Исследовательская работа Влияние мультфильмов на детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Научно-практическая конференция школьников

«Старт в науку»





«Влияние мультфильмов на детей»





Предметная область: экология

Подготовила:

Веретеничева Валерия Алексеевна,

ученица 4 класса

Научный руководитель:

Доманова Е. А., учитель начальных классов



МБОУ «Соколовская основная общеобразовательная школа»







2014 г.


Содержание


  1. Введение с. 2 - 3

  2. Теоретическая часть с. 4 - 10

2.1. История создания мультипликационных фильмов с. 4 2.2. Польза и вред мультфильмов с. 5 - 8

2.3. Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов с. 8 - 10

  1. Практическая часть. с. 10

  2. Заключение. Выводы. с. 10 - 11

  3. Литературные и электронные источники с. 12

  4. Приложение с. 13 - 16


















Введение. Мультфильмы… На них вырастают поколения! Их смотрят наши родители. Такая любовь к мультфильмам не случайна. Взрослые любят мультфильмы за то, что, с одной стороны, они позволяют родителям отвлечь ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой стороны, несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции. Кроме того все взрослые когда - то были детьми, и в их памяти остались любимые герои и забавные истории. Для детей же, мультфильм - это удивительная сказка: яркая, волшебная, незабываемая. Сказка, которая учит дружбе, общению и взаимному уважению; поясняет, что такое хорошо, а что плохо, и что добро всегда побеждает зло. Более ста лет прошло с появления первого мультфильма. Многое изменилось с тех пор. Наши родители выросли на добрых отечественных мультфильмах, героев которых они знают и помнят. Сегодня же показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности долго, выбирая жанры, сюжеты, героев. Но не все мультфильмы, как утверждают взрослые, оказывают положительное влияние на детскую психику и воспитание. Существует множество мнений о вреде и пользе современных мультфильмах и о том, сколько по времени и какие именно можно показывать мультфильмы детям для полноценного развития личности. Меня этот вопрос очень заинтересовал, и мне захотелось разобраться, а на самом ли деле всё так, как говорят взрослые. Именно поэтому, я выбрала данную тему для исследования. Считаю, что данная тема очень актуальна, потому что сегодня большое разнообразие мультфильмов и многие из них наносят откровенный вред. Цель исследования: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей. Задачи исследования: 1) изучить историю мультипликации; 2) выяснить какую пользу и вред может принести выдуманный мир мультипликации; 3) провести анкетирование в начальных классах, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев; 4) сравнить отечественные и зарубежные мультфильмы; 5) изучить, как влияют западные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников; 6) проанализировать результаты исследований и сделать выводы. Объект исследования: мультфильмы. Предмет исследования: влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста. Гипотеза: возможно, мультфильмы российского производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать всестороннему развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми. Приёмы и методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование учащихся, сравнение и анализ результатов. Участники исследования: обучающиеся 1-4 классов.







Теоретическая часть

История создания мультипликационных фильмов. По одной из версий, французы, как родоначальники этого вида искусства, считают днем рождения мультипликации 30 августа 1877 года. Именно в этот день было запатентовано изобретение праксиноскопа французским художником и изобретателем-самоучкой Эмилем Рейно. Первый же мультфильм был создан в 1892 году, когда состоялся первый сеанс «световых пантомим», в оптическом театре Эмиля Рейно. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображения на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок. Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением. Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране - «живое» кино или анимированное. Если говорить о нашей стране, то надо отметить, что в 1936 году в СССР была основана киностудия «Союзмультфильм», что дало огромный скачок отечественной мультипликации. В 1958 году первые мультипликационные фильмы в Японии создают жанр «Аниме».
Практическая часть.

