- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Занимательная грамматика 2класс
Рабочая программа Занимательная грамматика 2класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мочалова Е.А. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направление программы: интеллектуальное и общекультурное
Тип программы: образовательный
Программа рассчитана на 2 класс на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа адресована МБОУ «СШ № 31 с УИП ХЭП» в 2 Г классе Программа «Занимательная грамматика» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи программы: - овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; - овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь; Данная программа рассчитана на 4 года обучения (134 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы). Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей: 1 часть - вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя. 2 часть - рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других. 3 часть - завершающая. Цель этой части занятий - создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия. В программе выделены 3 блока: 1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте. 2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии. 3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках. В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка. Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. ЗАДАЧИ КУРСА - овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; - овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
II ступень (2 год обучения)
- дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
- научить пользоваться словарями русского языка;
- научить писать сочинения-миниатюры;
- воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны 2 год обучения
- должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
- научиться пользоваться словарями русского языка;
- научиться писать сочинения-миниатюры;
- научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
-
на развитие внимания и закрепления терминологии;
-
игры-тренинги;
-
игры-конкурсы (с делением на команды);
-
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
-
интеллектуально-познавательные игры;
-
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
-
сказочные сюжеты уроков;
-
сочинение своих сказок
Рабочая программа разработана для учащихся 2 «Г» класса (художественный профиль).
В классе обучается 28 учащихся:
По исследованиям на начало учебного года во 2 классе, учащиеся показали следующий результат:
• высокий уровень школьной мотивации у 8 учащихся, что составляет 28 %, средний уровень мотивации- у 17 учащихся -61%, низкий уровень мотивации- 3 ученика-11%.
• Учащиеся 2г класса способны адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием- 21человек, 75%.
• Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-21человек, :61%- умеют контролировать свою деятельность по результату на среднем уровне, у 11% - на низком уровне, у 28% учащихся- на высоком,
• Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на среднем уровне - 17 человек, 61%, у 39% учащихся - уровень ниже среднего.
Описание места учебного курса в учебном плане внеурочной деятельности.
Место курса в учебном плане внеурочной деятельности: Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка в 2 классе - 1 час в неделю, 34 учебные недели (34ч.).
Метапредметные результаты: работать в сотрудничестве; уметь находить и анализировать информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Учебно-тематический план.
2 класс.
№
Наименование разделов и тем
Теория
Практика
Виды деятельности
Дата
По плану
По факту
1
Что мы знаем о буквах и звуках.
1
Индивидуальная работа по актуализации знаний 7.09 - 12.09
2
Что такое лексика?
1
Парная работа. 14.09 - 19.09
3
Однозначные и многозначные слова.
1
Коллективная работа в группах 21.09 - 26.09
4
Игротека.
1
28.09-3.10
5
Слова - братья.
1
Самостоятельная работа. 5.10 - 10.10
6
Слова - наоборот.
1
Коллективная работа в группах сменного состава 12.10 - 17.10
7
Пословица недаром молвится.
1
Парная работа. 19.10 - 24.10
8
Игротека.
1
Индивидуальная работа 26.10 - 31.10
9
И снова пословицы, пословицы, пословицы…
1
Коллективная работа в группах
9.11 - 14.11
10
Играем со словарными словами.
1 Самостоятельная работа. 16.11 - 21.11
11
Анаграммы.
1
Индивидуальная работа 23.11 - 28.11
12
Игротека.
1 Парная работа. 30.11 - 5.12
13
Секреты некоторых букв.
1
Коллективная работа в группах сменного состава 7.12 - 12.12
14
Шарады, анаграммы и метаграммы.
1
Коллективная работа в парах сменного состава 14.12 - 19.12
15
Еще раз о синонимах и антонимах.
1
Индивидуальная работа 21.12 - 26.12
16
Игротека.
1 Самостоятельная работа. 11.01 - 16.01
17
Слова, обозначающие предме6ты.
1
Коллективная работа в группах 18.01 - 23.01
18
Слова, обозначающие действия предметов.
1
1 Парная работа. 25.01-30.01
19
Слова, обозначающие признаки предметов..
Коллективная работа в группах сменного состава
1.02 - 6.02
20
Игротека.
1
Индивидуальная работа
8.02 - 13.02
21
Текст. Тема. Главная мысль.
1
Коллективная работа в парах сменного состава
15.02 - 20.02
22
Заголовок - всему голова.
1
Коллективная работа в группах
22.02 - 27.02
23
Работаем с фразеологизмами.
1
Индивидуальная работа
29.02 - 5.03
24
Игротека.
1
Парная работа.
7.03 - 12.03
25
И снова пословицы.
1
Коллективная работа в группах сменного состава
14.03 - 19.03
26
Еще раз о фразеологизмах.
1
Индивидуальная работа
21.03 - 26.03
27
Русские народные загадки.
1
Коллективная работа в группах
4.04 - 9.04
28
Игротека.
1
Самостоятельная работа.
11.04 - 16.04
29
И вновь словарные слова.
1
Коллективная работа в парах сменного состава
18.04 - 23.04
30
Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
1
Индивидуальная работа
25.04 - 30.04
31
Какие слова русского языка помогают называть качества характера.
1
Коллективная работа в группах
2.05 - 7.05
32
Игротека.
1
Коллективная работа в парах
10.05 - 14.05
33
Повторяем…
1
Самостоятельная работа.
16.05-21.05
34
Повторяем, повторяем…
1
Коллективная работа в группах сменного состава
23.05-27.05
Итого: 34 часа
25
9
Описание учебно - методического и материально- технического обеспечения.
Ресурсное обеспечение.
-
телевизор;
-
компьютер с выходом в Интернет;
-
интерактивная доска;
-
14 ноутбуков;
-
наличие лингвистических словарей;
-
наличие карточек с играми и заданиями;
-
наличие текстов для работы на занятиях.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения предмета, вызывает интерес учащихся. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить виды деятельности учеников на уроке.
Информационно - методические ресурсы. Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
Научно-методические ресурсы. Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы. Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
Наглядность. В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
Литература для учителя.
- Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 - М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение,1981
- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
- Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. - Ш: Знание,1982
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
- Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
- Львова С. И. Люби и знай родной язык. М.: Русское слово,2000
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
- Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. - Волгоград: Учитель, 2008
- Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. - М.:ВАКО,2009
- Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. - М.:Просвещение,1995
Литература для детей.
- Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. - М.: Дет.лит, 1981
- Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 - М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение,1981
- Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. - М.: Просвещение ,1991
7