, прочитать.

У лисицы лисёнок.

У медведицы медвежонок.

У волчицы волчонок.

У курицы цыплёнок.

У тигрицы тигрёнок.

У овцы ягнёнок.

VI. Итог урока

Я думаю, Михаил Потапыч остался доволен вашей работой. С какой новой буквой познакомились на уроке?

Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо!

© 2010-2022