Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Романтика летних путешествий и приключений. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Романтика летних путешествий и приключений.

К.Г. Паустовский «Кот- ворюга»

Цель: 1.Учить дифференцированной работе с текстом.

2.Развивать навыки чтения, работы с текстом. Пересказа, восприимчивость к звучащему слову.

3.Воспитывать гуманное отношение к животным смелость и выразительность во время выступлений перед публикой.

Ход урока.

1.Организационный момент. ( Гимнастика для мозга Пола Деннисона)

Звучит музыка.

-Как обычно, начинаем наш урок специальным упражнением, которое поможет настроится на продуктивную работу.

Сядьте прямо. Слегка наклоните голову и медленно делайте подбородком круговые движения над грудью. Сначала по часовой стрелке. Потом против. Дышите спокойно и размеренно. Выпрямитесь и начинайте медленно склонять голову строго вправо, не позволяя ей наклониться ни вперёд, ни назад. Верните голову в исходное положение. И снова отклоните до предела вправо. Выпрямитесь и начинайте медленно склонять строго влево. Верните голову в исходное положение и снова отклоните до предела влево.

( Это упражнение успокаивает центральную нервную систему, улучшает настроение и речевые функции).

2.Дыхательное упражнение

-Положите руки на живот. Медленно и глубоко вдохните так, чтобы руки приподнялись. Выдыхайте короткими резкими выдохами.

3.Самомассаж.

-Поглаживание ладонями от середины лба к вискам.

-Лёгкое поколачивание подушечками пальцев поверхности лба от центра к вискам, верхней губы, нижней губы, подбородка.( от середины в левую и правую стороны)

4.Артикуляционная гимнастика.

-Возьмите зеркальце.

а) тренировка мышц нижней челюсти.

-Выполняем движения нижней челюстью: вперёд, вниз, вправо, влево, вернуться в исходное положение.

-Имитируем жевание с открытым ртом, с закрытым ртом.

Как правильно жевать за столом?

б) Тренировка приротной области.

-Дудочка - улыбка (улыбнулись друг другу)

-Выдуваем воздух из уголков рта, поочерёдно

-Надуваем щёки и расслабляем.

в) тренировка мышц языка.

Упражнение «Индюк».Водим широким языком по верхней губе из стороны в сторону, сначала медленно, затем быстро, добавляя голос.

г) тренировка мышц гортани и мягкого нёба.

- Имитируем полоскание горла жидкостью с запрокинутой головой.

- Проглатываем «воду» маленькими порциями.

(Выключается музыка)

5.Интонационные упражнения.

а) При произнесении гласных звуков воспроизводите удивлённый вопрос-недоумение и ответный возглас.

б) Работаем со скороговоркой. У кота не усы ,не усики, а усищи.

-Читаем медленно, шёпотом, чётко проговаривая все звуки (несколько раз)

-Произнесём скороговорку в движении от шёпота до крика, приседая и поднимаясь на носочки.

-Прочитать с разной интонацией:

Кротость- покорность. Смирение

Обида

Требование - выраженное в решительной, категоричной форме просьба, распоряжение.

Вопрос

Ответ

Равнодушие

Юмор

Грусть

Агрессия- открытая неприязнь, вызывающая враждебность.

6.Художественное чтение стихотворения М.Лермонтова «Вторая речь Демосфена»

Внимание, плавно вдохнём.

Вширь разведём плечи.

Я чувствую с каждым днём

Улучшение речи.

Радость свою я нашёл

Радость моя велика

Я говорю хорошо.

Речь моя легка.

Всё, что хочу я сказать,

Я до конца говорю.

Смело при этом в глаза

В чужие глаза я смотрю.

Мой речевой аппарат

Так хорошо укреплён

Работает как автомат

Точно и мерно он.

Жизни хочу я дарить.

Мой лозунг - всегда готов,

Всегда готов говорить!

_Мы подготовили свой речевой аппарат к работе и продолжаем знакомство с произведениями Константина Георгиевича Паустовского.

Внимательно посмотрите на доску. Кто из вас найдёт название рассказа , над которым нам предстоит работать на уроке.

-Правильно, рассказ называется «Кот-ворюга»... Как вы думаете, кто главный герой рассказа ?

-Да, К.Паустовский говорит от своего имени, а главный герой рассказа - кот.

