Рабочая программа Занимательная грамматика 2класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направление программы: интеллектуальное и общекультурное

Тип программы: образовательный

Программа рассчитана на 2 класс на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа адресована МБОУ «СШ № 31 с УИП ХЭП» в 2 Г классе Программа «Занимательная грамматика» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи программы: - овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; - овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь; Данная программа рассчитана на 4 года обучения (134 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы). Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей: 1 часть - вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя. 2 часть - рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других. 3 часть - завершающая. Цель этой части занятий - создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия. В программе выделены 3 блока: 1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте. 2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии. 3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках. В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка. Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. ЗАДАЧИ КУРСА - овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; - овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
II ступень (2 год обучения)

  • дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
  • научить пользоваться словарями русского языка;
  • научить писать сочинения-миниатюры;
  • воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны 2 год обучения

  • должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
  • научиться пользоваться словарями русского языка;
  • научиться писать сочинения-миниатюры;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • сочинение своих сказок

Художественно - эстетическая направленность предмета. В связи с профилем школы №31 в программе уделено внимание и художественно - эстетическому образованию и воспитанию. Художественно - эстетическое образование и воспитание связано с формированием способностей адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Учитель и ученик, опираясь на эстетизацию всего педагогического процесса через художественное образование и воспитание нацелены на формирование, проявление и реализацию собственной индивидуальности. Эстетизация учебного процесса возможна через формирование филосовского мировоззрения, через конструирование содержания образования от общего к частному, когда каждый предмет своим содержанием раскрывает сущность предмета как эстетическую категорию. Рабочая программа учитывает особенности 2 Г класса, в котором будет осуществляться учебно-познавательный процесс: учащиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности: могут сотрудничать в парах, в группах, организовывать работу самостоятельно. Специфика класса.

Рабочая программа разработана для учащихся 2 «Г» класса (художественный профиль).

В классе обучается 28 учащихся:

По исследованиям на начало учебного года во 2 классе, учащиеся показали следующий результат:

• высокий уровень школьной мотивации у 8 учащихся, что составляет 28 %, средний уровень мотивации- у 17 учащихся -61%, низкий уровень мотивации- 3 ученика-11%.

• Учащиеся 2г класса способны адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием- 21человек, 75%.

• Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-21человек, :61%- умеют контролировать свою деятельность по результату на среднем уровне, у 11% - на низком уровне, у 28% учащихся- на высоком,

• Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на среднем уровне - 17 человек, 61%, у 39% учащихся - уровень ниже среднего.


Описание места учебного курса в учебном плане внеурочной деятельности.


Место курса в учебном плане внеурочной деятельности: Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка в 2 классе - 1 час в неделю, 34 учебные недели (34ч.).
Метапредметные результаты: работать в сотрудничестве; уметь находить и анализировать информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.


Учебно-тематический план.

2 класс.

Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Виды деятельности

Дата

По плану

По факту

1

Что мы знаем о буквах и звуках.

1


Индивидуальная работа по актуализации знаний 7.09 - 12.09

2

Что такое лексика?

1


Парная работа. 14.09 - 19.09

3

Однозначные и многозначные слова.

1


Коллективная работа в группах 21.09 - 26.09

4

Игротека.


1
28.09-3.10

5

Слова - братья.

1


Самостоятельная работа. 5.10 - 10.10

6

Слова - наоборот.

1


Коллективная работа в группах сменного состава 12.10 - 17.10

7

Пословица недаром молвится.

1


Парная работа. 19.10 - 24.10

8

Игротека.

1


Индивидуальная работа 26.10 - 31.10

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы…

1


Коллективная работа в группах

9.11 - 14.11

10

Играем со словарными словами.


1 Самостоятельная работа. 16.11 - 21.11

11

Анаграммы.

1


Индивидуальная работа 23.11 - 28.11

12

Игротека.


1 Парная работа. 30.11 - 5.12

13

Секреты некоторых букв.

1


Коллективная работа в группах сменного состава 7.12 - 12.12

14

Шарады, анаграммы и метаграммы.

1


Коллективная работа в парах сменного состава 14.12 - 19.12

15

Еще раз о синонимах и антонимах.

1


Индивидуальная работа 21.12 - 26.12

16

Игротека.


1 Самостоятельная работа. 11.01 - 16.01

17

Слова, обозначающие предме6ты.

1


Коллективная работа в группах 18.01 - 23.01

18

Слова, обозначающие действия предметов.

1

1 Парная работа. 25.01-30.01

19

Слова, обозначающие признаки предметов..



Коллективная работа в группах сменного состава

1.02 - 6.02

20

Игротека.


1

Индивидуальная работа

8.02 - 13.02

21

Текст. Тема. Главная мысль.

1


Коллективная работа в парах сменного состава

15.02 - 20.02

22

Заголовок - всему голова.

1


Коллективная работа в группах

22.02 - 27.02

23

Работаем с фразеологизмами.

1


Индивидуальная работа

29.02 - 5.03

24

Игротека.


1

Парная работа.

7.03 - 12.03

25

И снова пословицы.

1


Коллективная работа в группах сменного состава

14.03 - 19.03

26

Еще раз о фразеологизмах.

1


Индивидуальная работа

21.03 - 26.03

27

Русские народные загадки.

1


Коллективная работа в группах

4.04 - 9.04

28

Игротека.


1

Самостоятельная работа.

11.04 - 16.04

29

И вновь словарные слова.

1


Коллективная работа в парах сменного состава

18.04 - 23.04

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

1


Индивидуальная работа

25.04 - 30.04

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера.

1


Коллективная работа в группах

2.05 - 7.05

32

Игротека.


1

Коллективная работа в парах

10.05 - 14.05

33

Повторяем…

1


Самостоятельная работа.

16.05-21.05

34

Повторяем, повторяем…

1


Коллективная работа в группах сменного состава

23.05-27.05

Итого: 34 часа

25

9

Описание учебно - методического и материально- технического обеспечения.

Ресурсное обеспечение.

  • телевизор;

  • компьютер с выходом в Интернет;

  • интерактивная доска;

  • 14 ноутбуков;

  • наличие лингвистических словарей;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • наличие текстов для работы на занятиях.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения предмета, вызывает интерес учащихся. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить виды деятельности учеников на уроке.

Информационно - методические ресурсы. Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
Научно-методические ресурсы. Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы. Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
Наглядность. В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

Литература для учителя.

  • Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
  • Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997
  • Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 - М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение,1981
  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  • Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. - Ш: Знание,1982
  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  • Львова С. И. Люби и знай родной язык. М.: Русское слово,2000
  • Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
  • Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. - Волгоград: Учитель, 2008
  • Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. - М.:ВАКО,2009
  • Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. - М.:Просвещение,1995

Литература для детей.

  • Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. - М.: Дет.лит, 1981
  • Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 - М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение,1981
  • Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. - М.: Просвещение ,1991

7


© 2010-2022