Урок «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку

в 4 классе.

Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».

Цель:

образовательные:

-закрепить, систематизировать и обобщать знания о склонениях имен существительных, о правописании безударных падежных окончаниий имен существительных 1,2, 3 склонения, уметь применять их на практике;

- совершенствовать орфографическую зоркость.

развивающие:

-развивать кругозор, творческую мыслительную деятельность;

-расширять словарный запас детей;

-развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).

воспитательные:

- воспитывать любовь к природе, доброе отношение к ней;

- воспитывать организованность;

- воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки.

Оборудование: таблица «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных», иллюстрации зимней природы, перфокарты, таблица-алгоритм, карточки для индивидуальной работы, грамзапись, рисунки детей. Тип урока: урок применения знаний и умений.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Каждой вещи свое место. Работаем старательно.
  1. Проверка домашнего задания.
Заслушаны отчеты консультантов о выполнении домашнего задания. Обобщение учителя.
  1. Постановка задач урока.
1. Какую тему с вами изучаем? (Имя существительное) 2. Какая основная задача, которая стоит перед вами? (Ответы учащихся: научиться писать безударные падежные окончания имен существительных). Обобщение учителя: основная задача нашего урока - научиться писать безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения, применяя правила. 3. Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания существительных? (Ответы учащихся: склонение и падеж) Вот сегодня на уроке мы будем определять склонения и падежи имен существительных и правильно писать окончания.
  1. Минутка чистописания.
Вы любите зиму? Давайте совершим путешествие в зимний лес. Деревья стоят в серебристом инее. Все засыпано пушистым снегом. Читает стихотворение Богатова Мария. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Эти строчки из стихотворения «Чародейкою Зимою» поэта Федора Тютчева. По заснеженным тропинкам мы отправимся в гости к леснику. А кто знает, кто такой лесник? В толковом словаре Ожегова лесник - лесной сторож. Напишите слово лесник. Сколько букв в этом слове? (ответы учащихся: 6) Сколько звуков? (ответы учащихся: 6) Какой первый звук? (ответы учащихся: [л']). Какой он? (ответы учащихся: согласный, звонкий, мягкий, непарный). Звук [л'], а буква? (ответы учащихся: эль). Обратите внимание, как пишется буква: начинаем писать букву немного выше нижней линии строки, закругляем, касаемся нижней линии, ведем наклонную линию вверх до верхней линии и, не отрывая руки, начинаем писать линию с закруглением внизу. Строчная буква л пишется аналогично. Обратите внимание на нижнее соединение буквы л с другими буквами. Возьмите ручки и красиво напишите буквы и сочетания букв. Прошу постараться красиво написать Даниила, Никиту, Максима, Пашу, Женю.
  1. Повторение правописания слов с безударными гласными.
1. Какая безударная гласная в слове лесник? (Ответы учащихся: е). Напишите проверочное слово. (Ответы учащихся: лес) Подберите и напишите однокоренное слово имя прилагательное (Ответы учащихся: лесной), имя существительное с уменьшительно-ласкательным значением (Ответы учащихся: лесок). 2. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова? (Ответы учащихся: чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова нужно подобрать однокоренное проверочное слово или так изменить слово, чтобы безударная гласная стала ударной). 3.Словарная работа. (Повторение правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением - работа с перфокартами). Вставьте безударную гласную, чтобы не ошибиться, устно подбирайте проверочные слова. 1вариант 2вариант нар.дила см.нили пл.сать прив.жи т.нуть пр.мой св.ча мол.ко п.ла сн.га м.ряки л.сток гр.зовая п.стух скр.пит м.лоток р.ка п.ля с.сна .кно пл.ды д.жди Поменяйтесь карточками и проверьте, как вы справились с заданием. Если 1 ошибка, поставьте 4, если 2 ошибки-3, если 3 ошибки-2, ни одной-5. (Ответы на переносной доске)