7. Групповые задания перед чтение текста.

-У каждой группы на столе лежат задания. Прочитайте их. Вооружитесь карандашами и по ходу чтения делайте нужные пометки в тексте.

1 группа- В толковом словаре найдите значение непонятных слов, встречающихся в рассказе.

2 группа- Найдите в рассказе описание кота и составьте «устный портрет» кота-ворюги.

3 группа-Нарисовать кота на основе его описания в рассказе.

4 группа - Найдите в тексте описание дома, в котором жил писатель. Пересказ близко к тексту.

5 группа- Найдите в тексте рассказа самые смешные эпизоды.

8.Чтение рассказа заранее подготовленными учащимися.

-А теперь приступайте к выполнению заданий.

9.Самостоятельное перечитывание рассказа и выполнение заданий.

10. Беседа по прочитанному тексту.(Установка на работу. Внимательно слушаем ответы товарищей)

- Какие слова в рассказе были непонятны?(ответ учащихся 1 группы)

Чулан- помещение в доме, служащее кладовой

Кукан-диалектное слово, употребляется на Севере.

Грабёж-открытое похищение чужого имущества

Тесовая крыша- тёс-тонкие доски из древесины хвойных пород.

Плотица-небольшая пресноводная рыба, семейства карповых.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного

Припадок - сильное и резкое проявление какого-нибудь чувства.

- кто главный герой рассказа?

-Почему кот назван «ворюгой»? Найдите в тексте.

-Почему К.Паустовский назвал кота «бродягой»? (бездомный)

-Как писатель описывает кота в разных частях рассказа? (ответ 2 группы)

-А теперь посмотрим, каким его себе представили ребята 3 группы.

- Какие чувства вызывает у вас поведение кота в начале рассказа?

На доске: негодование - возмущение, жажда справедливого наказания

Удивление

-Где происходят события, описанные в рассказе?(описание дома, подробный пересказ 4 группа)

-Кто поймал кота? (пересказ)

-Как вел себя кот, когда его поймали? (выборочное чтение)

-Какие чувства теперь вызывает у вас поведение и внешний вид кота?( сочувствие)

-Как решили поступить с котом? (выборочное чтение)

-Почему сытный ужин изменил, казалось бы, неисправимого кота?

-Какую простую истину должны мы понять, прочитав этот рассказ? (воспитание от противного)

Вывод: Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных жестокости и побоев изменили его: ужас сменился настороженностью. А потом- доверчивостью.

-Ребята, как вы думаете, какой это рассказ?(юмористический)

-Прочитайте самые смешные эпизоды рассказа( группа 5)

-Мы познакомились с двумя рассказами К Паустовского. Каким вам представляется автор этих рассказов? ( добрый, отзывчивый, чуткий, способный в обыденном увидеть необыкновенное)

Вывод: К. Паустовский хотел сформировать в читателях высокую культуру доброты. Любви к окружающему миру, чувства родства и готовности в любой момент прийти на помощь. Каким бы маленьким и незначительным не показался на первый взгляд, нуждающийся в этой помощи.

11.Творческое задание. Выставка работ. (Проверка домашнего задания)

-У многих из вас дома или в деревне есть домашние животные, которые живут рядом с вами, за которыми вы ухаживаете. Дома вы нарисовали своих питомцев и написали маленькие рассказы, объединенные общей темой «Добро в твоём сердце» (о взаимоотношениях животных и человека).

Я прочитала ваши рассказы и мне они очень понравились. Я хочу прочитать вам некоторые из них. Я прошу не огорчаться тех .рассказы которых мы не услышим. Успех к вам обязательно придёт.

Чтение стихотворения М.Лермонтова «Успех»

Когда лицо покрыто потом.

А финишу не наступил черёд,

Не унывай и продолжай работать.

И твёрдо верь, успех к тебе придёт

И не вини ни помыслом , ни словом,

Судьбу невиноватую ни в чём.

Не будет выходить , пытайся снова.

Опять не выйдет, начинай ещё.

Но если ты жалеть начнёшь,

Что много напрасно потрачено труда,

Успех уйдёт, забыв к тебе дорогу,

А может так случиться- навсегда!

12.Итог урока. Оценка работы на уроке. Домашнее задание.

-Спасибо .ребята, за работу на уроке.

© 2010-2022