  1. Польза и вред мультфильмов.
Я просмотрела литературу, поинтересовалась мнением взрослых, нашла информацию в Интернете и установила положительные и отрицательные стороны влияния мультфильмов на детей. Положительные моменты:
  • ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься, получить психологическую разгрузку;
  • ребенок учится воспринимать сюжет и логически мыслить;
  • познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т.д.);
  • смена картинки на экране с звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию;
  • совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка.
Негативное влияние мультфильмов на сознание ребенка. ▪ Агрессия и насилие на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийства (если главный герой агрессивен, он может наносить вред окружающим, и ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни). ▪ Полная безнаказанность (если плохой поступок персонажа не наказывается, а даже приветствуется, у ребёнка может сформироваться ощущение вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем). ▪ Нет чёткой границы между добром и злом (даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей). ▪ Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям может вызывать агрессию и хамство детей. ▪ Неправильное формирование инстинкта самосохранения (если герои могут по нескольку раз умирать и оживать на экране, то нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить такой подвиг). 2. Сравнение Отечественных и зарубежных мультфильмов. Рассмотрев признаки «полезных и вредных мультфильмов», я сравнила героев и то, чему учат мультфильмы отечественного и зарубежного производства. «Самый маленький гном» - мультфильм о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий вручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят… Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». Теперь рассмотрим американский мультфильм «Ниндзя-Черепашки». Главные герои Черепашки постоянно противостоят плохому, но они столько убивают, что задумываешься, а, правда, они такие хорошие? Но нельзя сказать, что все американские мультфильмы губительны для сознания детей. Например, «Король Лев» - полнометражный мультфильм, главный герой которого - маленький львенок Симба, теряет своего любящего и любимого отца из-за зависти своего злого дяди. Очень трогательный сюжет, заставляющий переживать вместе с героями, как юных зрителей, так и их родителей. 3. Анкетирование. Мне было интересно узнать, как относятся к мультфильмам ребята младших классов. Для этого я провела анкетирование по следующим вопросам:
  1. Смотришь ли ты мультфильмы?
  2. Какие мультфильмы ты предпочитаешь?
  3. Твой любимый герой мультфильма?
  4. Чем этот герой нравится тебе?
  5. Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой?
  6. Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы?
Проанализировав, полученные результаты, я сделала выводы, что все дети начальных классов смотрят мультфильмы, 43% детей смотрят отечественные мультфильмы, 36% - иностранные, 21% и те и другие. Любимые герои детей: Волк, Вуди, Маша, Винни Пух, Джимми Кул, Лео, Финес и Ферб. Черепашки Ниндзя Большинству ребят нравятся эти герои потому, что они смелые, симпатичные, модные, смешные. Только половина исследуемых детей смотрят мультфильмы с родителями, и лишь 14% ребят, родители запрещают смотреть какие-то мультфильмы. 4. Влияние западных мультфильмов на тревожность и агрессивность младших школьников. Следующее моё исследование проводилось под руководством родителей исследуемых детей. Родителям было предложено провести детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Теммлом, М.Дорки, В.Аменом, предназначенный для определения тревожности у детей. Родители проводили тест после просмотра западных мультфильмов. С помощью теста я выяснила, просмотр западных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождает у детей агрессивные фантазии. 5. Заключение. Выводы. Из всего выше сказанного я сделала следующие выводы: • Только качественные и добрые сюжеты помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному. Некачественные мультфильмы могут наоборот навредить - стереть границы добра и зла или приучить детей к плохому. • Нельзя сказать, что не все иностранные мультфильмы губительны для сознания детей. Среди них можно найти добрые и качественные мультики. • Родители должны больше уделять времени своим детям, и отслеживать какие мультфильмы они смотрят.

Следовательно, моя гипотеза, что мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, способствуют гармоничному развитию ребенка, а мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми, подтвердилась. А главное я поняла, что никакие мультфильмы не заменят живого общения с друзьями и родителями.


Список используемой литературы

  1. 1. Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.

  2. Баркан А. Ю. «Плохие привычки хороших детей» - Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.

  3. Капков С. А. «Энциклопедия отечественной мультипликации» - М.: Алгоритм, 2006 г.
  4. Мухина В. А. «Возрастная психология» - Издательство: Академия, 2012 г.
  5. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002.






















Приложение I

Диаграмма 1



  1. Смотришь ли ты мультфильмы?
Исследовательская работа Влияние мультфильмов на детей













Диаграмма 2


2. Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть? Исследовательская работа Влияние мультфильмов на детей











3. Твой любимый мультфильм? Твой любимый герой?

Таблица 1

Волк

Вуди

Маша

Винни Пух

Джимми Кул

Лео

Финес и Ферб

Черепашки Ниндзя


Диаграмма 3

4. Какими качествами нравятся эти герои?


Исследовательская работа Влияние мультфильмов на детей


















Диаграмма 4

5. Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой? Исследовательская работа Влияние мультфильмов на детей













Диаграмма 5

6. Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы? Исследовательская работа Влияние мультфильмов на детей














© 2010-2022