ВУД Занимательная математика (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ "Арыктахская ООШ"

Кобяйского района Республики Саха (Якутия)


Рассмотрено

на заседании МО

__________/_Медведева М.Д._/

(подпись) ФИО

«____»__________201___г.

Согласовано

зам. дир. по УВР

__________/Николаева М.В._/

(подпись) ФИО

«____»__________201___г.


Утверждено

директором школы

__________/Эверстов К.С./

(подпись) ФИО

«____»__________201___г.







Рабочая программа внеурочной деятельности


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА


на 2015 - 2016 у. г.


Направление: общеинтеллектуальное


2 класс




Автор-составитель: учитель начальных классов

Медведева Маргарита Дмитриевна






п.Арыктах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Программа позволяет учащимся ознакомиться на данном этапе обучения со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о предмете. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать формированию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математики. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действиям над числами, в ходе формирования временных представлений и т. д. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. Любая математическая задача на смекалку несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Практическая значимость программы обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия. Отличительными особенностями программы являются: 1. Организация деятельности учащихся, направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. Достижения отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А. Г., Криволаповой Н. А., Холодовой О. А.

Цель и задачи программы.

Цель:

- развивать математический образ мышления.

Задачи: - расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; - расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики; - учить правильно применять математическую терминологию; - развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; - уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Программа рассчитана на воспитанников 7-8-летнего возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие дети с готовностью выступают в роли наставников. Младшие же подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Формы и режим занятий.

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения учащихся 2 класса. Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю, всего - 34 учебных часа. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий: - эвристическая беседа; - интеллектуальная игра; - викторина; - интегрированное занятие; - практикум по решению задач повышенной сложности; - самостоятельная работа; - турнир, олимпиада. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Основные виды деятельности учащихся: - решение занимательных задач; - участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; - проектная деятельность; - самостоятельная работа; - работа в парах, группах; - творческие работы.

Ожидаемые результаты. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы); - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используются: · простое наблюдение; · проведение математических игр; · опросники; · анкетирование; · психолого-диагностические методики. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся: 1) решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием; 2) устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач; 3) строить логическую цепь рассуждений; 4) выдвигать гипотезы; 5) составлять задачи-шутки, магические квадраты; 6) читать графическую информацию; 7) находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур; 8) анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы; 9) различать существенные и несущественные признаки; 10) отличать кривые и плоские поверхности; 11) доказывать способ верного решения. В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется: 1) уважение к товарищам и их мнению; 2) понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним; 3) умение слушать друг друга. В сфере регулятивных УУД ребята научатся: 1) постановке учебных задач занятия; 2) оценке своих достижений; 3) действовать по плану. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род - вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Проверка результатов проходит в форме игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.). Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимаются во внимание способности каждого ученика. Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания;

- соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- рефлексия.

Материально-техническая база:

Литература. 1. Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1-4 классы : занимательные материалы / Н. В. Агаркова. - Волгоград : Учитель, 2008. - 125 с. 2. Агафонова, И. Н. Учимся думать : занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет / И. Н. Агафонова. - СПб. : МиМ-Экспресс, 1996. - 96 с. 3. Асарина, Е. Ю. Секреты квадрата и кубика /Е. Ю. Асарина, М. Е. Фрид. - М. : Контекст, 1995. 4. Белякова, О. И. Занятия математического кружка. 3-4 классы / О. И. Белякова. - Волгоград : Учитель, 2008. 5. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике : пособие для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. - Саратов : Лицей, 2003. 6. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. 1-4 классы. - М. : Панорама, 2006. 7. Сахаров, И. П. Забавная арифметика / И. П. Сахаров, Н. Н. Аменицкий. - СПб. : Лань, 1996. 8. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский. - М. : Академкнига/Учебник, 2002. - 168 с. : ил. 9. Сухин, И. Г. Занимательные материалы : начальная школа / И. Г. Сухин. - М. : Вако, 2004. - 240 с. - (Мастерская учителя). 10. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1-4 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М. : АСТ : Астрель, 2004. 11. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи : пособие для начальной школы / Т. В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.
При работе используется также ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» (выпуски разных лет).

Пособия и материалы (индивидуальные для каждого ребёнка).

1. Тетрадь в клетку. 2. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.

3. Числовые веера.

4. Счётные палочки.

5. Линейка.

6. Наборы геометрических фигур.

















Учебно-тематический план


п/п

Дата

Темы

Всего часов

план

факт

1

03.09


Вводное занятие «Математика - царица наук»

1

2

10.09


Из истории математики. Как люди научились считать

1

3

17.09


Интересные приёмы устного счёта

1

4

24.09


Решение занимательных задач в стихах

1

5

01.10


Учимся отгадывать ребусы

1

6

08.10


Загадки-смекалки

1

7

15.10


Путешествие в Город Сказок

1

8

22.10


Практикум «Подумай и реши»

1

9

05.11

12.11


Как зарождалась геометрия. (Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник)

2

10

19.11

26.11


Геометрические фигуры

2

11

03.12


Математические фокусы

1

12

10.12


Задачи в стихах

1

13

17.12


Ученые-математики

1

14

24.12


Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках

1

15

14.01

21.01


Решение логических задач

2

16

28.01

04.02


Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты

2

17

11.02


Путешествие в сказку «Колобок»

1

18

18.02

25.02


Старинные меры измерения - длина, масса

2

19

03.03

10.03


Кто где живет? Математическая беседа, работа с таблицей

2

20

17.03


Знакомьтесь: Пифагор!

1

21

07.04

14.04


Как зарождался календарь?

2

22

21.04

28.04


Единицы измерения времени. История часов

2

23

05.05


Дидактические игры по математике. Игра-сказка «Винни-Пух и его друзья»

1

24

12.05


Подготовка к интеллектуальному марафону

1

25

19.05


Интеллектуальный марафон

1

26

26.05


Круглый стол «Подведем итоги»

1


Итого

34






© 2010-2022