1вариант 2вариант

я е

я я

я я

е о

и е

о и

о а

и о

е о

о о

о о



  1. Определение склонений существительных.
1. Продолжим наше путешествие по сказочному лесу. Недалеко виднеется полянка, где растет чудесная красавица-ель. Зима обрядила ее в тяжелую снеговую шубу, пуховые варежки на ветки надела. Первыми до снежной красавицы дошли те, кто в работе не допустил ни одной ошибки. Поднимите руки, кто получил 5. А вот их догоняют те, кто получил 4. А вот подбежали и те, кто получил 3. А есть, кто очень отстал? Я надеюсь, что дальше никто не отстанет в нашем зимнем путешествии. Вокруг елочки на скатерти снегов видны узоры. Это следы зверей и птиц. Посмотрите на ель: Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Ответы учащихся) 2. Самостоятельная работа учащихся. Правильно, маленькая белочка прыгает с ветки на ветку. Послушайте еще раз загадку и выпишите только существительные, ставя их в начальную форму. Определите склонение. 3. Проверка работы. (Ответы учащихся: елка-1, дуб-2, дупло-2, орех-2, зима-1, гриб-2). 4. Какого склонения существительных у вас нет? (Ответы детей)
  1. Физкультминутка для глаз (офтальмотренажер).
  2. Правописание падежных окончаний имен существительных.
1. Когда у существительных 1 склонения пишется в окончании и, ы? (Ответы учащихся: Р.п.) 2. А когда пишется окончание е? (Ответы учащихся: Д.п., П.п.) 3. Напишите словосочетания, ставя имя существительное елка 1 склонения в нужном падеже. Определите падеж и выделите окончания. (Слова написаны на доске). Ст.ял (у) ..., подб.жал (к) ..., с.дел на .... 4. Проверка работы. Какие вы вставили пропущенные буквы? (Ответы учащихся: о, е, и). Почему? (Подбор детьми проверочных слов). Какие окончания вы написали? (и, е, е) Почему? (Ответы учащихся, определение падежей существительного елка) 5. Когда у существительных 2 склонения пишется в окончании е? (Ответы учащихся: П.п.) 6. Напишите словосочетания, ставя имя существительное дупло 2 склонения в предложном падеже. (Словосочетание написано на доске). Прячется (в) .... 7. Какое написали окончание? (ответы учащихся: е) Почему? (Ответы учащихся: 2 склонение, П.п.) 8. К какому склонению еще относятся существительные? (Ответы учащихся: к 3 скл.) 9. Какие существительные относятся к 3 склонению? (Ответы учащихся: ж.р. с ь знаком на конце). Приведите примеры. Какие падежные окончания пишутся у существительных 3 склонения? (Ответы учащихся: в Р.п., Д.п., П.п - окончание и). 10. Напишите словосочетания, ставя имя существительное ель 3 склонения в нужном падеже. Определите падеж и выделите окончания. (Словосочетание написано на доске). Подошли (к) ..., растет (около) ..., увидел (на).... Вывод: что же нужно знать, чтобы определить падежные окончания имен существительных? Давайте вспомним алгоритм. 1.Ставим слово в начальную форму. 2.Определяем склонение и падеж. 3.Ставим в этот же падеж слова-помощники 1склонение 2 склонение 3 склонение земля конь печь луна окно степь 4. Самостоятельная работа. (Определение окончаний) а) Пользуясь этим алгоритмом, выполните упражнение № 192 страница 121. (учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык») 1 вариант составляет первые 5 словосочетаний. 2 вариант составляет оставшиеся 5 словосочетаний. б) Проверка самостоятельной работы. Прочитайте, какие словосочетания вы написали и какие вставили пропущенные буквы. Я буду читать словосочетания, а вы поднимите те буквы, которые вставили в окончания существительных: участвовать в празднике, поступил по совести, узнал из повести, возвратился из поездки, приезжал к матери, живет в роскоши, вырезал из бумаги, волновался до дрожи, увидел на картине, вырос на пустоши. Молодцы, вы очень хорошо научились применять алгоритм.
  1. Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: № 2 страница 124. Упражнение аналогично тому, что вы делали, поэтому надеюсь, что вы все выполните. Учащимся 1 группы написать с 2 любыми словосочетаниями предложения.
  1. Физкультминутка (с речевкой).
Подул проказник-ветер, стряхнул с ветвей елочки иней, и в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Давайте представим, что мы с вами маленькие снежинки. Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок, Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. (Дети под звуки классической музыки изображают снежинок.)
  1. Дидактическая игра.
1. Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса, одела в снежные шубы лесные елочки. Маленькая белочка не успела сделать запасы. Давайте ей поможем. Учащиеся 1 ряда повесят орехи на первую елочку, 2ого ряда - на вторую елочку, 3ого ряда - на третью елочку. Вы берете карточку, где написано словосочетание. Определяете, какую букву надо вставить в окончание существительного и вешаете на елочку с одной стороны орешки с буквой е, а с другой с буквой и. 2. Проверка выполнения задания. Давайте проверим, как вы помогли белочке. Молодцы, вы очень постарались, и нашей белочке теперь не страшны морозы: будет в дупле орешки грызть.
  1. Письмо под диктовку.
1. Посмотрите, что - то опустилось мне на ладошку С неба падает зимой И кружится над землей Мягкая пушинка, Милая .... (Ответы учащихся: снежинка) Эта снежинка необычная. Зимушка-зима приготовила для нас задание. Откройте свои карточки-снежинки, и мы с вами запишем предложения. (Под диктовку учителя). По у*кой тр*пинк* мы входим в лес. Он ст*ит в снежном убор*, словно в ска*к*. 2. Проверка работы. Над какими орфограммами вы работали? (Ответы учащихся). Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки. Объясните, почему в существительных тропинка, убор, сказка в окончании пишется е? (Дети определяют склонение и падеж).
  1. Творческая работа (дифференцированное задание).
1. Дифференцированная самостоятельная работа. Дети получили карточки с тремя заданиями: 1 - составить словосочетание 2 - составить предложения 3 - написать сочинения Каждый имеет право выбора. В ваших снежинках написано задание. Продолжите работу по заданию. 2. Проверка творческой работы. а) Поднимите руки, кто составлял словосочетания. б) Как вы его выполнили? (Ответы учащихся). в) Поднимите руки, кто составлял предложения. г) Как вы его выполнили? (Ответ Сережи) д) Поднимите руки, кто писал сочинения. (Чтение Даши) е) Что вам понравилось в сочинении Даши?
  1. Подведение итогов.
Сегодня вы все очень хорошо работали, а завтра в начале урока мы подведем итог нашего путешествия по зимнему лесу. Я проверю ваши работы и поставлю вам оценки. Сейчас стоит пасмурная погода, и вдруг выглянуло солнышко. (На доске 3 солнышка с разным выражением лица). Какое солнышко вы выберете? От общения с вами мое настроение выражается через веселое солнышко. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)



© 2010-2022