- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект + презентация по окружающему миру по теме: Полезные ископаемые (3 класс) Сингапурский проект
Конспект + презентация по окружающему миру по теме: Полезные ископаемые (3 класс) Сингапурский проект
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Долгова Л.В. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Урок по окружающему миру в 3Б классе по теме «Кладовые земли».
Учитель Загретдинова Л.В.
Задачи:
-
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
-
Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
-
Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
-
учебник "Мир вокруг нас" для 3 класса (автор - Плешаков А. А.);
-
рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" для 3 класса (автор - Плешаков А. А.);
-
атлас-определитель: "От Земли до неба".
-
коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого, лупа,, ножницы, клей;
-
иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
-
Презентация в программе PowerPoint.
Ход урока.
№№
Этапы урока
Содержание
Действия учащихся
Оформление
доски и записи в тет.
1.
Организационный (психологический настрой)
-Поприветствуйте улыбкой гостей и друг друга. Оцените свое настрой и покажите карточку со смайликом.
Дети показывают свое настроение при помощи смайлика.
На столах смайлики
2.
Актуализация
1). -Что относится к природным богатствам?
-Сегодня на урок я принесла предметы, которые можно приобрести в магазине. Вот они.
-Что объединяет эти товары?
-Из чего они сделаны?
-Кто сможет сформулировать точнее?
-Подумайте и скажите, кто в сказках хранит полезные ископаемые?
-Что знаете о гномах?
-Как по-другому можно назвать то , что хранят и добывают гномы?
-Воздух, вода, растения, животные, почва, полезные ископаемые.
-Они сделаны руками человека.
-Они сделаны из того, что дала природа.
-Из полезных ископаемых.
-Гномы.
-Сокровища, клады.
Слайд 1
3.
Сообщение темы урока
Тема урока : «Кладовые земли».
-Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами - научные сотрудники, помощники гномов. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
-Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.
Слайд 2.
4
Постановка проблемы
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
Читают дети по строчке.
Слайд 3.
5.
6.
Работа над новым материалом.
Обобщение по теме урока.
1)-У полезных ископаемых сложная и загадочная история. У одних она начинается в воде, а у других - в пламени. По преданию, в 17 веке во время Азовского похода, несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру 1. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим…полезен будет»
-Как понимаете эту фразу?
-Полезные ископаемые-богатства, которые добывают из недр Земли и с ее поверхности.
-Прочитайте статью «Горные породы и минералы» и подготовьте вопрос друг другу. На задание минута.
-Задают вопросы 4 стол друг другу по плечу, начинает 2 партнер.
2) Обобщение. Слово учителя. - В природе много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых. Когда мы говорим - камни, мы имеем в виду минералы и горные породы.
3) Итак, вы - исследователи. Перед вами лаборатория и план, по которому вы будете работать в парах поочередно, записывая ответ. На задание 5 минут
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Состав, однородный или нет.
6. Где можно использовать, применить.
- Закончили работу. - Начинает3 стол, партнер под номером 1. на ответ 15 секунд.
Учитель рассказывает о газе, нефти
-Итак, горные породы - полезные ископаемые состоящие из нескольких минералов.
4) Исследуем гранит. Практическая работа по Р.Т. с.48 работа 2 «Состав гранита»
Обобщение ответов детей
Гранит состоит из кварца, полевого шпата и сланца. Молодцы.
5) Все встали, под музыку двигаемся, затем образуем с рядом стоящим товарищем пару. Обсудите, пожалуйста, вопрос - КАКОЙ ИЗ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ САМЫЙ ВАЖНЫЙ? Отвечает тот. Кто выше ростом.
Обобщение учителем
-Без полезных ископаемых невозможна жизнь людей. Применение их разнообразно.
- Прочитайте статью на страничке 72, 73
-
6) Полезные ископаемые ищут разными способами.
- Прочитайте статью на страничке 72, 73
-Подумайте и ответьте, какими способами добывают полезные ископаемые?
С помощью специальных приборов и распределяют по группам. Подумайте, о каких полезных ископаемых вы смогли бы рассказать.
ТВЕРДЫЕ ЖИДКИЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ
-Отвечает, тот у
7). -Меняемся столами. По часовой стрелке.
8) -Задание на отдельных листах, работаем в парах по плечу:
Найди ошибки в следующих утверждениях.
-
Большинство полезных ископаемых жидкие.
-
Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.
-
Нефть добывают в карьерах.
-
Как удобрение для растений используется каменный уголь.
-
Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.
Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов. Ответы:
-
Жидкие твёрдые
-
Хранят залегают
-
В карьерах в недрах земли
-
Каменный уголь торф
-
Биологи геологи
-Встали, под музыку пройдите, найдите пары, обменяйтесь ответами.
Вернитесь за столы против часовой стрелке,т.е на свои места.
9). - Если утверждение верное - встаете, неверное - сидите на своем месте.
( учитель вслух зачитывает высказывание)
10)На слайде вопросы, прочитайте? Обсудите, времени З0 секунд, ответьте по лицу друг другу.
-Почему нефть называют « черным золотом»?
- Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?
11) -Каждое полезное ископаемое изображено условным знаком. 10 секунд, чтобы запомнить обозначение..
- Игра « Не ошибись» Покажи знак, обозначающий каменный уголь,…
Пос На территории республики Татарстан разведано более сотни залежей угля, хотя использоваться в промышленных масштабах могут только некоторые из них.
Однако главный ресурс недр республики - это нефть. В Татарстане разведано и разработано более ста месторождений нефти, прогнозируемые запасы составляют больше 1 млрд тонн.
Именно здесь находится одно из самых крупных в России нефтяных месторождений - Ромашкинское, а также крупное месторождение недалеко от города Альметьевск.
Месторождения нефти обычно сопровождаются попутным газом. Найдены несколько небольших месторождений и природного газа.
По прогнозам, запасов нефти при современном уровне добычи хватит еще около 30 лет. На основе богатой сырьевой базы созданы мощные производства нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, а также закладываются основы современного нефтеперерабатывающего производства.
Республика Татарстан имеет крупнейший в России ресурсный потенциал природных битумов. Важность этих ресурсов возрастает в связи с открывшимися перспективами получения из них альтернативных энергоносителей.
На территории Татарстана имеются и другие полезные ископаемые.
Недра республики богаты промышленными запасами известняка, гипса, доломитов, другими нерудными строительными материалами, а также торфа, каменного и бурого угля. В республике имеются перспективные залежи горючих сланцев, меди, бокситов, нефтебитумов.
Большое значение приобретают цеолитосодержащие породы составляющие почти половину нерудных запасов республики, глинистые и карбонатные породы.мотрите на карту. (Показ полезных ископаемых по Татарстану.)
12)- Вспоминая наш урок, выполните задание в рабочей тетради на странице 49 задание3
Вырежьте фотографии и наклейте их в соответствующие окошки
Тест.
-Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль
-Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда б) уголь, торф в) известняк, газ
-Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок б) уголь, руда в) нефть, газ
-Люди, какой профессии, отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители б) геологи в) шахтёры
2) - Проверка теста Подумайте, отвечает? Стол.., партнер под.№.…
3). Обобщение.
-Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействия на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы, роют карьеры насыпают искусственные холмы. При этом местность, окружающая месторождения, становятся непригодной.
-А как отвечает нам природа?
-Сравните свой ответ с просмотром видеоролика.
Дети объясняют.
После прочтения, дети задают друг другу по вопросу.
У детей на партах коллекция горных пород
Дети рассказывают по инструкции о
О граните
О железной руде
о каменном угле
о торфе
о глине
об известнике
о меле
о песке
о каменной соли
о мраморе
У детей лупы.для рассматривания гранита
-Без полезных ископаемых невозможна жизнь людей. Применение их разнообразно. Одни используются в …
Отвечают по лицу
Дети встают по углам, к карточкам.
Отвечает по…
Дети командами пересаживаются.
На столах листочки у каждого ученика с утверждениями
Отвечаем «по лицу»
Дети показываю учителю, выбрав правильный знак.
Вырезают фотографии и наклеивают их в соответствующие окошки
Дети работают в парах
Дети слушают.
Слай 4
Таймер на 1 минуту
Слайд 5
Таймер в 5 минут
Слайд 7 (инструкция
Таймер продолжает отсчет
Слайд 9-14
Слайд 15
Слайд 16-18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21, 22
Слайд 23
Слайд 24, 25
Слайд 26
Слайды 27
Слайд 30-32
Слайд 33-36
Слайд 28
Слайд 29
По углам карточки.
Слайд 38
Звучит музыка Грига « В пещерах горного короля»
Слайд 40
с ответами
Таймер
Слайд 42
Слайд 43
7)
Рефлексия.
Вернемся к нашей проблеме:
-Можно ли обойтись без полезных ископаемых?
-Назовите полезные ископаемы.
Дети отвечают
Слайд 45
Видеоролик
8)
Домашнее задание.
-Учебник с.70-73 читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь