А. В. Жигулин «О, Родина». Закрепление знаний по теме «Изменение имён прилагательных по падежам»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока. 4 класс.

Чтение, русский язык.

Тема: А.В. Жигулин «О, Родина».

Закрепление знаний по теме «Изменение имён прилагательных по падежам».

Цель урока: формирование информационных компетентностей.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное».

  • Развивать умение выразительно читать стихи, понимать их содержание.

  • Обогащать и расширять активный словарный запас словарный запас детей.

  • Воспитывать любовь к Родине, родной природе, к поэзии.

Оборудование: учебник Л.Ф.Климанова «Родная речь» 4 кл., Л.М.Зеленина, т.Е.Хохлова «Русский язык» 4 кл., диск с песней «С чего начинается Родина», сводная таблица об имени прилагательном.

Ход урока. 1.Оргмомент. 2.Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы отправляемся в страну, имя которой Поэзия. Прославленные поэты - хозяева этой страны - воспевают нашу Родину, её людей, красоту русской природы. Одновременно повторим всё, что мы изучали об имени прилагательном. В помощь возьмём на урок внимание, сосредоточенность, дружелюбие. 3.Чистописание. рр Рр ор Ра рд ре роща Род…на - мат..., умей (за) неё п…ст…ять. а) вставьте пропущенные буквы, докажите б) объясните смысл пословицы 4. Повторение. Введение в тему урока. Родина. Отечество. Родной край. Слова знакомые и дорогие любому человеку с детства. - С чего начинается Родина? (звучит песня «С чего начинается Родина?») - Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово Родина? Мама, дом, природа, семья, Россия, край. - Подберите к каждому слову подходящие по смыслу имена прилагательные? - Какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? - Что они обозначают? - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (на таблице открываются вопросы - какой?, какая?, какое?, какие?) - Как изменяются имена прилагательные? (на таблице открываются слова - по родам, числам, падежам) - Как определить род имен прилагательных? - Определить род подобранных имён прилагательных? Вывод. Родной край - место, где мы родились и провели детство. Мы любим его, с душевной теплотой рассказываем о нём, выражая глубокую привязанность ко всему тому, что в сердце хранится как самое близкое и дорогое. А любовь к родному краю, его озерам, рекам, к его народу - многие поэты отразили в своих стихах. - Какие стихи, посвященные родному краю, вы читали на уроках? - Какой темой они объединены? («Моя тихая родина») - Прочитайте стихи из данной темы. (Дети по выбору читают.) - Представьте себе, что каждый из вас маленький писатель, вы захотели написать рассказ или стихотворение под названием «Тихая родина». Что бы вы описали в нём? ( Дети зачитывают свои работы) 5. Работа над стихотворением А. Жигульского « О.Родина!» 1.Словарная работа. Просёлок- грунтовая дорога между небольшими населёнными пунтами. Перелесок- небольшой лес, отделённый полянами от друг других лесных участков, редкий лес. Жнивьё- жнейка, жнец, жнея. Колокольня- башня с колоколами на здании церкви. а) выяснить значение слов в толковом словаре С.И.Ожигова. (задание выполняют по рядам) б) разобрать слова по составу (взаимопроверка тетрадей) 2.Первичное чтение стихотворения учителем, звучит плавная, напевная музыка. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие чувства вызвало стихотворение у вас? (Чувство тоски, печали.) - Как вы думаете, чем вызвано такое настроение у поэта? 3.Повторное чтение. - Прочитайте стихотворение самостоятельно, подумайте, какую картинно родного края автор нарисовал? (Проверка самостоятельной работы.) - Где мог находиться поэт, описывая эту картину? - Что видел он пред мысленным взором? Найдите эти слова и запишите в тетрадь. Роща- Дом - Крест - Холм - - Какой частью речи они являются? - Какие имена прилагательные подобрал автор, описывая картины родного края? Допишите их к данным именам существительным. (Дети выбирают из текста имена прилагательные и дописывают к именам существительным) - Что имел в виду поэт, когда говорил о холмике со звездой? - Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тоски, грусти, любви.) - Какие слова в стихотворении передают это настроение поэта? Зачитайте. - Как вы понимаете последние строки? (утешение - успокоить, облегчит его в горе, сострадание, исцеление - излечить) Вывод. Многие поэты находят в природе созвучие своим переживаниям, воплощают их в образы, с помощью которых рассказывают нам о сложных законах жизни человеческой души. Природа помогает человеку понять самого себя. 4. Работа над иллюстрацией. а) рассмотрите иллюстрацию, используя такие имена прилагательные: прозрачный, лёгкий зелёная, изумрудная родная, близкая сердцу картина 5. Работа над выразительностью чтения. - Прочитайте стихотворение самостоятельно, расставьте паузы и логические ударения. - Выразительное чтение стихотворения детьми вслух. Вывод. Красота родного пейзажа, красота русской души, красота отчей земли сливается в поэзии в одно целое. 6.Творческое задание. (работа в парах) Задание. На доске записаны три отрывка из знакомых стихотворений. Вставьте пропущенные имена прилагательные и определите падеж. 1.Завтра хлынет дождик …. (быстрый), Тучей солнце, заслоняя, Паутинкам … (серебристым) Жить осталось два - три дня. (Кедрин «Бабье лето») 2. …(Новый) забор перед школою. Тот же … (зелёный) простор, Словно ворона … (веселая), Сяду опять на забор! (Рубцов) 3. Позади ватагой … (стройною) Подвигались лебёжатушки, И дробилась гладь ….(зеркальная) На колечки … (изумрудные). (С.Есенин) - Какие картины нарисовали поэты в этих стихотворениях? - Какую часть речи использовали? (Самопроверка о правильности определения падежей. Таблица) - Что надо знать, чтобы правильно написать безударные окончания имён прилагательных? - Сделайте вывод об имени прилагательном с опорой на таблицу. Таблица.

Имя прилагательное.

(признак предмета, какой? какая? какое? какие?)


изменяется по родам числам падежам -ой (-ый) м. р. И.п. какой? Род - ая (-яя) ж. р. - ые (-ие) Р.п. какого? - -ое (- ее) ср. р. Д.п. какому? В. п. какой? Т.п. каким? П. п. о каком? Запомни: Окончания проверяй по вопросу ________________
прилаг. сущ. какой? какая? какое?
род род : А.В. Жигулин «О, Родина». Закрепление знаний по теме «Изменение имён прилагательных по падежам». : А.В. Жигулин «О, Родина». Закрепление знаний по теме «Изменение имён прилагательных по падежам».: А.В. Жигулин «О, Родина». Закрепление знаний по теме «Изменение имён прилагательных по падежам». число число падеж падеж
_________________
родным краем спелый спелая спелое (м. р., ед. ч., тв. п.) арбуз слива яблоко
7.Итог урока. - Какие два предмета объединились на уроке? - Над какими темами работали? - Как вы считаете, такая форма проведения урока вам интересна? Почему? 8. Домашнее задание. Повторить всё об имени прилагательном. Научиться читать выразительно стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина!» Творческое задание - нарисовать свой любимый уголок природы.

© 2010-2022