ПРАЗДНИК ТЫ НАШ ДРУГ, РОДНОЙ ЯЗЫК

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАЗДНИК ТЫ НАШ ДРУГ, РОДНОЙ ЯЗЫК


ПРАЗДНИК


ТЫ НАШ ДРУГ, РОДНОЙ ЯЗЫК




Из опыта работы

учителя начальных классов МОУ гимназии № 5

Кобзаревой Е.В.



1. Каждый народ имеет свой дорогой и родной ему язык. У разных народов они разные, но везде выступают как средства общения, без которого не может быть такого человеческого сообщества, как народ. Русский язык - язык русского народа. Однако им пользуются как государственным языком нашей страны и другие народы, населяющие Россию. Более того, он является так же средством межнационального общения за рубежом. В качестве иностранного языка русский язык изучают в школах и вузах многих стран мира. Языков в мире более двух тысяч. 2 Нам дан во владения самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Паустовский) 3 Своеобразным заветом всем последующим поколениям звучат слова И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,
это достояние переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки А.С.Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

УЧЕНИК: Что мы знаем о слове?


Слово- главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие действия, третьи- признаки, есть и такие слова, которые ничего не обозначают, они помогают словам- обозначениям связываться друг с другом в предложении.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: Давно живу я в мире этом Даю названия предметам!
ЧТЕЦ 1: Род мужской, конечно мой Мой сад, мой брат, стул мой Женский род, помню я, То, про что скажу- моя: Моя ручка, моя тучка И тетрадь моя Средний род - оно, мое: Мое окно, село мое.

ЧТЕЦ 2: В рощах птичье пение,

А в классе - тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется весна

Склоняем вслух: весна, весны....

А за окном ручьи слышны

На парте не сидится мне,

А тут весна, весны, весне.

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце на стене.


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны Я украшаю вашу речь Меня вам надо знать, беречь!

(Исполняется песня « Игра» сл. Р.Рождественского, муз, В.Шаинского)

Что это такое - картофель без «фель»?

Это все равно, что медведь без «ведь»

И, конечно, если трамвай без «вай»,

Это что угодно, только вовсе не трамвай

Припев

Я тебе, я тебе говорю: сперва,

Научись, научись, научись не глотать слова.

Я тебе, я тебе говорю: сперва

Научись, научись, научись не глотать слова

Что это такое - луна без «на»?

Это все равно, что земля без «ля»

И, конечно, если лимон без «мон»

Это что угодно, только вовсе не лимон!

Припев

Я тебе, я тебе говорю: сперва

Научись, научись, научись не глотать слова.

Я тебе, я тебе говорю: сперва

Научись, научись, научись не глотать слова

Припев

Что это такое - зима без «ма»?

Это все равно, что каток без «ток»,

И, конечно, если игра без «ра»

Это что угодно, только не игра





ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ

Первое задание: Определить часть речи в предложениях

1. Посадила мама в печь пирожок с капустой печь.

2. Снежное покрывало все поле покрывало.

3. Ведро дало течь, и вода стала течь

Второе задание: Отгадать загадку и определить часть речи

1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет (школа)

2. Белый зайчик прыгает по черному полю, слезы проливает

Дети их читают и стирают. (мел)

3. Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (дверь)

Третье задание: Раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми

1. Рукой подать. (близко)

2. Через час по чайной ложке (медленно)
3. Морочить голову (обманывать)

4. Во весь дух (быстро)

6. Прикуси язык (замолчи)

7. Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
ВЕДУЩИЙ: Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их на сцену. (Приглашаются 10 человек - знаки препинания - с большими белыми бумажными карманами на груди. Все они в масках.
Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.
1 МАСКА: Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом
ДЕТИ: Вопросительный знак (маска достает из кармана вопросительный знак, открывает свое лицо)

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:

Разные вопросы задаю я вам:

Как? Откуда? Сколько? Почему?

Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего?

О ком? Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чем?

Вот какой я мастак, Вопросительный Знак

ВЕДУЩИЙ: Прошу вторую маску загадку

2 МАСКА: Бурным чувством нет конца: Пылкий нрав у молодца

ДЕТИ: Восклицательный знак

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:

Правильно, ребята!

Обычно я в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество....

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

ВЕДУЩИЙ: Следующая маска, ваша загадка

З МАСКА: Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть


ДЕТИ: Точка!

(3 маска открывает лицо)

ВЕДУЩИЙ: Точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю ТОЧКА: (достает из кармана шапочку с изображением божьей коровки, надевает ее на голову)

Брошенный кем-то

Тетрадный листок

Божьей коровки

Внимание привлек

Что здесь написано?

Каждую строчку

Лапками щупала

Долго она

И, наконец, обнаружила....

Точку

Божья коровка удивлена:

- Кто умудрился и, главное, как

Снять со спины у меня

Этот знак?


ВЕДУЩИЙ: А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто (остальные маски называют себя и показывают, доставая из бумажного кармана знаки препинания).

МНОГОТОЧИЕ:

Я - многоточие

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу,

Но тайком.

Какими-то

Далекими

Туманными намеками....

ДВОЕТОЧИЕ:

Я - двоеточие

Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое

Ходит знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему....

ТИРЕ:

Я-тире

Лягу палочкой

На строчку.

- Проходите по мосточку

СКОБКИ:

Мы - скобки

Словам открываем объятья:

Ждем в гости вас, милые братья!

КАВЫЧКИ:

Мы - кавычки
О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят

ВЕДУЩИЙ: Вот и все наши гости. Прошу садиться.


УЧЕНИК: (вбегает) Что же это такое? Еще один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обиделся. Вот так всегда. Многие ребята о нем забывают в своих сочинениях.

ВЕДУЩИЙ: Кого же мы забыли? Кого не пригласили?


УЧЕНИЦА: (входит) А, это вас не пригласили ту, о которой говорят: Выйдет на дорожку Всем подставит ножку
УЧЕНИК: Нет, нет! Так говорят ее враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадались, о ком идет речь?

ДЕТИ: Речь идет о запятой

УЧЕНИК: Да, да! Это - о запятой. Многие, вежливые слова любят стоять ей рядом. Пожалуйста, Спасибо, Здравствуйте, До свидания. И ёщё точка!

Знаки нужно уважать

Правильно употреблять

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ: (хором) - НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАТЬ

ТОЧКА:

Шьет иглой портниха в строчку

Взял коньки точильщик в точку.

Я заканчиваю строчку,

Ставлю маленькую точку.

ВЕДУЩИЙ: Этой маленькой точкой и закончим наш праздник

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ: (хором)

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык

Ты наш друг, и в это все

Мы будем верить

Песня «Серьезный разговор» муз.Н.Прокузика, с. О.Высотской )

Грамматика, грамматика

Наука очень строгая

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье

Не составить телеграмму

И открытку не отправить

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я



© 2010-2022