- Преподавателю
- Начальные классы
- Беседа по окружающему миру для младших школьников Вода - путешественница
Беседа по окружающему миру для младших школьников Вода - путешественница
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Климова Т.Ю. |
Дата | 20.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Форма проведения: беседа
Тема: ВОДА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Цели: познакомить со свойствами воды;
- учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.
- развивать зрительные анализаторы, обоняние, речь детей
- расширять кругозор детей
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: глобус, стакан с водой, сахар, соль, стекло, плакат «Круговорот воды в природе», полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая); рисунки, картинки по теме «Вода в жизни всего живого», загадки
I.Организа-
ционный
момент.
Погруже
ние в тему.
Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без ... (воды).
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу,
Даже камень источу. (Вода.)
«Вода-путешественница» - тема нашего урока.
- Как вы думаете, много ли воды на Земле? Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то кажется, что он весь одинакового цвета - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду: и в воздухе, и в паре, в облаках, тучах и т. д.
Вода есть и под землей (родники). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно смять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомните, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды. Много воды и в теле человека. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима организму для удаления разных вредных веществ. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть он выпивает, а часть получает с пищей). Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут рыболовные суда. Вода «добывает» электрический ток, «работая» на электростанциях. Вода моет людей, города, машины, дороги. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетона для стройки, не сделать ни бумаг, ни ткани для одежды, ни резины, ни конфет - ничего не сделать без воды.
Свойства воды.
опыты
Опыт 1. Прозрачность воды.
В стакан с водой опустим ложку. Видна ли она?
Вывод. Вода прозрачна.
Опыт 2. Какого цвета вода? - На столе у меня лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложим и сравним цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя? серая? зеленая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
Вывод. Вода бесцветна
Опыт 3. Каков запах воды ?
- Когда у нас на кухне готовят обед, аппетитный запах мы чувствуем и в классах, и в спальне. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее.
Вывод. Вода не имеет запаха.
Опыт 4. Вода - растворитель. - Если насыпать в стакан с водой сахар или соль и размешать, что можно заметить? (Сахар и соль растворятся в воде.)
Вывод. Вода является растворителем. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания («серебряная вода»). Эту воду можно получить и в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся - этого глазом нельзя увидеть. Когда мы рисуем, тоже используем это свойство воды -растворять (рисуем красками).
Опыт 5. Вода текуча.
-
Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она
растекается в разные стороны.) -
Что произойдет с водой, если наклонить эту поверхность?
(Вода стекает под уклон.)
• Можно ли воду перелить из одного стакана в другой? (Да.)
Вывод. Вода течет (свойство - текучесть)
Показ опыта
Ребенок насыпает в стакан с водой соль
Наливаю во ду на стекло, ребенок переливает воду из стакана в др. стакан
Физкульт
минутка
Льется чистая водица, выполняют упражнение в
Мы умеем сами мыться. соответствии с текстом
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем,
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Дети выполняют упр.
Бережное отношение к воде.
Вода - одно из самых главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше богатство - надо беречь! Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья.
Три состояния воды.
Вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
- От чего зависит состояние воды? (От температуры.)
При температуре ниже О °С вода переходит из жидкого состояния в твердое.
- Где можно наблюдать воду в твердом состоянии? (Это лед
на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.) Слово «айсберг» означает «ледяная гора». В океанах встречаются ледяные великаны - это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть - под водой. Айсберги очень опасны (можно рассказать в качестве примера о трагедии с «Титаником»).
- А откуда берутся в соленом море эти громадные льды?
(Они постоянно сползают с антарктических материков или
островов, где копятся вечные льды, или рождаются на ледни-
ках, спускающихся к океану с гор.) Если протереть мокрой тряпкой стол, то через несколько минут стол станет сухим. Вода с него испарилась, то есть превратилась в пар - прозрачный, бесцветный газ.
Водяной пар - это вода в газообразном состоянии.
- А что такое туман? (Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.)
Туман может быть и в городе, и в деревне - везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться. А пригреет солнышко, и туман исчезнет, он опять растворится в воздухе.
-
Где можно наблюдать воду в газообразном состоянии?
-
А почему идет дождь?
-
Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?
Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна талая вода для человека, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ. Поэтому воду надо беречь, расходовать экономно, ведь без воды не может обойтись ни одно живое существо.
Ответы детей
Картинка круговорот воды в природе
Итог
- О чем мы сегодня говорили на на нашем занятии?
-Что нового узнали?
- Что больше всего вам понравилось на занятии?
Задание : нарисовать рисунки «Вода в природе».